показать всё меню

Философские размышления Натальи Папаховой

♦ Размышления о сферах ко Дню Рериховского общества 
«Зов к Культуре» 18 ноября 2017 г.

Начало Новой Эпохи. Сумерки. Время разделения по черте Света и тьмы. Всё чётче и явственнее разделение. Но наибольшее разделение приведёт и к истинному единению. Только в единении с Высшим возможно счастье человека. Заповедано человеку счастье на Земле. Быть счастливым – значит быть частью Единого и Целого, чувствовать это сердцем, всем существом своим в постоянстве.

На Земле человек приближается к этому беспредельному счастью, очувствовав себя в Огненной сфере, образованной напряжённым вращением огня пылающего самоотверженного сердца Служителя Света – Звена Иерархии, ведущего непрерывную битву с тьмою за сердца́, в которых есть хотя бы искра Света, Битву до последнего рубежа.

Созвучные сердца объединяются в огне этой Сферы, если устремляют к ней свои мысли. Это объединение приумножает силу огня как Сферы, так и каждого, являющегося её частью. Огненные сферы сотрудников Света объединяются в Сфере Звена Иерархии Света. Дух, находящийся в такой Огненной сфере, – счастлив. Так Сказано: «Счастлив, имеющий учителя на Земле».

Чтобы сохранить это Счастье, – быть частью Иерархии Света через Сферу земного учителя, – необходимы постоянное наращивание огненного напряжения, ответственность, полнота самоотверженности несения Света, созвучие, постоянство единения в мыслях, чувствах, действиях с Огненной сферой, устремление к единой Цели.

Ни пространство, ни время, ни житейские катаклизмы не могут нарушить счастье единства и отдалить от Сферы. Но каждое эгоистическое проявление незаметно для самого сотрудника отделяет его, и он перестаёт чувствовать счастье и радость, его захватывает чувство отдалённости и отделения.

«Общество – это общение». Общение есть обмен энергиями. Огненные сферы сотрудников обмениваются энергиями между собою и с объединяющей их Сферой земного учителя. Как высока ответственность каждого сотрудника за то, какие энергии движутся в его микрокосме-сфере!

Не одно десятилетие объединяет нас утверждённая в пространстве сфера Рериховского общества под разными наименованиями, – сегодня «Зов к Культуре». И от каждого из нас зависит мощь и пространственная деятельность огня единой сферы нашего Общества. От каждого из нас зависит возможность её единения с другими сферами в лучах Космического магнита – Сердца Иерархии.

Если мы нерушимо соединимся с мощью Огненной Сферы пылающего сердца объединяющего нас в общество «Зов к Культуре», в общину «Лада» Ведущего по пути Служения, то чудесно расцветёт наше огненное единение, сотрудничество, творчество, а значит, преумножится и вера в себя, в возможности каждого.

Пусть всё мощнее становятся Огненные Сферы, идущие ритмом Космического Магнита!

Пусть будет ясносияющей сфера Общества «Зов к Культуре» и набирает мощь сфера общины «Лада» во имя утверждения братства на Земле!

 

Наталья Папахова к очередной годовщине общества «Зов к Культуре», ноябрь 2017 г.


Размышления о воспитании. Наказание

Каждый человек хочет, чтобы его уважали, помнили при взаимоотношениях, что все люди разные, что не бывает одинаковых людей, относились терпимо к недостаткам и замечали достоинства, каждый хочет взаимной любви. Сегодня уже многие понимают, что воспитание – не только обучение навыкам цивилизации, чтобы ребёнок стал человеком цивилизованным, а что безусловно необходимо напитывание души и духа человека, питание его сердца самым возвышенным и прекрасным. Помня обо всём этом, посмотрим на отношение взрослых к детям. Речь пойдёт о наказании.

Нередко можно увидеть отношение к ребёнку – маленькому человеку! – даже не как к своей собственности, а почти как к рабу, которого унижают и наказывают за провинности, нередко малые, иногда даже не разобравшись, даже телесно, не стесняясь присутствия чужих людей, как бы своим поведением говоря: «Со мной всё в порядке, это он (ребёнок) плохой». Думается, что не в порядке, если свой имидж в глазах окружающих утверждается унижением маленького человека. Да и вызовет ли уважение у окружающих в такой момент к себе взрослый, ещё вопрос. Не лучший вариант, когда творится подобное дома, при закрытых дверях. Да и слово иногда бьёт больнее ремня.

