Рериховское движение

 


РЕРИХОВСКИЙ СТИЛЬ

Жанна Каитова
 
 
 
Каждая национальная культура, религия, вероучение, любое сообщество и направление, проверенное временем, имеет своё привлекательное для людей внешнее оформление, выраженное через творчество, искусство, ритуалы, стиль жизни.
 
Человек, вливаясь, например, в древнюю грузинскую культуру или утончённую китайскую или становясь буддистом в Бурятии, будто проникает в цельный прекрасный мир только им присущей особенной красоты, особых звучаний, нигде неповторённых форм, образа жизни, образа взаимоотношений и всего оформления жизни.
 
Это оформление ярко отличает одну религию или национальную культуру от другой, придавая каждой её неповторимый индивидуальный аромат. И это оформление очень важно, потому что оно окружает человека всеми видами красоты, облагораживая и утончая его оболочки, делая возможным его продвижение к Высшему.
 
Надо и рериховцам устремиться к нахождению своего индивидуального стиля, характерного только для нас.
 
Этот стиль, видится, будет найден только с принятием совершенно новых форм, предназначенных для Нового Мира. Этими формами Учителя наполняют пространство, но надо очень потрудиться, чтобы их извлечь, понять и явить миру. Пока же, обладая величайшими Знаниями, данными в Учении, мы отстаём от всех в плане внешнего привлекательного оформления наших знаний, идей, жизненного пути.

Пример. У нас есть сокровище – картины Н.К. Рериха. В этих картинах сгущённые кристаллы Света Владыки. Это настоящие святыни, в прямом и буквальном смысле слова. Но мы пока не чувствуем этого. В лучшем случае мы вывешиваем их по старинке в обычных музейных залах. Наши экспозиции ничем не отличаются от обычных экспозиций всех других художников. Всё обычно, обыденно, рутинно.
 
Если подключить воображение, то можно представить, например, такой вариант: для каждой из семи тысяч святынь мы построим в будущем свой отдельный дом, хочется даже сказать – храм. Будет найдено новое слово для обозначения этих строений, назовём пока их храмами. Он будет спроектирован именно для конкретного полотна, соответствовать ему в пропорциях золотого сечения, форме, цветности, применённых материалах, энергиях, освещении, оформлении, мыслях и чувствах.
 
Это будет шедевр творчества, который явится достойной оправой для кристаллов Света Великого Владыки, проводником которых послужил великий ученик Его – Николай Рерих.
 
Семь тысяч таких храмов могут равномерно покрыть всю планету и встроиться в Сеть Света планетную, являясь благословением для людей и магнитами для высших энергий.
 
В любом случае, не стоит пренебрегать внешним оформлением. Ведь если внутреннее не отражается во внешнем, значит с внутренним не всё в порядке, не так ли?
 
Пусть будет положено начало мыслям о Рериховском стиле – самом огненном, самом светоносном, самом синтетичном, основанном на новых формах Нового Мира.
 
Пусть человек, примкнувший к Рериховскому Движению, сразу вливается в прекрасный мир Огня и Братства на всех уровнях – и внешних форм и внутреннего содержания.

 


 

ОБ ОТНОШЕНИИ К КОМПРОМИССУ В РЕРИХОВСКОМ ДВИЖЕНИИ

Олег Чеглаков

 

Компромисс переводят как уступка, но он заключается не в любой уступке, а лишь в той, в которой происходит отступление от высокого пути, ведущее к опасности духовного падения.

Как отличить компромисс-уступку от простой уступки больному, немощному, малому, старому, по благородности? Только по принципу эволюции, точнее, по принципу отступления от неё, а, следовательно, отступления и от пути, намеченного Силами Света.

Вот пример непростой оценки наличия компромисса, когда можно усмотреть и положительные действия и отрицательные. Такие примеры можно найти во множестве, например, в издательском деле. При этом замечено, что больше всего в компромиссе участвуют опытные издатели, послужившие немало лет на посту просвещения.

