Религия. Введение

Из цикла: Философия Н. К. Рериха. Основы Культуры.
Религиозные аспекты Культуры

Каитова Жанна

 

Н. К. Рерих пишет: «Прекрасное и Мудрое являются столпами Религии. Если мы начнем искренно писать историю Прекрасного, тем самым мы должны писать и историю Религий. И обратно, начиная с Религии, мы неизбежно придём к Прекрасному» («Адамант», сб. Держава Света).

Для многих людей это утверждение покажется спорным. Но если мы уясним для себя во всей глубине, что такое истинная религия, если мы «отделим зёрна от плевел», то несомненно согласимся с утверждением Н. К. Рериха.

Какие только образы и представления не возникают у людей, когда они слышат это слово – религия. Кто-то представит великих святых в момент озарения, подвижников, трудящихся в поте лица своего на благо всего живущего. Кто-то представит прекрасные храмы, чудотворные реликвии и иконы. Кто-то вспомнит кровавые религиозные войны, жестокую нетерпимость и фанатизм, инквизицию, костры. Кто-то вспомнит о своём опыте сердечной горячей молитвы, которая была услышана, а кто-то о невежественном битье лбом об каменный пол в церкви или о выпрашивании у Высших Сил ничтожных земных благ для себя и своих близких, а то и требование покарать кого-нибудь… Огромное множество самых разнообразных образов, представлений, понятий, содержащих перемешанные в разных пропорциях истину и ложь, часто прямо противоположных, возникает при произнесении одного короткого слова – религия.

Поэтому мы постараемся привести все наши представления о религии к единому пониманию, руководствуясь теми знаниями, которые принёс Николай Константинович Рерих. Ведь он был Посланником Иерархии Света, и сам принадлежал и принадлежит к Иерархии Света, а потому его знания – истинны.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ

Что же такое религия?
Сам термин происходит от латинского слова religare, где re – означает «восстановление», ligare – глагол «связывать», от слова лига – союз, объединение, соединение, связь. Что всё вместе означает «восстановление связи».

В науке господствует мнение, что термин «религия» произошёл от латинского religio — «cовестливость, благочестие, набожность, предмет культа». Эта точка зрения совсем не отражает сути религии, она скорее поверхностна, чем глубока.

Но тут интересно отметить, что как раз современные исследователи всё чаще соглашаются именно с правильным вариантом происхождения термина – от religare – восстановление связи с Высшим. Радостно, что некоторое очищение понятий уже идёт.

У Рериха есть два определения религии. Это восстановление связи с Богом, с Высшим Миром и живая связь с Богом, с Высшим Миром.

В разных своих статьях, в разном контексте, Николай Константинович использует одно или другое определение. Конечно, понятно, что речь идёт не о разных определениях, а о разных ступенях нахождения человека на религиозном пути.

Сначала необходимо восстановление утраченной связи с Богом, с Высшими Силами. Почему восстановление? Потому что когда-то, в других Расах, когда люди были более духовны, но менее интеллектуальны, они (то есть мы) рождались, уже имея связь с Высшим. Но потом стал мощно развиваться интеллект, что очень замечательно, если бы это не произошло за счёт развития сердца. Однако, получилось так, что именно интеллект занял в человеке господствующее место, а сердце, через которое проявляется бессмертный дух, замолчало. И связь с Высшим, с Вечным, то есть с Богом, прервалась. Поэтому теперь, сначала, на первой ступени, требуется восстановление этой утраченной в веках связи с Божественным.

На следующем этапе религия – это уже осуществлённая живая связь с Богом.

Рерих указывал, что для очень многих сознаний все великие слова, понятия, явления остаются отвлечённостью. То есть чем-то не относящимся к реальности, к действительности, то есть к самой жизни. «Таким порядком и сама религия – эта живая связь с Богом, во многих умах осталась чем-то формальным, абстрактным» («Священный Дозор», Листы дневника, т.1).

