Философские размышления Жанны Каитовой

 ЗАРИСОВКА О ЛАБОРАТОРИИ В ОБЩИНЕ

Жанна Каитова

Расскажу вам об одной из научных лабораторий нашей общины. Лаборатория состоит из четырёх исследователей. Один из них – руководитель – является последователем Учения Живой Этики. О. нет, он ещё далеко не Агни Йог, но он искренне старается познавать Учение и учится применять его в жизни. Второй участник до прихода в общину работал в одном из исследовательских институтов. Люди старого мира только его и назвали бы человеком науки, к счастью, в нашей общине подобные предрассудки давно изжиты. Третий участник лаборатории – талантливый музыкант, скрипач, обоготворяющий музыку и недавно начавший пробовать себя в сочинительстве. Четвёртый же – бывший православный священник, вышедший из-под власти официальной Церкви, но сейчас исполняющий некоторые обязанности священника в небольшом православном храме, который встроен как одна из частей в великолепный Храм Культуры нашей общины.

История возникновения лаборатории весьма интересна. Сначала это был один последователь Учения. Он занимался исследованием психической энергии, руководствуясь текстами Учения и собственной практикой. Несколько раз он обращался за консультацией к знакомому ему бывшему работнику НИИ. В основном спрашивал о некоторых научных методах, об опыте упорядочивания и систематизации данных, уточнял о некоторых сериях опытов, предпринятых учёными разных времён. Постепенно консультант настолько заинтересовался исследованиями, что вошёл в состав лаборатории как постоянный её участник.

Вскоре в поле их внимания попал опыт христиан пустынников. Друзья поняли, что во всех религиях накоплен огромный пласт практических знаний в области психической энергии. Только под другими наименованиями. Они стали усердно изучать, выбрав для начала христианство. Наставления святых отцов в области молитвы, бесценный опыт исихастов, чудеса и видения, Высокие Явления, размышления над первоначальным смыслом обрядов и ритуалов, значение этики и многое другое изучали они с точки зрения движения психической энергии. Однажды прочли в Учении фразу: «Древний Патриарх называл психическую энергию благословением» (Аум, 581). Благословение – это то, чего ежедневно просят верующие у своих священников. Будет ли полноценным их исследование без живого опыта самих священников? Сами они не проходили в этом воплощении опыт религиозной жизни, и кто знает, сколько пропускают они важного, изучая его лишь через книги. Им повезло. Местный священник не только согласился помочь, но так заинтересовался, что стал третьим участником лаборатории.

Четвёртый, музыкант, пришёл сам. Хотел узнать о сокровенной сути звука, да так и остался, найдя здесь новое, высочайшее понимание музыки.

Лаборатория стала изучать психическую энергию через религиозные действия и через творчество в искусстве. Какие только опыты не ставились! Старались тонко очувствовать и наблюсти особенности вдохновения, полученного через осмысленный религиозный обряд или через творческий процесс; сравнивали воздействие религиозной и светской музыки; горели сердцами в молитвах перед иконами или в молитвах под проникновенный голос скрипки, и многое, многое другое. Всего не перечислишь.

Однажды к священнику приехал близкий человек, служивший и посейчас в одном из приходов. Это был батюшка очень широких взглядов, стремящийся к обновлению религиозной жизни. Оставшись наедине с другом, он спросил, что изменилось бы, займись он подобным исследованием раньше, тогда, когда находился вне общины.

