показать всё меню

Мост Славы. Размышления по картине Н. К. Рериха

Перед нами живописное произведение Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.), великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля «Мост Славы». Картина написана в 1923 году, холст, темпера, оригинал находится в Музее Рериха в Нью-Йорке.

В этом произведении Н. К. Рериха видим фигуру в монашеском одеянии на фоне огненной дуги Северного сияния в ночи, в таинственном сокровенном месте.

В состоянии особого проникновения мыслью, молитвою постоянной, то есть в особом молитвенном состоянии, по берегу водного простора идёт крепкий молитвенник в особом сердечном состоянии, подвиг творящий.

Н. К. Рерих создаёт образ человека, возносящего постоянную молчаливую молитву в высочайшем напряжении земного и небесного, то есть в состоянии огненном, что можно прочувствовать. Такое состояние свойственно только Высокому Духу, подобному Сергию Радонежскому.

Мы видим небольшую фигуру молитвенника, слегка согбенного от тягот земных, которые нуждаются в преобразовании, а значит в осветлении и утончении, как бы сливающуюся с сине-голубым фоном всего произведения.

Всё гармонично соединено в одно целое. Николай Рерих показывает таинство соединения с Высшим в молитве всем своим произведением.

Мы предполагаем, что это образ Сергия Радонежского, хотя прямых указаний Николая Рериха не было пока найдено. О том, что это может быть образ Сергия Радонежского, находим подтверждение в книге Вячеслава Иванова «Рерих – художник мыслитель» (Ленинград, 1991 г.): «Голубой сапфировый мост, «Мост Славы», образован северным сиянием и накрепко вяжет легчайшее небо и дебелую землю. И тут же святой Сергий Радонежский бредёт к этому мосту, этот величайший образ и столь любимый Рерихом как бы образец русского делания тихого, но крепкого подвига». Н. К. Рерих встречался с Всеволодом Ивановым в 1935 году, в Харбине, в период эмиграции Вс. Иванова. Н. К. Рерих знакомился с рукописью этой книги, одобрил и просил в письме к П. Ф. Беликову помочь с распространением этой книги. Вс. Иванов восхищался Рерихом, сравнивая его палитру с великолепной музыкой и его картины с симфонией во славу добра и просветления человеческого духа.

Великие Учителя человечества приходят на помощь человечеству и в роли религиозных деятелей, Великих религиозных деятелей. Таким и был Святой Сергий Радонежский – Отец Северного монашества, и на картине мы видим как символ особых огненных процессов именно Северное Сияние. Отец Сергий – родоначальник Троицкого монастыря, впоследствии Троице-Сергиевой Лавры. Учил общинному духу, где главное – это общность духовных целей и труд на Общее Благо, а это рождается благодаря таинству молитвы, связующей с Миром Высшим. Это – труд Великий! Прообразом его и является Северное Сияние.

Мост Славы! Мост, как символ соединяет прошлое с будущим, настоящее с будущим, Учителей с учениками, земное с Надземным, это связь частей света и так далее… Мост Славы – огненный, вечный, находящийся в единстве с потоками огня Высшего, с потоками огненной Лавы, Мост с Лавой соединённый. Мост, соединённый с Лавой мощной, широкой, искрящейся. Мост, соединённый с Лавой, сметающей всё непрочное, бездуховное на своём пути, и укрепляющий, закаляющий всё бесстрашное, достойное, любящее.

Мы видим Северное сияние ритмичное, гармоничное, огненное. Мы ощущаем быстро сменяющуюся динамику цвета, особое напряжение, дающее такое характерное свечение. Н. К. Рерих передаёт нам необычное свечение в тончайших переливах оттенков на фоне сине-голубого общего тона произведения. В ночи совершается таинство молитвы. Сурова природа, характер берегов водного простора. Может это таинственные места Ладоги с её скалами и шхерами. Мы знаем, что Святой Сергий действовал под Москвой, но зёрна его труда разбросаны по всему Северу. Святой Сергий проникал мысленно в чаяния народа земли русской. Он как бы идёт в устремлении потоков Гипербореи – загадочной земли потока Арийской расы. Идёт, чтобы принести людям Свет.

Мы видим на холме маленькую часовню. Образ часовни часто встречается в работах Рериха, часовня как символ храма для духа человеческого. По эскизам Н. Рериха в Америке под Нью-Йорком, в деревне Чураевка был создан храм – часовня Сергия Радонежского – особое место для стяжания духа.

Склон холма – с красноватыми, розовыми вкраплениями, незначительными, блеклыми по сравнению с Северным сиянием, огнями пространства. Эти вкрапления отражают процессы подземные в соединении с пространственными огнями, в соединении творческом. В момент Высочайшей Молитвы.

Сергию Радонежскому Слава!

Елена Чеглакова, 2012 г.

Статьи Н. К. Рериха
 

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":

Размышления по картинам Н. К. Рериха:

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.