Размышление по картине С. Н. Рериха «Мой дом»

 

Перед нами произведение С. Н. Рериха «Мой дом», созданное в 1971 году, на оргалите маслом. Оно находится в Государственном Музее Востока.

Это очень живописное произведение, в котором мы видим процессы преобразования тёмного, и жизнь явлена во всей красоте.

Что есть дом? Это место, где мы спим, едим, занимаемся творческой деятельностью – земной дом? Или дом – это страна, планета? Или дом – это наш дух, с которым так трудно нам поддерживать связь? А может быть дом – это мир мыслей связанных с мыслями Пространства?
Безусловно, нужен светлый, хороший дом для гармонических форм – иначе это будет не долговечный дом, с несочетающимися, непрочно соединёнными формами.
Гармоничным формам, сочетающимся с содержанием, должна соответствовать гармония цвета.

С. Н. Рерих в представленном произведении отображает, казалось бы, трудно сочетаемые цвета и их расположение.

В центре композиции образ женщины, обладающей удивительной грациозностью. Плавные линии подчеркивают её женственность. Она в типичном индийском одеянии – сари. Одеяние – цвета Праны – потока жизни, изысканного оранжевого цвета. Словно сама Жизнь представлена в этом образе. Такое одеяние – возможно речь идёт об образе самой Индии. Может быть, Индия и есть тот дом, о котором размышляет С. Рерих. Индия сквозь века – как место пересечения народов, великих путей, место проявления Великих Учителей, потоков Знаний.

В этом произведении можно очувствовать наложение энергий Бытия на земную жизнь.

Потоки изливающегося Света, проникающие через планы Бытия, дают возможности проявления многоцветия.

Женщина идёт по жёлтой дорожке, насыщенной отзвуками Божественного Солнца. Она идёт босиком и не только потому, что это принято в Индии, так она лучше соединена с Миро-зданием, выражая тем самым единство Жизни.

Женщина идёт вперёд. Об этом говорит расположение её фигуры, поворот туловища, конечностей. Вокруг неё постоянно происходит обновление жизни. Женщина идёт в сторону выраженного многоцветия – от более тёмных тонов к светлым и солнечным. Она идёт в будущее. Будущее прекрасно. Женщина оглянулась: что же из прошлого, надо взять лучшее? И к её прекрасной руке с браслетом на запястье – украшением и символом защиты, тянутся проявления красоты по созвучию. Черты лица женщины лишь обозначены, угадывается её решительность. Выделяются выразительные, большие глаза. Волосы покрыты тканью тёмно-синего цвета – символ разумной мысли. Только с такими мыслями можно идти в будущее. Будущее не может быть унылым, тусклым, неправильным. Жизнь в Истине, в гармонии прекрасна, так как существует Беспредельность. Но унылая, тусклая жизнь ведёт к разложению. И в центре произведения можно предположить окно в Беспредельность неведомую и несказуемую.

Само многоцветие этого произведения создано богатой палитрой цвета. Цвета и их оттенки взаимоконтрастируют друг друга, но сочетаются гармонично.

Творческие процессы жизни, представленные слева в нижней части произведения изображены оттенками красного цвета находящегося в преодолении серого и коричневого. И выше и розовый цвет – символ утончённого творчества, явленного после преодоления земных трудностей. Розовый цвет при определённом насыщении высокими потоками может перейти в тонкую градацию фиолетового. Фиолетовый – один из аспектов Огня Высокого Плана Бытия. Так учат нас Высокие Учителя. Это таинство розового цвета передаёт нам творец.

Мы видим много зелёных потоков – кругооборот зелёного в центре произведения, как бы свиток охраняющей спирали, очерчивающий пространство. Зелёный при близком рассмотрении имеет несколько оттенков. При дальнем рассмотрении просматривается изумрудный цвет – зелёный, насыщенный, с внутренним свечением. Зелёный цвет – символ растительного царства (вечно зелёная ёлка, зелень весной, появляющаяся при зарождении нового цикла). Зелёный в произведении С. Н. Рериха в его изумрудном звучании с внутренним наполнением Огня – символ земного синтеза. В потоках зелёного цвета вырисовываются разнообразные образы. Этот цвет даёт радость всему произведению.

Итак, ещё раз отметим, что в своём произведении «Мой дом» Святослав Рерих особенно отражает ритмы волн пространства. Таким приёмом выражена недосказанность идей Беспредельности, так характерная для творчества этого выдающегося художника.

Елена Чеглакова

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.