Наш священник ответил так: «Брат мой, я всегда считал себя человеком свободно мыслящим. Даже находясь внутри Церкви, подчиняясь всем правилам, являясь её частью, я старался не поддаваться слепой вере во все знания, представления и толкования, в ней устоявшиеся. И я считал себя человеком непредубеждённым. Но оказалось, я так ошибался! Тогда я даже близко не осознавал, насколько глубоко я был погружён мыслями и всеми своими энергиями в ту невидимую сферу мыслеформ Церкви, которая наполнялась и укреплялась в течение двух тысячелетий. Все мои представления исходили оттуда, и вся моя свобода мысли, на самом деле, не преступала её границ. И только потом, прожив в общине достаточное время, оторвавшись полностью от застывших мыслеформ учения Церкви, я стал постепенно, через осторожные дуновения прикасаться к аромату Учения Христа. Это было не легко и в общине, но вне общины это было бы невыносимо трудно. Община – словно светлый остров в хаотичном море клубящегося тумана. В ней проясняются зрение и слух. Почему? Потому что люди находятся здесь в необыкновенном, почти невозможном для обычного мира состоянии – состоянии единства. И это единство так сильно, что не только не подвергается влияниям окружающего хаоса, но наоборот, посылает свои светлые струи в этот хаос, очищая его. Конечно, в первую очередь, это единство с Высшими Силами. Мощнее всего оно проявляется через руководителя общины, именно потому он и руководитель. Единство с Высшими Силами и с руководителем обеспечивает и единение между всеми общинниками. Общинники устремлены к служению миру, к служению Истине, к служению Свету. В разных формах, по сердцу своему, но в едином устремлении. И это порождает фантастический, потрясающий эффект – умножение энергии. Духовная сила каждого усиливается многократно. И вот уже общинник идёт не маленькими шажками, падая и спотыкаясь, как это было в обычной жизни, а как гигант шагает по вершинам. И никакая мгла не проникнет, пока есть единство. Всё сгорит в общем огне энтузиазма и радости. Ты спрашивал, брат, могли бы мы заниматься исследованиями вне общины? Да, могли бы. Но никогда мы не смогли бы достичь тех результатов, тех высот, которые так потрясли тебя».

4.07.2020


ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ ЕДИНСТВА

К 30-летию РО «Зов к Культуре»

Накануне дорогой нам даты – 30-летия нашего Рериховского общества «Зов к Культуре», самое время задуматься над многими вопросами. Один из них – почему, собственно, нам так дорого наше общество?

Что такое общество? Это руководитель и сотрудники, объединённые чем-то общим. Роль руководителя в обществах, направленных на духовное развитие и стремящихся служить во благо, конечно, совершенно уникальная. Он не координатор, не генеральный секретарь, не владелец, не хозяин, не властитель – он духовный учитель и связующее звено с высшими Учителями. Любовь к учителю, преданность и признательность к руководителю – это особая тема, о которой и размышлять надо особо.

А вот признательность к сотрудникам, откуда она появляется? Нас не связывают ни имущественные, ни финансовые, ни родственные, ни соседские, ни профессиональные, и никакие земные связи. Тем не менее мы связаны невидимыми узами полностью добровольно. Почему?

Правильно было бы объяснить это энергетически и всесторонне, но сегодня скажу лишь об одной грани.

Иногда мы вольно или невольно сравниваем наших людей с другими. Эти другие обычно в чём-то яркие личности – кто талантлив, кто умён выше привычного, кто красочно говорит, кто уверенно несёт взятую на себя миссию, кто-то в равновесии без сбоев, и так далее. И не секрет, что наши люди нередко проигрывают в этом сравнении. Но нередко же случается так, что, узнав получше «яркую личность», мы начинаем замечать отсутствие в ней чего-то самого важного. Например, искреннего почитания Иерархии Света, уважения Учителей не на словах лишь, а в чувствах и в потаённых мыслях, признания основ жизни, таких как дух, Свет, огонь, признания необходимости земного учителя, необходимости общины, желания служить на общее благо и так далее. И тогда мы понимаем, что никакие земные способности и таланты не заменят единомыслия. Единомыслие – вот грань, которую хотелось выразить сегодня. Хотя есть и другие важнейшие грани при построении единства общества.

Конечно, мы не мыслим одинаково, иногда представления наши не просто различны, а вовсе противоположны. Однако при этом никто не подвергает сомнению Основы и не опускается до пренебрежительного к ним отношения или до позорного компромисса. Единство в многообразии – один из прекраснейших Законов Космоса.

