Памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге

 Памятник Н.К. Рериху в саду "Василеостровец" г. Санкт-Петербург

Более 10 лет прошло с момента, когда скульптор В. В. Зайко познакомил руководителя общества «Знамя Культуры» О. Н.Чеглакова с созданным им образом Н. К. Рериха, до дня открытия памятника. За эти годы многое изменилось в жизни Санкт-Петербурга, и общественная организация «Знамя Культуры», взявшаяся за реализацию идеи установки памятника, реорганизовалась и изменила своё название на новое – «Зов к Культуре». Но, что бы ни изменялось в земном мире, ценности Культуры значимы во все времена.

Без сохранения культурного наследия прошлого невозможно устремление в будущее.

Памятники ставятся для памяти. Хранить память – значит действовать. Монументальное искусство называют так не только из-за грандиозных форм, но прежде всего по глубине и величию содержания. Памятники деятелям Культуры – непреходящая ценность. Устанавливая их, мы укрепляем корни русской Культуры.

Установка памятника в Санкт-Петербурге человеку такого масштаба, как Н. К. Рерих, – не заурядное событие, а утверждение во времени и пространстве Имени, которое является не только национальным, но и мировым достоянием. На нас, живущих сегодня, лежит огромная ответственность за духовное развитие будущего поколения.

Установка памятника Великому деятелю Культуры, внесшему значительный вклад в эволюцию человечества, показывает значимость его не только для данного периода времени, для Культуры нашей страны, но и для строительства Будущего.

Установка памятника Н. К. Рериху утверждает ориентир для духовного развития человека. Рерих – образец человека, носителя высочайших духовных ценностей и синтеза духовных качеств, каждое из которых может являться примером для молодого поколения. Жизнь Рериха – безусловный образец для подражания. Когда деятельность великих людей известна, тогда все устремлённые к лучшему люди могут последовать за ними.

Установка памятника Н. К. Рериху, Человеку Мира, это утверждение ценностного ориентира высокой духовности, нравственной чистоты, самоотречения в служении Культуре и России, неустанного устремления к Красоте во всех областях жизни во имя братства и мира на всей Земле. «Осознание красоты спасет мир» – отмечал Н. К. Рерих. Именно устремление к Красоте и Культуре, к качественному улучшению жизни во всех сферах, устремление к Общему Благу приведет к бережному отношению людей друг к другу и окружающему миру и решению всех проблем человечества, в том числе экономических и социальных. Люди обретут гармонию и внутреннюю радость. «Человек рождён для радости», «Радость есть особая мудрость», «Спасение в Культуре» – утверждал Н. К. Рерих.

Вся жизнь Николая Константиновича была дерзновенным подвигом. И сам памятник Н. К. Рериху – памятник дерзновению: дерзновенному несению и воплощению великой идеи Знамени Мира – Знамени Культуры, той идеи, которая до сих пор ещё не принята человечеством; идеи Пакта Рериха по охране культурных ценностей во время войны и, что особенно важно, в мирное время; идеи Культуры как синтеза Науки, Искусства и Религии; дерзновенному привнесению идеи Культуры как почитания Света, служения Свету, всему лучшему и прекрасному, дерзновенному утверждению духовных ориентиров в мире грубой материальности.

И установлен памятник дерзновением – дерзновением скульптора В. В. Зайко, создавшим образ Н. К. Рериха в скульптуре; заслуженного художника РФ, профессора И. Г. Уралова, поддержавшего идею с самого начала; архитектора Ю. Ф. Кожина; мастера П. И. Гиля; общества «Знамя Культуры», которое взялось за реализацию этой идеи; Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» и Ю. Ю. Жорно, которые эту идею воплотили в жизнь. И несомненно, что дерзновенные мысли самых разных людей, верящих в возможность установки памятника Н. К. Рериху, помогли свершиться этому культурному действу.

Памятник Н. К. Рериху является кроме того свидетельством, что общественная инициатива в области Культуры – не пустой звук, и даже в трудные времена могут найтись и меценаты, чтобы эту идею поддержать. Всё в руках людей, горящих сердцем и мыслящих дерзновенно во имя Блага.

«Объединимся во имя Культуры, во имя Великого Служения Свету», – призывал Н. К. Рерих.
И, может быть, установка памятника в его родном городе послужит импульсом к этому единению.