Вот перед нами книга. В ней немало сюжетов, устремляющих читателя в будущее, в тайну неизведанного. Автор пишет свежо, вдохновенно и увлекательно. Размышляет он о мироздании, о проблемах человеческих, пишет о правильных поступках, громит невежество, нерадивость и самомнение. Но вот сердце, даже когда сознание читателя встречается с правдой, подсказывает, что в книге присутствует какая-то необъяснимая составляющая, которая обладает присутствием низких энергий и искусственностью. И тогда следует ожидать целый ряд сюрпризов, которые незаметны, если войти в состояние усыпления. Скоро, после второго прочтения, наступает истина. Даже глазами очевидности начинает являться ложь и несоответствие Единому Учению. Но редактор, даже если видит эту ложь, уже не может остановиться. Во-первых, он запланировал по торопливости и стремлению к сенсационности материала включить в ближайший план издание этой книги. Во-вторых, он не видит вреда по своему убеждению. Выйдя, скажем, из теософской среды он привык следовать не духу Блаватской, а букве отражения ее мыслей, в которых была заложена идея о братстве религий и терпимости к ошибкам сотрудников. По этой причине Е.П. Блаватская иногда и сама популяризировала отдельные книги, написанные медиумами и психиками, когда не видела особого вреда от искривлений истины в книгах, ими написанных. При этом широко известно, что именно она и разоблачала ложь, исходящую от них, и вред медиумизма и психизма как таковых. Следуя заложенному в сознании кредо, редактор твёрдо убеждён, что надо публиковать всё, что вызывает интерес, а люди сами поймут и разберутся в сути излагаемого материала. Приобретя вес и авторитет, редактор безоговорочно полагает, что несёт свет познания, но не задумывается он, что ложные сведения из выпущенных им книг, даже если и забудутся, всё равно притянут к ложным магнитам, отклоняющим от пути эволюции. В этом суть ответа на вопрос: будет ли компромиссом издание книг, содержащих ложь.

Компромисс может быть подразделён на заметный, чётко фиксируемый сознанием, и незаметный, сокрытый даже от осознания теми, кто его совершает. Многие люди в самомнении, как им кажется искренне, заявляют, что они не допускают компромисс нигде, ни в чём и никогда.

Компромисс возможен лишь когда приоритет личности становится выше индивидуальности. Иногда даже человек духовноразвитый действует в основном для себя. И тогда он вполне может допустить или не заметить проявленный им компромисс.

Как обнаружить компромисс, если он не всегда явлен сознанию личности? Становится темнее, словно окружающий мир накрыла дымка или вуаль. Войдя в компромисс, человек, хотя бы на время отказывается от Света Высшего. Поэтому естественно, что затемняются энергетические центры и оболочки, а вместе с ними и всё сознание.

О затемнении сознания от проявленного компромисса Рерих писал так: «Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнилось воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте, что Мир всего мира есть чистейшая утопия». (О мире всего мира. Сборник «Врата в будущее»)

Почему сказано: «Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра — большой подлец»? (О мире всего мира. Сборник «Врата в будущее»). Если бы компромисс не был бы заразительной язвой души, то, возможно, от маленького его проявления и не родился бы тот самый подлец.

Почему компромисс заразителен? Компромисс может совершить ранее устремлённый дух, положительный магнетизм которого являет значительную силу. В случае хотя бы временного прекращения действия этого магнита, действует противоположный по силе магнит - магнит разложения, который и есть зараза.

Современные политики гордятся искусством компромисса. Но часто они гордятся невежеством. Эти политики называют или пустое соглашательство и обычный торг компромиссом или компромисс, как таковой, считают благим делом. Они полагают, что путём отхода от высокого и светлого пути ослабят давление негативных и агрессивных сил, а в ином случае отвлекут их и тем самым спасут вверенное им государство или коалицию государств от разрушения. Эти политики полагают, что экономические возможности их государств возрастут и восславят их народы. И что самое удивительное, такой трусливый компромисс действительно срабатывает на первый взгляд положительно. Но за счёт ухудшения нравов вверенного им народа, вовлечённого в состояние потери достоинства, расплата приходит неминуемо, рано или поздно. И никакие спасительные экономические меры не могут помочь утерявшему достоинство народу выйти из удушающего кризиса. Такой народ обречён на деградацию и вымирание. Проявляя трусливость, а порою мягкотелость, многие современные политики забывают многотысячелетнюю мудрость, которую приводит Николай Рерих: «Все формы тирании произошли от мягкости» – говорит пословица. «Все виды пошлости произошли от компромисса». Сегодня малая уступка, завтра малейшая уступка, а затем сразу большой жрец пошлости». (Действие. Сборник «Пути благословения»)

В современном мире проводится множество совещаний, конференций, переговоров, посвящённых мирному существованию. Но, по уже сложившейся традиции или привычке решать все вопросы в компромиссе, забалтываются самые насущные и жизненные проблемы человечества, без решения которых нет, и не может быть эволюции.

