Размышление по картине С. Н. Рериха "Возлюби ближнего, как самого себя"

Размышление по картине Святослава Рериха (1904 – 1993 гг.) «Возлюби ближнего, как самого себя». Картина написана в 1967 г., холст, темпера, оригинал находится в Индии, Бангалор. Другие названия этого произведения, встречающиеся в печати: "Господом твоим", "Возлюби ближнего твоего", "Возлюби ближнего своего", "Возлюби ближнего своего как самого себя" (как грани одного процесса).

На переднем плане этого произведения видим облик Христа. Картина посвящена Иисусу Христу – Великому Учителю. Видим голубой с синим фон – «небес светящихся», видим сферу – область Высшего Мира.

Святослав Рерих в письме лётчику-космонавту В. И. Севастьянову 9 февраля 1973 года из Бангалора (Индия) сообщает: «Люби ближнего твоего как самого себя. Это чудесный завет. Прекрасный, кратчайший, но в тоже время самый трудный». И действительно, на картине С. Н Рериха «Возлюби ближнего, как самого себя» – облик Учителя, призывающий к исполнению этого завета.

Завет – это напутствие, наказ Учителя, здесь краткий, но может быть от краткого к полному: Ветхий Завет, Новый Завет. Напутствие Учителя – по исполнению норм космических, всегда и везде, во всём мироздании, вечных законов, и, прежде всего закона любви в данном случае.
«Возлюби ближнего, как самого себя», а это уже значит «Господом твоим».

Возлюби – войди в состояние любви. Это призыв Учителя. Любовь – это творящая сила высшего притяжения, соединения, сочетания.

Возлюби ближнего по духу, возлюби по этой нашей вечной, высшей составляющей.

Возлюби ближнего духа, но со всеми его недостатками, несовершенствами, которые являются искажениями отражений проявления духа в земных условиях.

Возлюби сурово, обличая всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. И не желай того, что не желаешь самому себе.

К образу Христа С. Н. Рерих в таком выражении обращается в возрасте 63 лет. Учение Великого Учителя Иисуса Христа, как и все Учения, имеет внутреннюю, эзотерическую составляющую, и внешнюю – экзотерическую. На основании Учения Христа была образована религия – христианство, чтобы быть доступной массам с разными уровнями сознания. С. Н. Рерих передаёт образ Христа не с религиозных христианских позиций, а с позиций знаний Учения внутренней Школы Братства.

Христос – Великий Путник, Великая Жертва, Спаситель. Давая знания, претворяя их в действия, Христос делает акцент на любви. И до него Учителя говорили о необходимости любви, выражали любовь. Но Христос усилил акцент на необходимости проявления любви, подчеркнул, что именно через любовь можно добиться лучшего, лучистого, светлого. И потому говорят: Христос – это любовь, это огненное сердце, полное любви.

Великая жертва Христа была уже в самом проявлении Высочайшего духа на земном плане, в физическом теле. Жертва заключалась в выполнении задачи – пройти весь путь человеческими ногами и руками, пройти Великий Путь, Великого Путника. Проходя путь человеческими ногами и руками, следовало показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою, можно претерпеть муки за желание принести Свет Истины людям.

И принеся Свет Истины постоянно забываемой человечеством, Христос показал Путь к Свету и Спас. Направив по правильному пути, к свету, Он Спас человечество. Именно потому Его назвали Спасителем.

Перед нами образ Христа, созданный С. Н. Рерихом на основе истинных знаний переданных человечеству. Он полон символизма, и наполнен неземным Образом.

Можно представить, что голубой с синим фон – «небес светящихся», а сфера – область Высокого Плана, Высшего Мира. Сине-голубой, фиолетовый, лазоревый, в проявлении высших тонов, воспринимаемых человечеством, как бы подтверждают это проявление. Можно представить, что Христос говорит нам о необходимости устремления в Высший Мир, через разумное постижение Бытия можно прийти в Мир Высший. Можно прийти через духовное проявление разума, а любовь – это наикратчайший и прекраснейший путь. На картине мы видим изображение птиц – символа мыслей. Белоснежные светящиеся птицы в отблеске огня отображают мысль огненную, творящую. Белый цвет мы воспринимаем как синтез основных 7 призматических цветов. Нам нужна, пока ещё призма, чтобы их увидеть. Так мы воспринимаем на земном плане. Белый цвет – символ высочайшей чистоты, единства в гармоничном сочетании, говорит о мыслях, не запятнанных земными страстями.

Исследователи по древним источникам передают описание наружности Христа, сделанное Его современником римлянином Лентулом, и С. Н. Рерих воссоздаёт Великий Облик.

Мы видим светло-русый золотого отлива цвет волос, насыщенный, который как бы даёт определённую тональность всему образу. Золотой – цвет утверждения жизни через любовь. Волнистые волосы Великого Путника – Великой Жертвы, Спасителя, довольно длинные, концы их несколько темнее, но пряди остаются заметны. Волнистые волосы – как волны потоков жизненного пространства, два потока спиралей жизни в прядях. Пробор – как серединный путь заповеданный Учителями человечеству в равновесии и с прядями волос как символ пути в равноправии двух начал. Слегка раздвоенная небольшая борода. Глаза синие, большие – отражение чистоты духовной. Его глаза удивительно живые, особой силы проявления. Большой зрачок, как бездонное зеркало, уводящее в мироздание. Ресницы дают глазам глубину. Необыкновенная любовь исходит из глаз. И можно понять людей, уверовавших в любовь Христа. Вокруг головы мы видим нимб. Кажется, он должен быть ярко сияющим. Но можно предположить, что С. Н. Рерих золотой цвет смешивает с серебряным, подчёркивая этим особое огненное состояние Христа – внутреннее горение и связь с Отцом Небесным.

Кажется, что Христос одет в домотканую, полотняную одежду – простую, общей тональности с Обликом, с аурой Христа. Яркая жёлтая накидка – Свет Божественного Солнца, особой концентрации.

Правая Рука поднята как символ: как наверху, так и внизу. Ладонь - с чётко очерченной линией жизни. Два бугорка ладони – как символ двуначалия.

Мы видим на сфере виток спирали. Спиральное движение – основа всего живого. Видим синие потоки (синий – цвет разума), устремлены ввысь. Волны пространства внутри сферы – прекрасные, плавные и постоянно меняющихся оттенков цветов. Святослав Рерих как бы пытается приблизить к нам идеал красоты.

На зрителя воздействуют не физические особенности картины. Они имеют второстепенное значение, но главное это внутренний Высший Свет, который проводит к нам художник через определённые образы своим мастерством.

С. Н. Рерих также отмечает в своей книге «Искусство и жизнь», что «добиться передачи светящихся небес можно только при использовании темперы…. Чистые пигменты обладают особым животворным качеством, точно испускаемые ими вибрации привлекают некую жизнь и излучают её на землю».

Святослав Рерих неоднократно обращался в своём творчестве к образу Христа и в возрасте 30 лет 1 декабря 1934 года сообщал отцу и брату в письме: «Сейчас начал Библейскую серию или скорее из жизни Христа, так как библейских эпизодов немного. Посмотрим, что выйдет».
И вышло всё прекрасно…

Елена Чеглакова, 2012 г.

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.