9.11.2010 г., Наталья Папахова

Из истории создания Памятника Н.К.Рериху в Санкт-Петербурге.

Идея создания памятника Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге витала давно. Для реализации этой идеи не доставало некоего толчка. Им оказался проект, созданный скульптором Виктором Владимировичем Зайко. В Санкт-Петербурге много талантливых скульпторов, которые способны выполнить практически любой заказ. В. В. Зайко – скульптор зрелого возраста и мастерства работал по велению души. Еще в детстве он увидел иллюстрацию с картины Н.К.Рериха в журнале «Огонек». Это было началом любви как к творчеству Н.К.Рериха, так и к самому художнику. Будущего скульптора поразила правда и фантастичность, поразили краски. Воплотить образ Николая Константиновича стало мечтой скульптора. В.В.Зайко родился в 1944 г. Учился в Серовском училище, закончил Академию художеств. Преподавал в художественной школе искусств. Член Союза художников, участник конкурсов, симпозиумов по камню, более 60 выставок, в т.ч. к 70-летию Союза художников. Более 50 работ в Санкт-Петербурге, Москве, на Дальнем Востоке, в странах СНГ, около 30 работ в частных коллекциях в Швеции, Германии, Швейцарии, США. Это бронза, камень, керамика, скульптурные портреты М. Цветаевой, Б. Пастернака, А.Ахматовой. Созданы серии: «Дальний Восток», «Блокада», «Серебряный век». В 1993 году установлен памятник-бюст Николаю II в Царском селе около Феодоровского с, в 1994 – памятник царевичу Алексею в Петродворце, в Петровской летней резиденции. Выполнен бюст К. И. Росси для Елагина острова. Инициатива установки памятника Н. К. Рериху принадлежала скульптору.

Над образом Н. К. Рериха Виктор Владимирович работал более 20 лет. В начале 80-х годов В.В.Зайко создает бюст Н.К.Рериха. Работа достойная, но не удовлетворяющая самого творца. Начались творческие поиски, внутренняя работа. Нужно было приобрести готовность не только воплотить образ, но и взять на себя высокую ответственность. Для этого был необходим период созревания. И вот наступил 2000 год, и автор приступает к работе. Творческий процесс завершается в 2001-м году моделью, предложенной для самого высокого рассмотрения. С самого начала работу высоко оценивает тонкий знаток искусства - главный художник города Иван Григорьевич Уралов, который сделал целый ряд полезных дополнений и предложений. Позже, уже почти через год, высокий уровень профессионального мастерства отмечает и Градостроительный Совет, который 16 апреля 2002 года одобрил проект.

Когда скульптор В. В. Зайко предложил обществу «Знамя Культуры» (Председатель правления О. Н. Чеглаков) поддержать проект, даже не возникла мысль о проведении конкурса на создание памятника Н. К. Рериху, поскольку не был известен другой скульптор, работающий столь длительное время над образом Николая Константиновича. Кроме того, виделось, что создатель скульптуры Рериха должен быть человеком, имеющим соответствующие человеческие качества: образ Творца и охранителя Культуры должен воплотить человек высокой культуры. Таким образом, Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга Яковлева В. А., которое было подписано в октябре 2001 года, фактически готовилось для воплощения конкретного проекта.

Место установки памятника – Васильевский остров, выбрано не случайно. Николай Константинович родился и прожил на Васильевском острове более 30 лет. Было бы странно устанавливать памятник Н. К. Рериху – художнику и общественному деятелю мирового масштаба в местах, исторически не связанных с его именем. Памятники ставятся для будущих поколений, поэтому так важна историческая привязка предполагаемого места реализации проекта. Конечно, лучшим вариантом размещения памятника могла бы быть площадь Трезини. Однако там предполагалась установка памятника Доминико Трезини. Что касается места на 6 линии В.О. рядом с домом, в котором родился и жил Н. К. Рерих, то на момент издания Распоряжения не было известно, будет ли на этой улице создана пешеходная зона, чтобы можно было установить скульптуру. Поэтому в Распоряжении был указан Большой проспект В.О. При рассмотрении различных вариантов размещения, в результате тщательной и долгой работы специалистов Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Санкт-Петербурга было выбрано место на оси центрального газона сада «Василеостровец» со стороны Большого пр. В.О.