«Конференции, конвенции, всякие советы и съезды принуждены думать прежде всего о том, как бы избежать прямых решений и замаскироваться в каком-то еще невиданном компромиссе. Люди привыкают не стыдиться того, что еще так недавно они сами же считали и позорным, и недопустимым». (Грозы. Листы дневника, т.1)

Требуется самый суровый анализ. Безусловно, все причины назвать трудно. Для этого потребовались бы серьёзные научные исследования. Но некоторые причины бросаются в глаза. Они столь очевидны, что вызывает удивление, когда их не замечают даже опытные рериховцы. Речь идёт о массовом проявлении компромисса во имя сохранения дружбы со своими соратниками и сотрудниками, близкими и дальними; во имя сохранения авторитета, мнимого и настоящего, который после проявления компромисса становится мнимым; из-за неизжитого страха быть «нерукопожатным», непринятым как среди авторитетных рериховцев, так и тех, кто руководствуется линией поведения этих авторитетных людей, быть изгнанным из той организации, где руководителями не принято признавать свои ошибки. Иными словами, требуется немалая смелость и самое ярое устремление к истине, чтобы решиться встать на путь борьбы с компромиссами.

Но что же должны видеть эти смелые и решительные люди? В чём и где они могут для примера обнаружить явление компромисса?

В первую очередь, это касается слизливой, трусливой и гадкой позиции потакать, улыбаться, протягивать руку тем рериховцам, кто сознательно или по невежеству нанёс оскорбление Иерархии – Учителю или его доверенным ученикам. Виды оскорблений при этом могут быть самыми различными: умаление Изображения, ехидная радость от найденных грамматических или даже, как им кажется, смысловых ошибок в Писаниях Великих Учителей и их ближайших Доверенных. Многим приходилось видеть победоносное злорадство на лицах «правдоискателей», когда они во всеуслышание заявляли о найденной ими ошибке. Но беда даже не в них – мало ли каких отсталых сознаний можно встретить, умаляющих высокие имена! Речь идёт об основной массе рериховской среды, дружно хлопающих «смелым» докладчикам и жмущим им крепко руку в знак одобрения. Смею заметить: для тех, кто предан Иерархии такие сцены ничего, кроме омерзения не вызывают. Даже дворяне забывали о выгодности дружбы, если кто-то нарушал общепринятые принципы жизни дворянства, не подавая руки оступившимся и, тем самым, не потакая им в отходе от принципов, принятых в дворянском обществе.

Вспоминая эпизоды рериховской жизни во множестве её проявлений, можно наблюдать и ещё более прискорбное явление. Большинство участников РД не обращают внимания на проявление компромисса даже в том случае, когда они его видят и могут его оценить. Он для них кажется безобидным и малым нарушением, пустяком, который если и влияет на карму, то в самой незначительной мере. Не задумываются любители компромиссов, что такая уступка есть отрыв от ведущего в эволюцию Магнита, и с каждым новым, пусть временным таким отрывом, может очень быстро наступить невозможность войти в поток, ведущий к развитию.

Любовь к компромиссу – это заражение, которое охватило значительную часть рериховского сообщества. Такое заражение привнесли, как не досадно это произносить, многие старые кадры РД, мало знавшие Учение по причине отсутствия Книг Учения, а после остановившиеся в своём развитии, полагая, что ореол славы первопроходцев позволяет им и так находиться в авторитете. Последующее поколение уже не задумываясь брело за «легендами» РД.