Такое единомыслие кажется само собой разумеющимся и даже не очень замечается и не очень ценится до тех пор, пока человек не попытался войти в сотрудничество с людьми вне общества. В сотрудничество не поверхностное, а углублённое, которое затрагивает мировоззрение и миропонимание. Тогда могут обнаружиться глубочайшие разъединяющие факторы, чуждые представления, или даже жёсткое неприятие того, что нам дорого, завуалированное презрение к тому, что для нас сокровенно. Вот тогда-то и начинаешь ощущать всеми фибрами души единую сферу нашего общества, начинаешь испытывать глубокую признательность к сотрудникам за единомыслие.

Конечно, всё это не должно замыкать нас на самих себе. Наоборот, наша деятельность должна быть направлена во внешний мир и для внешнего мира, для людей, наших сестёр и братьев. Но при этом ведь так радостно ощущать крепкий тыл, дружеское плечо, руку помощи, согласие, участие, поддержку, единый организм, единую сферу под крылом Света, родную и близкую. А всё, что в нас пока не соответствует, мы обязательно преодолеем и исправим.

Конечно, всё это относится не только к тем членам Общества, которые официально в нём находятся, но и к тем, кто созвучен, близок и фактически находится в нём, хотя и не писал заявления о вступлении.

С Днём рождения, дорогие единомыСленники!

Жанна Каитова. 15.11.2019 г.



* * *

Почему тот народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего?

Вот живёт человек, который знает о себе лишь то, что он обычный обыватель, не имеет способностей, тем более талантов. Если что-то и было в его жизни хорошего, то это лишь благодаря тому, что кто-то иногда приходил и помогал. Никаких достижений, никаких полётов мысли, никакого горения духа, ничего героического. Зато есть пороки, слабости, серость и мрак.

Такой человек, конечно, будет считать себя никчемным созданием. Его воля от бездействия и низкой самооценки будет очень слаба, творческие способности будут на нуле. Планы на будущее? Только задача выживания, либо более-менее приятное, комфортное существование. Должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы такой человек воспрянул духом и поверил в себя.

Другой же наоборот, помнит свои героические поступки, знает, что на многое способен, потому ставит дерзновенные цели, верит в возможность достижения и смело действует.

С народом точно так же, хотя он и состоит из разных людей. Потому что народ объединён энергетически, имеет и общую ментальную сферу, общее самосознание, менталитет и так далее. Полная аналогия с отдельным человеком.

Потому если хотят унизить народ, лишить его достоинства, а значит и великого будущего, то первое и главное нападение производят на его историю.

* * *

Представляется так, что в далёком будущем будет большое разнообразие культур, разнообразие народов, но не будет государств и человечество будет едино.

Это предполагает некоторые особенности в отношении народов друг другу. Видится, что за исторический период последних веков только Советский Союз дал начальный пример братского отношения между народами. Хотя были и недовольные, которые считали, что слишком много денег уходило на помощь другим странам.

Не будем осуждать недовольных, может они хотели сделать Родину ещё лучше, сильнее, красивее. Но все-таки, ничто так не украшает, как самоотверженность. Ничто не делает государство таким сильным, как присущее ему великодушие, как его способность быть верным другом братским странам и в радости, и в горе. Советские люди чувствовали гордость за свою страну и имели достоинство. Это давала им благородная внешняя политика. И, заметьте, внутри страны не было голодных, бездомных, безработных. Было по-настоящему бесплатное образование и медицина и так далее.

Я не идеализирую Советский Союз и возврата в прошлое нет. Но считаю, что в нём были такие высокие примеры, которые мы должны по возможности ещё улучшить и обязательно взять в будущее.

 

* * *

 Не хватает воображения человеческого, чтобы представить, сколько героев проливали свою кровь и пот на нашей многострадальной Земле. Не вмещаются в сознание все подвиги самоотверженности, мужества и любви, содеянные ими.

