показать всё меню

К 200-летию Рихарда Вагнера

22 мая 2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера.

Россия познакомилась с музыкой Рихарда Вагнера в 1876 году и с тех пор она живёт в сердцах просвещённых людей всех национальностей. Уже через 5 лет на сцене Мариинского театра шли музыкальные драмы Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Риенци», а в 1889 году, во время гастролей немецкой труппы петербуржцы услышали всю эпохальную тетралогию «Кольца нибелунгов», состоящую из опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». И не смотря на то, что не все её поняли и приняли, отдельные оперы из этой тетралогии долгое время оставались в репертуаре Мариинского театра. Н. К. Рерих писал, «Очевидно каждое великое достижение должно пройти через горнило отрицания и глумления» («Радость», Листы Дневника, т. 2). И действительно, «великое достижение» пробило и укрепило свои позиции на Российской сцене и в 1906 году уже весь цикл «Кольца» был представлен на сцене Мариинского театра в декорациях российских художников.

Всё великое определяется миросозерцанием автора, его поисками истины, которая живёт в глубинах человеческого познания и находит созвучие, и « овладевает вашим сознанием.Лежит ли это в самой гармонии его произведений,- пишет Н. К. Рерих, в характерной тональности или, наконец, в самом характере творца, который неразрывно связан с его произведениями» («Зигфрид», Листы Дневника, т. 1).

Характер творца – Р. Вагнера, всё время вёл его в неизведанное. «С самого раннего детства, – пишет Вагнер в своей книге «Моя жизнь», – всё необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие».

Он подсознательно чувствовал, что истоки древней мудрости народа, в изучение которых он углубился, могут открыть ему те глубины человеческого знания, которые дадут ему силы творить новое национальное искусство, он «хотел понять суть «абсолюта» и всего, что с ним связано». Исследование источников мудрости привело к пониманию роли Великих Учителей человечества, и он старался отразить это в действиях своих героев во имя высокой цели. Его Лоэнгрин раскрывает тайну Грааля - святой реликвии, вверенной Небесами для хранения таинственному рыцарству – Братству Грааля. Можно сказать, что творческая жизнь Вагнера, в некотором смысле, есть поиски Священного Грааля, тех вечных ценностей, которые живут в глубинах человеческого сердца.

«Путь, на который судьба призывала меня для высших целей, – пишет Вагнер, – был полон опасностей, никогда не был свободен от забот и затруднений совершенно неизвестного мне до сих пор характера». И, как всегда, через преодоление испытаний рождались его новые произведения.

Одна из основных тем опер Вагнера – власть золота, приводящая к гибели и «богов», и мир. Сегодня, в наш меркантильный век, эта тема более чем актуальна. Вагнер предвидел гибель мира, основанного на власти золота, которое неизбежно приведёт к внутреннему разложению человека и к мировой катастрофе.

Философ А. Ф. Лосев в «Воспоминаниях» писал: «Именно Вагнер … формулировал для меня то моё глубочайшее настроение, которое сводилось к чувству надвигающейся мировой катастрофы, к страстному переживанию конца культуры и что-то действительно вроде мирового пожара».

Вагнер видел спасение человечества через искусство, возвышающее душу человека. Для него искусство – истинно Храм духа.

Он верит в возрождение человечества и в финале тетралогии «Кольца» оставляет такую надежду – «росток новой жизни» пробьётся, когда пламя спадёт, очистив мироздание от скверны.

В последней опере «Парсифаль» Вагнер подводит как бы итог всем своим раздумьям художника над судьбами человечества. С помощью символов Надземного мира он говорит о единстве мира.

Вагнер написал 13 опер и многочисленные теоретические труды, он стал истинным представителем синтеза искусств.

Таисия Пугачёва, май 2013

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.