Компромисс можно назвать ужасным, ибо много бед совершено через него. Рерих писал: «Ужасны компромиссы Армагеддона. Ужасно положе¬ние населения, как пешки, переходившего из рук в руки. Сегодня на поклон одному, завтра улыбка другому. Сегодня молебен, завтра анафема. Сегодня скрежет зубовный, завтра — цветы и ликованье. А если несколько скрежетов? А если забитое молчанье?» (Труд. Листы дневника, т.3)

Одной из причин компромисса стало недостаточное проникновение в опыт теософского движения, предшествовавшего рериховскому, а потому поверхностное понятие и принятие призывов Учителей человечества о сотрудничестве и единстве. Ведь Они призывали к сотрудничеству с Ними, а не с кем попало или с кем удобно.

Ко всему этому необходимо добавить и другую причину, которая способствовала распространению компромисса. Многие рериховцы, будучи в повседневной жизни одинокими людьми, по причине потери бытовых друзей и родственников, ревностно сохраняют дружбу со своими вновь приобретёнными соратниками и друзьями. И, казалось бы, это есть благо. Но такое ревностное отношение к друзьям и удобным людям привело к тому, что возник распространённый в РД компромисс – выбор между Указами, положениями и рекомендациями Учения, и ошибочными суждениями «друга», рериховского авторитета, который часто заканчивается в пользу этого «друга». Не редко такие рериховцы даже предпочитают закрыть глаза на явное предательство дел Учителя, лишь бы не потерять «друга», а тем более многолетнюю «дружбу» с теми, кто обладает авторитетом для них. При этом, к нашему прискорбию, надо отметить, что такие любители компромиссов по своему опыту знают, что для многих рериховцев их подобные поступки безразличны и они поступят также.

Если мы, рериховцы, хотим занимать ведущее место в продвижении эволюции человечества, наше сознание должно очиститься от пагубного стремления совершать компромиссы. Мы должны осознать тяжкие и разрушительные последствия этого позорного явления. В противном случае мы обрастём не только сборищем малокультурных людей, но и соберём в своих рядах множество откровенных врагов. Задача распознавания и изжития компромиссов в Рериховском движении является одной из самых наиважнейших.
 
 
АУДИОЗАПИСЬ
выступления О.Н. Чеглакова на круглом столе
в Музее-институте семьи Рерихов. 2018 г.
 
Тема выступления: "О компромиссе в Рериховском движении".
 
 
 

 

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗЫВ

Олег Чеглаков

 

В мире нарастает поток огненных энергий. Происходит неуклонное и закономерное разделение человечества по черте Света и тьмы. И такое разделение несёт нарастание силы и разнообразие испытаний для всех людей нашей планеты. Не являются исключением и те, кто именует себя рериховцем, хотя и полагающим, что они прошли суровый отбор и уже однозначно находятся в светлом стане. У меня нет статистики, но есть уверенность в том, что многие люди, которые читают Учение Живой Этики и даже те из них, кто прочитал всего лишь некоторые параграфы Учения, полагают, что уверенно идут в светлом потоке эволюции и их успешным развитием руководит сам Владыка, а если и не Сам Он, то по Его одобрению кто-либо из Братьев. Но напрасны их ожидания и надежды на скорые достижения и награды, если не приложены усилия по внедрению Учения в жизнь. Да и сама жизнь показала, что только преданное служение во всей жизни, в которой не допускаются никакие отклонения и компромиссы, может положить начало для приближения к Лучу Владыки, Лучу Единства, Силы и Мощи. И это не зависит от того, в каком обществе состоит человек, сколько он прочитал книг, лекций или провёл выставок. Важно не допустить ни малейших колебаний, сомнений и компромиссов по отношению к Иерархии. И печально, когда самые серьёзные допущения в сомнении, умалении, искривлении и искажении Указов, Рекомендаций и Установлений Владыки и их посланцев допускают, и не только допускают, но и с каким-то упорством и даже остервенением пытаются протолкнуть в сознания остальных рериховцев и тех новых, кто с чистым сердцем и верою в чистоту объединённых в различные организации рериховцев, поверил и доверился им.