Кто-то, ради справедливости, позабыв всякий инстинкт самосохранения, позволял рубить свою плоть и ломать кости на полях сражений. Кто-то, долгие годы, незаметно для окружающих, презрев всякое земное счастье, создавал нечто такое, что будет, как воздух, необходимо в веках. Кто-то, горя состраданием, поднимался один против взбешённой и невежественной толпы; может быть угадывая за злобными гримасами их личин тех, одухотворяющих их духов, которые тяжко страдают, видя свои беснующиеся оболочки.

Кто-то жертвовал собою ради ребёнка, кто-то ради любимого, кто-то ради незнакомых людей, кто-то ради светлой идеи, ради родины, ради справедливости, ради всего человечества, ради общего блага, ради судьбы планеты, ради Высшего.

Были подвиги единичные, совершённые от отчаяния; были подвиги сознательные, невероятные по силе мужества; были длиною в жизнь или в несколько жизней. Даже малые души иногда загорались духом на подвиг.

Но если собрать воедино все подвиги всех веков, даже сегодня неведомых, всех народов и рас, если даже умножить их тысячекратно, то всё равно это будет лишь слабым отражением, лишь бледной тенью тех Деяний, которыми живёт Мир Высший, Мир Доблести и Благородства, Блистающий Мир Огня, Мир Иерархии Света!

Если бы несчастные люди, задыхающиеся в обыденности, но смутно тоскующие по чему-то настоящему, подлинному, знали, что и их путь – ТУДА, если бы могли вообразить ту Красоту, ту Мощь, тот Героизм, ту Любовь, которые могут стать и людскими достижениями, если бы могли поверить...

С ДНЁМ ЕДИНЕНИЯ ВСЕХ СИЛ СВЕТА!

* * *

Иногда думается о странном разрыве между научными достижениями нашего века и миропониманием подавляющего большинства человечества.

Сколько открытий сделано, например, в физике элементарных частиц (или высоких энергий)? В математике доказаны теоремы, долгое время считавшиеся недоказуемыми. И так далее.

Наверное, любое серьёзное научное открытие должно как-то менять картину мира, менять миропонимание сначала учёных, потом всех остальных людей.

Однако, миропонимание за последние, как минимум 50 лет, не похоже, что сдвинулось хоть куда-нибудь. Получается, жизнь отдельно, наука отдельно, никак они не соприкасаются. Только если в технических новинках. Это грустно.

Иногда мечтается, что появится в научном мире человек от Братства Света, несущий именно это задание - доказать с помощью уже имеющихся научных данных Божественное устройство мира, существование тонких планов Бытия, материальность мысли, бессмертие человека, наличие духа и души, и т.д. Он соединит разрозненные факты науки в единую новую картину мира.

Тогда наука оправдает себя как ведущую сферу Культуры. Тогда наука побратается с религией, а религия начнёт очищаться от суеверий и заблуждений. Люди воспрянут духом, оживут. Вот это будет время!

* * *

Испокон веков люди верующие молили Бога дать им веру. О какой вере просили они? Наверное, каждый вкладывал в моление свой смысл.
- Кто-то жаждал ещё больше воспламенить свою веру в Бога;
- Кто-то просил о вере в Заветы и Указы, чтобы настолько верить в каждое Слово, чтобы невозможно было ослушаться и не исполнить;
- Кто-то просил о вере в то, что именно он, вроде бы маленький человек, должен и может и имеет право дерзновенно взять на себя какое-либо служение;
- Кто-то молил о вере в Присутствие Бога или Владыки здесь и сейчас, в Присутствие Его рядом с каждым человеком в любой момент времени, хотя бы во время молитвы. Ведь одно дело согласиться со словами «Я с вами всегда, в любое время дня и ночи», но другое дело – безоговорочно верить в это в сердце своём, то есть явственно чувствовать это Присутствие.

Кто-то вкладывал ещё какие-то свои акценты в понятие о вере.
Всё это бесконечно важно и сегодня для всех верящих в Высшие Силы. Наверное, с обретения истинной, а не воображаемой веры и начинается настоящее служение.


 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.