показать всё меню

Размышления по картине Н. К. Рериха «Матерь Мира»

Перед нами репродукция картины Н. К. Рериха «Матерь Мира».

(Холст на картоне, темпера, 1930 г., Музей Николая Рериха, Нью Йорк)

Это многоаспектная картина. Существует много аспектов Матери Мира. Мы рассматриваем образ Матери Мира как Высочайшую Индивидуальность – Великого Учителя, Высокое женское начало.

Матерь Мира и руководит эволюцией нашей планеты, и заложила Белое Братство как часть Иерархии Света, которая призвана служить человечеству, и ведёт, и направляет учеников. Иногда Н. К. Рерих говорил о Матери Мира как об Индивидуальности, иногда как о Космическом принципе.

Мы видим через земное отражение – Небесное. Н. К. Рерих этим произведением приближает к нам этот Высокий Облик, чтобы у нас возникло особое чувство, особое сердечное восприятие, осознание величия Присутствия.

Мы видим Матерь Мира за рекою Жизни, отделяющей мир невидимый от видимого. Покрывало – плат, закрывает две трети лица. Пейзаж внизу – подходы к Обители Света через Гималаи. В пространстве – звёзды в виде фигурок Учителей (Она – основательница Белого Братства), предстоящих в молитвенном преклонении, принятом на Востоке.

Н. К. Рерих отмечает в статье «Великая Матерь» сборника «Твердыня Пламенная»: «На всём Востоке и на всём западе живёт образ Матери Мира и глубоко значительны обращения, посвящённые этому Высокому Облику».

Несколько позднее, в статье «Майтрейя», в 1931 году (кн «Твердыня Пламенная»), Н. К. Рерих утверждает: «Заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь – Матерь Мира. Неисчерпаемая, любовь творящая, создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».

Также Н. К. Рерих поясняет в статье «Великая Матерь» (кн «Твердыня Пламенная»): «И каждая сказала на своём языке, что не делить, но строить нужно». И мы понимаем, строить – соединить миры, преобразовать…

Матерь Мира – символ Новой Эпохи, Нового Мира, новой страницы в жизни человечества и окружающего мира, которые приведут к преображению, уравновесию двух Начал: мужского и женского. Космические сроки подошли. Но человечество никак не может принять это в сознание – то есть осознать.

Матерь Мира – носительница сокровенного знания. Мы видим Матерь Мира и два сверкающих Нимба: над головой – проявление Высшего Мира, полный овал – проявление разных сфер Высшего мира. Сияющие окружности Матери Мира сотканы сиянием огней. Нимбы серебряного цвета как символ синтеза лучей. Мы видим разные градации светящейся материи. Наибольшее по чистоте свечение – в области головы. Следующий овал – сияние более уплотнённое. В кругах – небесные сине-голубые тона с некоторым оттенком лилового. Нимбы окружены волнами света: фиолетового, лилового, голубого, синего…

В статье «Великая Матерь» (кн. «Твердыня Пламенная») Н. К. Рерих отмечает: «Великий лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала сияющего квадратами совершенства не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!» Квадрат совершенства с точкой – как бы символ Нового проявления Эпохи, Эпохи совершенства, эпохи преобразованной Материи. Лика не видно, сокрыт от нас, недоступен Он человечеству, велика сила Его ослепительного сияния, не выдержать… Там Тайна непроявленного. Видна нижняя часть лица телесного цвета – то, что проявлено для нас и в постижении человечества может быть доступно. Остальная часть лица имеет единое с Тайной – Единой, Божественной, Абсолютной. И связаны эти части покрывалом сияющим. Матерь Мира сокрыла свой Лик ещё со времени Атлантиды, в период максимального падения нравов человеческих, сокрыла в силу Космических причин. Покрывало как символ отражения тайны – Небесный Покров.

Одеяние Матери Мира. Прекрасная серебристо-голубая ткань Её общего покрывала украшена растительным и животным орнаментом. Матерь Мира сама жизнь и даёт жизнь растительному, животному царствам, стихийным силам: птицы Сирин – таинственные и волшебные птицы радости. Прекрасны складки Её одеяния, кант её одеяния говорит о совершенстве формы. Покрывало окутывает всю Её фигуру. Всё говорит о гармонии. И мы ощущаем одновременно силу, мощь и в тоже время утончение, изящество.

Утончённые кисти рук обращены ладонями к человечеству, ко всему Мирозданию, напоминая форму сердца, состоящего из двух половинок, сердце с вечно льющейся, неисчерпаемой, творящей любовью. Это как бы и символ чаши – сосуда накоплений кристаллов духа. На области около солнечного сплетения мы видим цветок распускающийся – как бы символ Огненного мира в области энергетического центра. В области шеи – декоративно оформленный двойной оберег. Запястья рук защищены манжетами – окаймлены. Мы видим пояс вокруг туловища, около солнечного сплетения. Н. К. Рерих как бы показывает необходимость применения знаний Высоких, показывает образец одеяния. Опоясывание – защита, оно необходимо для разделения частей – низших и высших, чтобы низшие части были преобразованы в высшие. Показаны уровни энергетические.

Матерь Мира в Твердыне Нерушимой среди кристаллов огня нерушимого, вечного. Это область Небесного, Горнего Мира. Труднодоступное место, высочайшие, крутые, отвесные скалы, и опасны подходы к Твердыне. С грузом личной, тяжёлой поклажи не подойти и не войти. И надо весь груз тяжёлой поклажи Плотного мира (самость, невежество, все личностное) оставить. Богатство знаний сокрыто в Вечной Обители, в Ларце. Ларец – как пьедестал для Матери Мира. Она сидит на кристаллах духовных богатств, которые должны достигнуть люди. Прекрасны оттенки разнообразных токов.