Это решение КГА виделось целесообразным, несмотря на то, что сад «Василеостровец» был создан в советское время. Символически происходит связь трех веков: ХIХ – Н. К. Рерих родился в 1874 году, ХХ век – именно в нем Николай Константинович жил и творил, в этом же столетии создан сад «Василеостровец» и век ХХI – время установки памятника. Кроме того, виделось, что установка памятника известного деятеля Культуры в данном месте позволит возродить цель создания сада: места культурного отдыха жителей Васильевского острова, Санкт-Петербурга и гостей города. Таким образом, сам факт установки памятника послужит возрождению и сохранению Культуры.

Архитектор Ю. Ф. Кожин закончил Академию Художеств. До 1980 г. работал как архитектор-проектировщик в ЛенНИИПроект. (Интересная деталь: по окончании работы в НИИ коллеги подарили на память Юрию Фёдоровичу сборник репродукций Н.К.Рериха.) После 1980 г. целиком перешёл на преподавание в Академию Художеств. Много работал в археологических экспедициях. В студенчестве работал в Средней Азии – в Таджикистане. С 1983 по 1991 гг. участвовал в экспедициях, в частности в Советско-Йеменской комплексной экспедиции, инициатором которой был Б. Б. Пиотровский. Руководителями экспедиций были Пётр Афанасьевич Грезневич, а потом М.Б. Пиотровский. По материалам экспедиции написана работа "Традиционные жилища Хадрамаут". Выставка графики Йемена экспонировалась в Союзе Художников. Делал выставку живописи и фотографий Йемена. Автор архитектурных проектов памятников Клюеву, Росси. Автор памятника нефтяникам в Самотлоре (скульптор Костюхин). Член Международного симпозиума в Сане по охране памятников материальной культуры. Занимался альпинизмом. Необходимо отметить, что архитектурная композиция, созданная архитектором Юрием Федоровичем Кожиным, возникшая после решения КГА о размещении памятника в саду «Василеостровец», к моменту установки памятника претерпела значительные изменения.

Управлением садово-паркового хозяйства (УСПХ) и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга, на учете которых находится указанный сад, а также другими ответственными организациями проект был полностью согласован Обществом "Знамя Культуры" при поддержке главного художника города И.Г. Уралова в 2002 году. Скульптор тогда же приступил к созданию фигуры в натуральную величину, но работы были приостановлены из-за отсутствия средств. Архитектурный масштабный проект также был полностью готов к реализации.

Общество "Знамя Культуры" предложило, среди других организаций и фондов, взять на себя дальнейшую работу по установке памятника и Международному благотворительному фонду «Рериховское наследие». Этот фонд был единственным, кто после размышлений откликнулся и принял на себя выполнение этой ответственной задачи.

17 февраля 2006 года было подписано постановление Правительства Санкт-Петербурга № 156 «Об установке памятника Н. К. Рериху» по которому финансирование работ, связанных с проектированием, изготовлением, установкой и последующим содержанием памятника передавалось Международному благотворительному фонду «Рериховское наследию» и должно было быть произведено за счет его собственных средств.

Небольшие собранные обществом средства и согласованный проект на установку памятника
Н. К. Рериху РОО «Знамя Культуры» передало Международному благотворительному фонду «Рериховское наследие» для реализации проекта. Фонд включил установку памятника  Николаю Константиновичу Рериху в число своих программ. Фонду предстояло найти спонсора для реализации проекта, но и это ещё не всё. Необходимо было вложить свой труд, проявить находчивость, терпение, настойчивость, чтобы проект привести в жизнь. Необходимо было всё время, что называется, "держать руку на пульсе", поскольку на каждом новом этапе требовалось утверждение и художественного совета КГА, и других организаций. А, надо сказать, проблем и препятствий было много, и это неудивительно при таком масштабном проекте. Но руководители фонда не любят распространяться о трудностях. Главное, что дело сделано. Кстати, кто видел фотографии раньше, на этапе первоначальном, помнят, что архитектурная часть была другой, она изменилась, а это, безусловно, потребовало дополнительных согласований. Но проблемы решались, препятствия преодолевались, и всё свершилось.

23 октября 2010 года памятник Н. К. Рериху был смонтирован в саду "Василеостровец".
9 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие памятника.

Наталья Папахова

У памятника Н. К. Рериху 13.12.12 Елена Чеглакова
 

 Другие публикации:

  •  

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.