Связь с Богом. О Боге в прямом смысле слова, как об Абсолюте, как о Беспредельности, мы уже говорили не раз. А о том Боге, как Он понимается в религиях (Бог-Отец, Аллах, Иегова, Ахура-Мазда, и т.д.), мы будем говорить ещё отдельно, когда будем изучать конкретные религиозные системы. Можно только сказать, что связь с Богом в большинстве религий фактически означает связь с Иерархией Света, существующей на нашей планете Земля, с Великими Учителями, чаще всего с Учителем Учителей, то есть с Великим Владыкой.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ

В чём значение религии? Мы знаем, что Космос строится Космическими Законами. Одним из них является Закон Иерархии. Слово «иерархия» переводится как «священная власть». То есть более развитые сознания, стоящие на более высоких ступенях эволюции, руководят и помогают в восхождении менее развитым сознаниям, стоящим ниже на лестнице эволюции. Для этого между Высшими и низшими должна быть связь.

Религия – это и есть связь с Высшими Силами. Поэтому без религии, без восстановления и упрочивания связи с Высшим, или с Богом, невозможно развитие человечества.

Известно, что без религии, без религиозного аспекта невозможна истинная Культура. И мы знаем, что наступил такой период в развитии человечества Земли, когда без Культуры невозможна дальнейшая эволюция. Ведь что такое Культура? Это почитание Света. Если человечество не перейдёт к почитанию Света, к устремлению к Свету, к Божественному Свету, то восхождение человечества по спирали эволюции не сможет продолжиться.

РЕЛИГИЯ И УЧЕНИЕ

Когда мы говорим об Учении в связи с религией, то сначала необходимо уточнить, что мы имеем в виду под Учением. Потому что существует два явления:

1) Учение с заглавной буквы – часть Единого Учения, даваемого Учителями человечества, Иерархией Света, в течение всего периода развития человечества Земли. Это Учение никогда не давалось широко. Части его давались лишь самым готовым сознаниям, и являлись тем тайным, сокровенным Учением, вокруг которого впоследствии выстраивалась каждая религия;

2) учение в религиозной системе, выраженное в священных книгах, в котором нашли отражение некоторые небольшие части того Учения, о котором сказано выше.

Религия будущего, заповеданная Единая Религия, будет очень близка Единому Учению, от которого она и произошла.

А само Единое Учение – это будущее всех тех людей, которые успешно прошли необходимые религиозные ступени и синтезировали религиозный аспект вместе с двумя другими аспектами в понятии Культура.

То есть без успешного религиозного опыта, полученного в этом или предыдущих воплощениях, невозможно приобщиться к Единому Учению Жизни. Для этого просто не будет необходимых накоплений.

КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ РЕЛИГИЯ

Кто и как приносит религию? Как возникает новая религиозная система? И что происходит потом, как система развивается? Это есть самые прекрасные и трогательные страницы в истории Земли. Страницы эти сверкают, как бриллианты, великими подвигами, великой любовью, великим состраданием и великим мужеством и усеяны величайшим самопожертвованием Учителей человечества и их ближайших учеников.

Сначала приходит Великий Учитель, который приносит на Землю часть Единого Учения. Он даёт новый сдвиг сознанию человечества. Он создаёт огненную сферу будущей новой религии, то есть мощный магнит, к которому устремятся все будущие последователи. Дальше, после окончания земного воплощения, этот Великий Учитель продолжает дополнять всё это через Тонкий Мир.

Саму религию, религиозную систему начинает складывать чаще всего другой Великий Учитель или выдающийся ученик, но, конечно, находясь в связи с Тем, Кто принёс само Учение.
Фактически, религия начинается с создания знаний и образа, который разносится сначала молвой, человеческим представлением и почитанием, поклонением Тому, Кто давал эти знания. Сначала небольшой группой, но потом приумножающейся.

Знания, которые везде рассеивал Великий Учитель во время своего воплощения, связываются воедино, и составляется священная Книга, священное Писание, которое позволяет уже и всем людям следовать за заветами Учителя. Оно укрепляет, подкрепляет, даёт путеводную нить всем тем, кто почувствовал дыхание новой волны знаний.