Предвидя возмущение моими размышлениями большинства взрослых, говорящих о том, что с древности розгами детей «учили уму-разуму», хочется спросить, а если ваш муж или жена или друг допустили провинность с вашей точки зрения, сделали что-то не так, как должно – совершили проступок, вы тоже его накажете и даже ударите намеренно или «сгоряча»? Предвидя ответ, что это ведь ребёнок и его надо воспитывать (а что такое воспитание, написано выше), задам вопрос: а что – ребёнок не человек, его не надо уважать? Что же это за любовь родительская такая, которая унижает достоинство человека? И чем мы при этом питаем сердце ребёнка, какой образец показываем? Мы оправдываем себя тем, что он (ребёнок!) нас не слышит, не слушает, не слушается, но не сами ли взрослые научили его этому и прежде всего родители? Давайте поищем причину в себе. Но если эта причина в нас, в том, что у нас не хватает на него, маленького человека, терпения, находчивости, времени, опыта или культурности, то почему должен страдать ребёнок, которого унижают наказанием?

Нередко сейчас можно встретить ситуацию, когда родители маленькому ребёнку позволяют всё, что угодно, умиляясь его шалостям, или вовсе не занимаются с ним, давая в руки планшет или сажая перед телевизором одного, а когда ребёнок становится старше, недоумевают, почему он нас не слушает. Не научили, вот и не слушает. Конечно, будет слушать под страхом наказания – неважно какого: ремнём или запретом на просмотр любимой передачи, – поверьте, это не выход. Кто-то при этом вспомнит, что животные наказывают своих детёнышей за непослушание, но почему человек должен уподобляться животному? Вспомнят, что тысячи лет детей наказывают, но, спрашивается, почему из прошлого надо брать худшее, в котором, кстати, и взрослых наказывали розгами? Разве человечество не должно отбросить дикие привычки? К этому призывали многие передовые люди своего времени, в том числе знаменитый русский хирург Н. Пирогов в статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858)

В школе России телесные наказания запрещены с приходом Советской власти. При этом ни для кого не секрет, что у одного школьного учителя все в классе ведут себя как положено без любого вида насилия, а у другого даже самые тихие будут, как говорят, «стоять на ушах». Конечно, бывают исключения, когда ребёнок невменяем везде, но это, извините, клинический случай, исключение.

Как же научить слышать нас и наши просьбы? Думается, прежде всего, начать с себя. Мы слышим ли, видим ли, что говорит нам ребёнок своим распущенным и разнузданным поведением? Проблема ведь в нас, а дети лишь её отражение. Не приходит же нам на ум наказывать зеркало за отражение нас в нём...

Видится проблема ещё и в том, а это проблема всего нашего общества, что молодых некому научить воспитанию детей. Одна из причин – прервавшаяся связь поколений, уничтожение традиций семьи, потеря смысла её создания, потеря целей и смысла жизни человека. Не секрет, что даже в педагогических вузах не изучают труды знаменитых педагогов и их опыт, а лишь чей-то пересказ о них. Для самого важного – воспитания будущего поколения должно найтись и время на книги и силы, чтобы написанное стало каждодневной жизнью.

Тот, кто понимает, что так жить нельзя, спросит: где же выход? Не посыпая голову пеплом, заняться самосовершенствованием, стать образованными, интеллектуальными, потом интеллигентными, через утончение и синтез прийти к культурности. В этом ведь и есть путь развития человека, всего человечества. Ребёнок ведь копирует нас, взрослых. Кто-то скажет, но ведь нужно сегодня, сейчас, чтобы ребёнок меня слушался! Начнём с малого. Услышим его, послав из сердца ему любовь, и он услышит нас. Пусть не сразу, ведь он не привык к этому. Но непременно услышит. Поверьте, что окрики, наказания, унижения словом и телесным наказанием лишь унижают нас, взрослых, в глазах детей.