Река жизни перед Матерью Мира: воды пространства, воды жизни, преддверие этапа продвижения. Воды – сине-голубого цвета – между миром Высшим и миром Астральным, тесно связанным с Земным. Астральный – как отблеск Высшего с миром мысли и более низкими слоями эмоций и страстей.

Река жизни – Мир соединяющая, самую тончайшую материю, самую прочную с самой плотной, земной, не прочной. Всё движется по спирали, это космический закон и мы видим как бы фрагмент витка спирали.

Река жизни. Поток передаёт всё от высшего к низшему, омывая берега. Этот поток – Великий поток эволюции мира. В водах реки мы видим волны. Которые могут создавать завихрения, водовороты, но они совсем не влияют на течение Потока, так как уносятся мощным, сильным течением, устремлённым в Будущее. И ничто не может остановить его.

Эпоха рыб. Две рыбы – символ мужского и женского начала, они должны проявляться ярко, свободно, развивать индивидуально свободу духа. И надо свободно двигаться, как плавающие рыбы, преодолевать, как водные потоки, препятствия. Быть всегда в готовности к возможным изменениям и подвижности плана. Это не означает рождение хаоса. У рыб свой ритм движения – общий с ритмом мироздания.

Подходы к Обители Света, к Обители Матери Мира труднодоступны. Подходы через Гималаи. Гималаи – высочайшая горная система мира с высочайшей точкой Земли – Эверест (Джомолунгма). Ритмы гор особые, горы заострённые, местами затенённые. Мы видим две фигуры в коленопреклонённом положении и их связь через славяно-арийский крест. Крест – единение духа и материи. Древнейший крест, который приписывают археологи к древнему Новгородскому (найден там), – крест на подставке, это не земной крест, не от Земли, он Горний, Высший. Но Н. К. Рерих знал и чувствовал потоки времён Пространства.

Вокруг фигур – свечение. Разные фиолетовые оттенки одеяний. Свободное одеяние – символ вмещения. Справа – фиолетовое сияние одеяний, так как в чистоте горения, воспламенившись, можно подойти к реке Жизни – потоку Жизни и потом к Твердыне. Белый головной убор – платок, как отражение плата Матери Мира – олицетворение чистоты помыслов или синтеза – слияние всех цветов в гармонии и чистоте. У фигуры в левой нижней части картины несколько другой оттенок сияющего одеяния. Головной убор с заострённой верхушкой для восприятия потоков энергии напоминает пирамиду.

Н. К. Рерих подчёркивает, что есть два пути у человечества, чтобы достигнуть Богатства Знаний. Сердечный путь: слева в руках символ его – ларец с кристаллами огня, – это и дар ученика и подношение. Или справа – путь через знания, книга как символ знаний, даваемых через опытное познавание жизни, через книгу. И нужно нести сочетание духовного и материального – крест. Крест изображён с небольшими языками огня вокруг на подставке, отделяющей от этого мира.

В ларце Матери Мира – кристаллы жизни, претворённые духовной материей, и все эти накопленные богатства – для всех людей.

Зеленоватые оттенки сияния, сияющие около учеников и заметные около Матери Мира – символ необходимости земных знаний и земных накоплений. Без развитого интеллекта, рассудка, не пройти, но они – внизу, а главное – сердце, и этот символ в руках Матери Мира – наверху. Он – выше.

В этих двух фигурах можно представить и символ Востока и Запада. Н. К. Рерих как бы показывает взаимопроникновение эпох и народов. Ученики пришли с дарами, ответствуют за свои действия, за то, что достигли и обогащаются новыми знаниями.

Матерь Мира сидит на свитке материи – прочна ткань труда Матери Мира, прочна высшая ткань. Свиток – нити пряжи свиты в высочайшей прочности. Она может дать материю, которая даёт полёт сознанию. Этот свиток тончайшей ткани из светоносной пряжи Матери Мира, свиток материи, – беспределен. Человеку так трудно воспринять эту тончайшую материю! Так трудно в этом, плотном, мире! Края свитка материи украшены знаками креста.

Звёзды – как олицетворение святости подвига Учителей. Единство макро и микрокосмоса достигается через Служение. Через свет сияния подвига, героизма, подвижничества люди могут прийти в Высший Мир.

В статье «Звезда Матери Мира» (1924 г., кн. «Шамбала») Н. К. Рерих отмечает: «Семизначное созвездие под именем Семи Сестёр, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекало сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. … Другому чуду неба – Созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трёх Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо несётся к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира». Это Венера.

Мы понимаем, что Орион – центр духовного развития Галактики. Венера – звезда Утра, вечерняя звезда Матери Мира, приближаясь «предуказывает новую великую Эпоху человечества», – отмечает Н. К. Рерих. Утренняя звезда, но эта планета настолько яркая, что не теряется на небе даже при дневном свете. Эта удивительная планета – ближайшая к Земле и вторая от Солнца. Единственная планета Солнечной системы, вращающаяся по часовой стрелке. Н. К. Рерих сумел отобразить особую яркость этой планеты.

Елена Чеглакова, ЛИК
2012 г.

Статьи Н. К. Рериха
 

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":

Размышления по картинам Н. К. Рериха:

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.