Безразличное, равнодушное и нетрепетное отношение к Иерархии лежит в основе всех ошибок, просчётов, заблуждений и преступлений, явленных в РД. Так, было Указано сделать распространение Знамени Мира одной из самых наиважнейших задач последователей Учения и деятелей РД. МЦР поступает совершенно вопреки этому Указу. Приватизация этого священного Знака, на который не мог бы претендовать даже сам инициатор его выдвижения Николай Рерих, ибо принадлежит Он Владыкам, фактически останавливает распространение Знамени Мира, ибо кто же будет вывешивать Знамя, принадлежащее одной из рериховских организаций и униженно просить на то соизволения, чтобы всё-таки вывесить его?! Один необдуманный шаг, порождающий преступление, прокладывает дорогу следующему. И вот мы уже наблюдаем полную готовность встать под знамя Голубого щита, из-за которого, фактически, и произошла остановка в подписании Пакта Рериха.

Владыка ясно и чётко заявляет, что Учение Живой Этики – это Океан Знаний, беспрерывно льющийся из Единого Источника, и Оно не может быть ограничено лишь 14 книгами, Данными как Начало, Ядро Учения, число граней которого во всех направлениях не может быть исчислено. Нет, находятся самозванцы, которые вдруг решают за Владыку и за Его самую высокую Доверенную – Елену Рерих, что Грани Агни Йоги получены по медиумистическим каналам. А далее находятся и многочисленные последователи этой лжи. А ведь никто, решительно заявляю, никто не станет Агни Йогом без практического руководства, изложенного в этих Книгах. Ведь тот, кто не принимает Переданное через духовного сына Владыки Бориса Абрамова, не может войти и в поток эволюции. К тому же ложь и клевета на всё, что исходит из Источника, не прощается и считается самым тяжелейшим преступлением.

Елена Рерих в своих письмах указывает на то, чтобы не садились за один стол с последователями псевдооккультных организаций. Так нет же, с каким-то маниакальным упорством проталкивается идея о соравности лжерозенкрейцеров Костомаровой и Дороговой с Еленой Рерих. И что можно найти у Костомаровой такого нового, что нельзя найти в Учении Живой Этики? И откуда вообще могла появиться у руководства журнала «Дельфис» такая абсурдная идея, на которую была положена значительная часть жизни? Конечно, Наталье Тоотс хотелось, видимо, увидеть в лице Костомаровой подлинного представителя некогда славных розенкрейцеров, но она забыла тот факт, что к 20-му веку их уже давно не существовало в природе. Безобидно ли было увлечение писаниями Костомаровой? Нет, оно лишало Наталью Тоотс ревностного и трепетного отношения к Учению и Учителю, ибо она приобрела ложного учителя. И не случайным можно назвать целый набор имён, пропагандируемых ею, но не имеющих отношение к Учению. Пропагандируя лжеучителей, Наталья Тоотс и редакция журнала «Дельфис», явно без всякого уважения относится к самому близкому человеку Владыки, Его самой высочайшей Доверенной Елене Рерих. Неужели Наталья Тоотс сама не знает и ей надо напоминать, что не только важно то, что сам Владыка дал поручение по переводу текстов «Тайной Доктрины» самой знающей внутренний смысл содержания этого величайшего труда, но и то, что Елена Рерих внесла в этот текст свой высокий огонь, дающий основание причислять этот труд к самым Священным Книгам. И как не знать Наталье Тоотс, что кощунственна сама мысль об изменении или не трепетном отношении к каждому слову Тайной Доктрины! И какое это нахальство изменять текст, Данный свыше! Да и мало ли найдётся всяких таких базюкиных, якобы знатоков русского языка, «знающих» его лучше того, Кто его Дал!?

Сколько раз говорится о том, что не важно то, в какой общественной организации ты находишься – в МЦР или в оппозиции к ней, важно только одно – следуешь ли ты за теми, кого Сам Владыка избрал и утвердил? Необходимо забыть о преданности тому сотруднику, кто не предан Иерархии. Я не могу назвать рериховцем того, кто не ревностно (не путать с фанатично) относится к нашим Учителям и пытается выискивать якобы имеющиеся ошибки. Эти люди не могут быть нашими друзьями. Так же не могут быть таковыми и те, кто их поддерживает в явном компромиссе, чтобы не испортить отношений. Ведь мало кто задумывается, что это приспособленческое существование ведёт к предательству и прекращению эволюции!