P.S. Современный смысл слова однозначен во всех словарях. Для примера возьмём словарь Д.Н. Ожегова. Наказание:
1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого-нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что-нибудь. Телесное наказание (причинение физических страданий, преим. побоев).
2. перен. Расплата. Болезнь послужила ему наказанием за неосторожность. «Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения.» Ленин.
• Наказание мне (тебе и т.п.) с кем или ·без·доп., а также сущее (или божеское) наказание или прямо (или просто и т.п.) наказание (·разг.) - мне (тебе и т.п.) тяжело, хлопотно, мучительно с кем-нибудь.

Часто ли совершают дети именно преступление, чтобы мы свершили кару? Не выступаем ли мы в роли судьи? «А судьи кто?» – вправе спросить нас дети или напомнить «Не судите и не судимы будете». Если наказание есть мера воздействия против совершившего преступление, проступок, то является ли виновным маленький человек, если его не научили себя вести? Может быть и учили, но не научили…

Посмотрим этимологию этого слова:
Наказать – образовано из на- + казать, от праславянского *kazati (sę), от которого в числе прочего произошли: старо-славянское казати, кажѫ (древне-греч. δεικνύναι, λέγειν), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kazać, każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», н.-луж. kazaś. (И т.д. см. Викисловарь)

Почему-то хочется верить, что слово «наказать» могло иметь изначальный смысл «дать наказ», а «наказывать» – «давать наказы». Тем более, что словарь знатока русского языка В. Даля даёт нам первое толкование слова наказывать: «наказать что кому, кого чем (наказываю и наказую); давать наказ, приказ; приказывать строго, повелевать, предписывать, велеть» и только потом уже в современном значении…

7.10.2017
 

Мысли о школьном образовании

Приходится слышать, что в школе слишком много предметов, даётся много не нужных для практической жизни знаний. Но кто же возьмёт на себя ответственность за определение, что нужно в будущем, а что не нужно, ведь так мало знает человек о себе, а о другом, даже своём ребёнке, тем более. Как можно уже в детстве ограничить познание мира только потому, что взрослым с точки зрения бытового практицизма это кажется ненужным? Ведь это будет преступлением против развития человека. Другое дело обсуждать методику преподавания, содержание, взаимосвязь дисциплин. Ведь в школе по сути даются научные знания, накопленные человечеством. Конечно, скажут, что учебники литературы и истории постоянно переписываются, поскольку это мировоззренческие предметы. Но школа - часть общества, а мировоззрение большинства людей в течение жизни меняется так же.

Видится, что если хотя бы осознающая необходимость совершенствования часть общества осознает, что культура это не есть развлечение, а синтез религии, искусства и науки, что быть культурным это не значит посещать музеи и театры, а стать Человеком духовным, осознающим себя не телом, но триединством духа, души и тела, где главенствует сердце, а рассудок с сердцем в единстве, вот тогда произойдут многие изменения к лучшему и в области образования.

Николай Константинович Рерих в статье "Флора" писал: "В некоторых новых школах предполагается исключить изучение классиков. Как много прекрасного, вдохновительного и вечно руководящего будет исключено таким запрещением. И какой это будет ужас, если всюду и во всем воцарится ограниченный техникум со всеми ужасами условной специализации.

Именно теперь, когда всевозможные новые открытия говорят о расширении горизонта, именно теперь так несовременно всё еще думать об иллюзиях технократии с её специализациями. Тогда, когда даже малыши познают соотношения макро- и микрокосма, тогда, казалось бы, совестно устремляться к какому-то заведомому самоослеплению. Человек, сказавший себе: я не хочу знать ничего, кроме винта, перед которым я случайно оказался, — в каком же истинном строительстве может существовать такое самоограничение? Тот, кто во многом приложился, тот оценит и высокое качество каждой части.

Когда-то произносили безумные формулы о мечтании уравнять все человеческие мозги. Какой жестокий, тиранический дух мог подсказать такое насилие? Вообще, условие жестокости должно быть очень пересмотрено. Это чудовище гнездится в более многочисленных ущельях, нежели предполагается. Самая опасная жестокость, как ужасная форма невежества, живет не в каких-то судах или около тронов и кафедр, нет, она притаилась во множайших очагах семейной и общественной жизни. Она является одним из самых пресекающих всё живое начало. И там, где притаился элемент жестокости, там стеснено и всякое познавание. Ведь истинное познавание не для самости, оно, конечно, прежде всего, самоотверженно. В этом самоотвержении и красота, и величие, и беспредельность!" ( сб. "Врата в Будущее")

Октябрь 2017
 

СВЕТ КОСМИЧЕСКОГО РОЖДЕСТВА*
 

 

Казалось бы, после встречи Рождества должна осветлиться жизнь людей. Но земные заботы и переживания угашают Свет Рождества в сердце, и люди остаются прежними, встретив Новый год, тогда как именно встреча Нового года, кажущаяся надуманной людьми традицией календарного праздника, должна напомнить о том, что человек, встретивший Свет Рождества, рождается для Новой жизни.

