показать всё меню

Образ Преподобного Сергия в жизни и творчестве Н. К. Рериха

Два имени стоят рядом: Преподобного Сергия Радонежского – 8 октября День Памяти и 9 октября День Рождения Н. К. Рериха. Несмотря на то, что их разделяет пять столетий, образ Преподобного Сергия Радонежского занимает в жизни и творчестве Н. К. Рериха особое, сокровенное место. Почему именно Преподобный Сергий? Ведь, наверное, не только близко стоящие памятные даты объединяют их?

Уже не раз, когда мы обращались к этому Имени, сердца наши трепетно и с любовью отзывались на Него. В этом году с радостью сердечной ещё раз коснёмся Его, чтобы понять, какое место занимал образ Святого Сергия в жизни и творчестве Н. К. Рериха. Жизнь и творчество Николая Константиновича невозможно разделить, ведь вся его жизнь и была творчеством, а в творчестве своём он воплощал мысли, которыми жил.

С достоинством, высоко возносил священное имя Преподобного Сергия Николай Константинович всю свою жизнь. В «Слове на освящение часовни св. Преподобного Сергия в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут» Николай Константинович писал: «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры». Почему Преподобный Сергий – Строитель Культуры? Из описания его жизни видно, что Преподобный Сергий был основателем очищения религиозного пути России, человеком, проложившим путь возрождения духовности России, а мы знаем, что без духовной составляющей нет Культуры во всей её полноте, и не может быть! Возросшая духовность привела к заложению новых очагов Культуры. В том же «Слове на освящение часовни св. Преподобного Сергия в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут» Николай Константинович Рерих пишет: «Соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания».

В северных землях начали строить ученики Св. Сергия монастыри, в основании которых был заложен устав общинножития, сложенный Преподобным Сергием. Главным в нём была высоконравственная жизнь, трудолюбие, добрые взаимоотношения. Эти монастыри и явились очагами просвещения, Культуры. При них стали открываться школы, мастерские, строились храмы с более развитой архитектурой. Преподобный Сергий благословил на это своих учеников. Более 50 монастырей было построено на Земле Русской. В книге Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» увидим слова о Сергии: «Сергий – Строитель Общин», «Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека», «В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага <…> и в их числе Великий Общинник и Подвижник Сергий».

В сердце Николая Константиновича жил образ Преподобного Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея Рериха, по предложению Н. К. Рериха была построена комната-часовня Преподобного Сергия. О ней часто упоминает Николай Константинович в своих статьях, например, в статье «Свет Неугасимый» в 1934 году он пишет: «Радостно слышать, что в нашей часовне Преподобного Сергия уже совершают Богослужение, объединяющее русские силы».

В «Слове на освящение часовни св. Преподобного Сергия в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут», Николай Константинович говорит о том, что имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа, то есть для него было счастьем произнести Имя Преподобного и, конечно, как далее пишет Николай Константинович: «Не было ни одного отрицания, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце». Николай Константинович радовался, когда к нему приходили вести о строительстве храмов, образовании обществ, кружков во имя Преподобного Сергия. Он писал с любовью и гордостью: «Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощённое мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу… Всюду благовестит это непобедимое Имя». Так чувствовать, понимать значение, утверждать Имя Преподобного Сергия может только человек духовно близкий Ему. Таким и был Николай Константинович Рерих. Между ними была крепкая духовная связь, на Русской земле встретились в разных образах Учитель и Ученик: Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, и Николай Константинович Рерих – Знаменосец, Утвердитель и Охранитель Культуры, посвятивший этому служению всю жизнь.

Николай Константинович Рерих утончённо и красочно отображал на художественных полотнах и в статьях Образ Преподобного Сергия Радонежского: «Сергий – строитель», «Сергиева пустынь»,  «Преподобный Сергий Радонежский», где Сергий крепко стоит на Русской земле и держит в своих ладонях Храм – Обитель Духа России, Храм – Сердце России пламенеющее, ведущее народы в Будущее!

Каждым упоминанием в своих статьях Имени Преподобного Сергия Николай Константинович зовёт всех нас к самоотверженному труду, светлому созиданию во имя Общего Блага, от прошлого устремиться к Будущему. Необычайно звучат слова Николая Константиновича: «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, сказанных и несказанных!».

Светочем называл Николай Константинович Преподобного Сергия, а это значит, что Сергий Радонежский не только Сам нёс Свет, побеждая тьму, но и возжигал сердца многих. Именно эти возжённые сердца несли просвещение, объединение, защиту и возрождение России. Точно также и Николай Константинович – Светоч Культуры. Сколько сердец он возжёг, устремив к Свету, в Будущее! Николай Константинович призывал своих сотрудников и сам утверждал Имя Преподобного. Этот наказ звучит в статье «Свет Неугасимый»: «Нужно создавать часовни и алтари во Имя Преподобного Сергия и это радостное явление нужно расширить везде и всюду, где позволят обстоятельства водружать его образ и возжигать лампаду Света». В этой же статье Николай Константинович говорит о Св. Сергии: «Данный России Воевода, Высокий Воспитатель русского народного духа. Истинный подвижник Православия. Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской … Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьётся русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине».

Мы знаем, что Сергий благословил на битву князя Дмитрия, но и Сам своим неутомимым предстоянием перед Престолом Огненным явился Воином Несломимым, и с победой этой была благословлена Русь на возрождение и объединение Земель.

Защитником Культуры мы называем Николая Константиновича Рериха. Защитник – он же и воин. Знаем, как выявлял и боролся он с невежеством, равнодушием, предательством. Чужд ему был и компромисс. Много стрел тёмных было принято в Щит, но только ярче, мощнее горело Сердце Воина, и в этой борьбе помогал ему образ Преподобного. Был Он тем прибежищем, на который опирался дух Николая Константиновича Рериха.

В статье «В рассеянии сущие» Николай Константинович писал: «Жизнь, которую заповедал нам Сам Преподобный, Водитель, Воевода Русский, Святой Сергий, всегда напомнит как от малого, самодельного сруба, произрастали светлые Лавры просвещения. Не в гордыне произносим священное Имя Строителя Лавр просвещения. Это опять-таки неотъемлемый исторический факт. Можно его толковать разными словами, но основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остаётся нашею богоданною собственностью». Да, не в гордыне, но с гордостью и радостью произносит Николай Константинович, что именно на Русской Земле, жил и трудился Преподобный Сергий. На этой же Земле родился и он сам, и куда стремился вернуться. Николай Константинович всегда и везде называл себя русским. Этим гордятся и все, кто является истинно русскими по духу.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в Соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности», так выразил в полной мере своё отношение к Священному Имени, определив Его значимость для Земли Русской, для всей планеты Земля.

Татьяна Данилова, 6 октября 2012 г.
Рериховский клуб Общества "Зов к Культуре"

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.