Особенно хочется в этой связи обратить внимание на средства рериховской информации – сайты и их форумы, печатные издания. Если почитать самые популярные форумы – на портале «Адамант» и Рерих.инфо, то та задача, которую должны ставить перед собою рериховские источники информации по утверждению идей Учения Живой Этики и самой высокой Культуры, выполняется с точностью наоборот. Разве можно называть рериховским портал и форум на нём, если он переполнен осудительством, клеветой, передёргиванием, нечестностью и порою даже откровенной бранью? И всё это во имя «защиты» Учения. И никто из руководителей портала и самых ярых его активистов даже не задумывается о том, что никто им такого права не давал, и никто не наделял их особыми полномочиями. Не задумываются они и о том, что скандальную популярность можно приобрести, стать самыми читаемыми, но подлинный авторитет не завоюешь.

Что же касается форума Рерих.инфо, то на нём значительно реже встретишь личное осудительство, но в то же время происходит пустая болтовня, забалтывается любая благородная тема. А то, как происходило и происходит обсуждение нового перевода «Тайной Доктрины», показало, что уровень самого обсуждения скатился на обывательский. Ведущую скрипку теперь на форуме играют люди совершенно не знающие Учения и даже пришедшие, чтобы «подлить масла в огонь», провокаторы. Конечно, администратор Владимир Чернявский может сослаться на демократию, но в таком случае он войдёт в противоречие с рекомендациями Елены Рерих, относившей демократию к несовершенной форме жизни и управления. Но для Чернявского, к сожалению, видимо, не существует авторитета Елены Рерих, если он поддержал тех, кто издал «Тайную Доктрину» по переводу случайного человека в РД (указываю «случайного» потому что человек, пришедший в РД для служения Иерархии, в первую очередь озаботится любовью и преданностью к Ней). Это говорит о том, что и сам Чернявский совершил безответственный поступок, когда в угоду якобы современности стал защищать преступление. Между прочим, и само понятие «современный» имеет два значения. Одно соответствует современному состоянию уходящей цивилизации, а другое будущему, Новой Огненной Эпохе, которую Иерархия провозгласила через Правозвестницу свою, Елену Рерих. Отсюда, именно Елена Рерих является самой современной из всех существующих людей на планете. И ей ли не знать какие слова и обороты речи необходимо применять для лучшего раскрытия той или иной мысли?

Последователи Учения, помните, что самое главное и единственное задание жизни – не испортить отношение с Иерархией, а наоборот, стать ближе к Ней! А все те, кто в любви и преданности встал на преданное служение Иерархии, а не удобным друзьям-товарищам, и будут нашими любимыми и преданными сотрудниками.

Очень хочется, чтобы мысль здесь изложенная была правильно понята и не искажена. Напряжённо и ответственно время, в котором мы живём. Призываю всех сердцем горящих рериховцев покончить со слабостью характера и мягкотелостью и со всею преданностью и любовью встать на сторону Учения и Иерархии, сверяя каждый шаг с Нею!

Мир Огненный II §219
«Очень часто происходили недоразумения вследствие относительности определительного, изменённого веками. Самые древние записи испытывали многие изменения, проходя через руки инородных переводчиков. Об этом достаточно известно, но всё-таки не принимается достаточно во внимание. Для получения полного значения нужно обратиться к тому же источнику Иерархии. Если переводчик и толкователь будет в общении с Иерархией, то его относительность будет поправлена вовремя. Невозможно грязными руками касаться священных заветов.

Все способы кощунства осуждены, но особенно мерзостно, когда служитель религии кощунствует. К сожалению, такие случаи участились. Не мало среди служителей религий настоящих безбожников. Разве могут они говорить о Живой Этике? Безумцы не хотят даже помыслить о будущей жизни. Можно представить себе весь ужас собрания, где заседают кощунники! Мир Огненный для них - шутка.

Пусть Наши друзья не отказываются сказать везде, где можно, о Мире Огненном. Ведь, кроме духовной точки зрения, может быть и научный подход. Кроме того, пусть Наши друзья и сами думают чаще о Мире Огненном; такие мысли как молитва».

10.04.2017 г.

 
 
 
 
 
 

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.