Так должен быть понят сокровенный смысл того, что видится лишь как кем-то условно установленное на Земле начало календарного отсчёта.

*Космическое Рождество
 

ПОСЛУШАЙТЕ!

"Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно..."
В. В. Маяковский

Всё то, что связано с личностью не стоит ничего, если в этот момент не может проявиться дух. Если закрыто сердце сомнениями, если рассудок не слышит его голоса, заблудившись в колебаниях, парализованный сокрытыми под разными личинами страхами – как же может сердце в этот момент осветить путь!?

Многие уходят с тропы, ведущей к Вершине. Или, остановившись, сползают. Сердце плачет, видя это, но люди не осознают, не чувствуют, не видят, не хотят верить, в самомнении считая, что идут в том же направлении. Но в сердце у Видящего – открытая рана, боль которой гораздо сильнее любых личных переживаний.

И когда видишь в очередной раз, как на невидимом аркане кого-то пытаются увести во тьму, прячась за искусственными туманами и ярко разрисованными декорациями различных привлечений, то бросаешься мысленно на колени перед Великим Обликом и просишь, чтобы "обязательно была звезда"! Быть может эта звезда напомнит о Светлом Пути, таком трудном, но неречённо прекрасном, напомнит о Тех, Кто зажёг путеводные звёзды – Учителях человечества, которые в кровавом поту свой Подвиг свершают во имя Того Огня, который в нас, во имя Жизни!

Может свет этой звезды вызовет отклик в смятенном сердце!?

А потом, когда тьма отступит, и весь потрепанный, обессиленный, но непобежденный человек поднимет голову в признательности к Высшему за помощь, – тогда где-то сердце, истекающее кровью, покроется, как прекрасными розами, любовью и признательностью к Великому Состраданию, зажигающему путеводные звёзды во мраке ночи. И светлая улыбка коснётся чьих-то губ, и засветятся снова звёзды в глазах.

"Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!"

 

МЫСЛИ ИДУЩЕГО ПО ГОРНОЙ ТРОПЕ
 

* * *
Человек являет собой синтез. Мы все знаем, что если болит какой-то орган, страдает весь организм человека. Но человек – часть мира. Поэтому происходящее с каждым влияет на всех нас, на окружающий мир. Потому так велика ответственность каждого за то, что с ним происходит. Иногда сознание этой ответственности становится невыносимо тяжёлым из-за проявления собственных несовершенств.

* * *
В восприятии мы почему-то иногда человека разделяем. Так нам удобно. Это он – там, а это – здесь. Но одно у него сердце. Руки и ноги одни и те же. И свойства, и качества, и способность чувствовать. Проявляется при этом человек многообразно. Но даже если кто-то проявляет себя противоположным образом, если слова и действия в противоречии, это говорит о многом. Чтобы понять человека нужно быть с ним рядом в разных состояниях, в разных ситуациях. Как у В.Высоцкого:

«Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни –
рискни! –
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь, кто такой».

* * *
Наверно есть люди, которые любят быть тонущими, чтобы их кто-то спасал. Но хочется быть не тем, кого надо спасать, а вдохновителем на подвиги, и самому совершать подвиги в жизни каждого дня. Прекрасно желание усилить огонь сердца, поток любви, утвердить его, чтобы он вдохновлял других. Для этого нужно не только желание, но и действие. Ежедневное, простое, но постоянное. Но бывает так, что ищущему подвига и старающемуся стать вдохновенным и вдохновителем вдруг самому приходится просить о помощи, когда не достает сил и начинаешь тонуть. И тогда от этого несоответствия болит душа. Скорбит от того, что не справился, не смог. Может не надо бояться показаться слабым? Ведь просьба о помощи – это и возможность для других проявить себя, свою самоотверженность и духовность.

* * *
Есть люди, которые страдают от того, что их никто не просит о помощи. Они не могут реализовать себя.

* * *
Вместе идти в гору легче. Идут по одной тропе, в связке незримой. И кто-то идет ближе всех.

От ближайшего ждут помощи и поддержки на трудном участке пути. Если спутник не видит, не чувствует, что его помощь нужна, приходится просить. Но стараешься не нагружать, проявляя максимум мужества и сдержанности, на которые способен. Оступится один, а труднее становится всем. Кто не оступался на пути? И страдаешь от того, что кому-то становится тяжелее идти из-за тебя. Человек был бы рад пройти этот участок сам, не передавая часть своего груза другому и не прося поддержки, понимая, как непросто взять дополнительный груз.

Но участок такой, что тебе без поддержки не пройти. Да, мы обращаемся к Высшей помощи, и без неё наверняка упали бы давно. Но это не значит, что не нужна поддержка близкого человека на Земле. Она очень нужна.

Да и правильно ли нагружать Высшие Силы тем, с чем мы можем справиться своими силами на Земле, усиливая и умножая энергию друг друга в действии, во взаимной поддержке?

* * *
Часто человеку бывает легче сделать самому, чем просить о помощи. И человек карабкается из последних сил, стискивает зубы и … сползает. Не просит помощи, потому что не хочет быть обузой. Бывает и боится, что в помощи откажет именно тот, рядом идущий, от кого и должна прийти помощь. Боится, что все будут думать, какой он неуспешный, слабый. И становится всё труднее. Порой невыносимо. Но разве мы не для того объединяемся, чтобы оказывать помощь на пути? Ведь одному не пройти.

* * *
Необходимо помнить, что по тропе идёшь не один. Оглянись. Сможет ли человек, который идет рядом, пройти? Может, ему нужно протянуть руку?

* * *
По каким причинам можно не оказать помощь?! Из страха личности за себя или оглядкой на что-то?
Из невозможности самоотверженности, отсутствия сострадания и милосердия? Рассудочных измышлений?
Из-за преграды, воздвигнутой тьмой? Из-за боязни самому не выдержать? Или, чтобы другие чего не подумали?
Но указано ведь нам всеми подвижниками и Великими Учителями: всегда оказывайте помощь, где можете это сделать.
Помогая другому, человек приближается к божественному.

* * *
Есть простой способ успокоить человека – обняв, прижать его к сердцу, передав ему свою энергию. Сложно или просто произвести это действие?

* * *
Да, человек должен идти своими ногами и держаться своими руками за уступы на горной тропе. Препятствия и трудности дают в преодолении новые силы. Но ведь возможны и потери, которые произойдут, если человеку не оказана вовремя поддержка. Помощь нужна именно в тот момент, когда соскользнула нога, чтобы не сполз человек вниз с уже достигнутого или не сорвался совсем. Чтобы удержался на достигнутом уступе. Ведь может быть, что когда мы услышим крик, то в этот момент уже и поздно – человек кричит, падая в пропасть, когда сделать уже ничего нельзя. А ведь кто-то рядом не увидел, не услышал просьбу, решил: он должен сам... Не оказались ли мы таким «близким» по отношению к кому-нибудь, если переживаем, что никого не оказалось рядом, когда помощь нужна нам?

* * *
На разъединение и разрушение работает тьма. Это ей нужно, чтобы не дошли до вершин духа. Чтобы оступились, упали. Чтобы погасли сердца.
Всё, что препятствует единению – от тьмы. Действие «мохнатых» вмешивается в любое начинающееся единение светлых сердец. Мы так часто не замечаем «мохнатых ушей», а ещё и сами растим чертополох, в котором прячутся черти, которые нас же потом и сталкивают с пути.

* * *
Чтобы одолеть тьму, нужно объединённое действие Света. Плечо к плечу. Рука в руке.

Один за всех и все за одного.

 

Молчащие

Один молчащий молчал из чувства такта, чтобы другие могли себя выразить. Второй молчащий молчал, чтобы придать себе значимости. Третий молчащий молчал потому, что не понимал вообще о чём идёт речь. Четвёртый молчал из-за чувства самоумаления, пятый – из высокомерия. Так все молчали, когда Мудрый закончил излагать мысль и ждал отклика молчаливо его слушавших.

 

В начало раздела

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.