Затем наступает время сложения в систему тех знаний, которые были в священном Писании, но уже со всеми подробностями. Создаётся какой-то культ, какая-то обрядность, создаются ритуалы. Создаётся свод правил, которые последователи должны исполнять во всех областях жизни. Как относиться к семье, к государству, какая нравственность ведёт к Богу, какие взаимоотношения должны быть. Эти правила постепенно выявляются из тех знаний, которые рассеивал Великий Учитель во время своего пребывания на Земле.

Всё это сводится в книги, а затем из этого выбирается наинужнейшее, наиболее значимое, и сводится в другие книги, которые уже более доступны для большинства, чем сами св. Писания, потому что св. Писания, как правило, писались в форме символизма. Появляются толкователи св. Писаний, чтобы растолковывать символизм. Это одна из обязанностей священников.

Так постепенно система религиозных представлений и знаний обрастает подробностями.

Очень скоро религия начинает затемняться. Истинные знания искажаются, появляются груды трудов с искажёнными представлениями, нарастают суеверия и предрассудки, потухает мысль. Тогда приходят Посланники Братства с миссией очищения. Они приносят новые истинные знания и очищают предыдущее. И так много раз, потому что затемнение очень быстро нарастает снова и снова.

Если же религия затемнилась настолько, что уже не представляется возможным очищение, то она может совсем потерять свой Луч Ведущий, Луч Того, Кто был Источником самого возникновения данной религии.

То есть помимо Великого Учителя, принёсшего Учение, обязательно есть:

- основатель или основатели религиозной системы;

- реформаторы религии, которые преобразуют её, совершенствуют, доводят до нужного уровня восприятия;

- реформаторы, которые очищают религию, когда она уже основательно загрязняется и дополняют религию каким-то мощным знанием, которое и очищает предыдущее.

ВСЕ РЕЛИГИИ ПРИШЛИ С ВОСТОКА

Известно, что все религии пришли с Востока. И религии, и философии, и все самые ценные духовные нахождения, и достижения культуры – всё родилось на Востоке.


И это есть одно из оснований для единения Востока и Запада. Об этом пишет Н. К. Рерих в статье «Радость творчества». Он создаёт перед нами яркий образ, описывает, как Запад и Восток стоят друг напротив друга. Как они смотрят проницательно друг на друга. Как следят за каждым движением друг друга. Но «они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками. Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов» («Радость творчества», сб. Шамбала Сияющая).

«Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религия, и философия, и многие другие ценнейшие нахождения в духе и культуре в целом по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии. Почему это так, а не иначе – не нам судить. Историк лишь может считаться с действительностью. И никто никакими предположениями и доводами не может поколебать эту великую действительность даров Востока» («Дары Востока», Листы дневника, т. 1).

Приведу прекрасный отрывок из статьи Н. К. Рериха «Сокровище снегов», в котором глубокий смысл необычайно гармонично переплетается с красотой образов.
«Ни с чем не сравнима радость того мгновения, когда солнце восходит над Гималаями; когда синева ярче сапфиров; когда издали ледники сверкают, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях. Дева рассвета, Ушас древних Вед, обладает теми же возвышенными добродетелями, что и радостная Лакшми. Здесь можно также ощутить всепобеждающую силу Вишну. Некогда Он был Нараяной – космической сущностью в глубинах творения. В конце концов Он появляется как бог солнца и в Его улыбке из темноты возникает великая богиня счастья. И можем ли мы не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, все герои кажутся привнесёнными в Гималаи, как к высочайшему алтарю, где человеческий дух вплотную приближается к божественному. Разве не ближе сияющие звезды, когда вы находитесь в Гималаях? Разве не открываются сокровища земли в Гималаях? Простой погонщик в караване спрашивает вас: "Но что же скрыто под могучими горами? Почему величайшие плато находятся именно в Гималаях? Должно быть, здесь сокровища!" («Сокровища снегов», сб. Шамбала Сияющая).

РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ

Обряд – это обожествлённый порядок действий для достижения какой-то цели в религиозном служении. «Обожествлённый» – то есть установленный свыше.

Это не просто какие-то действия, телодвижения и тому подобное, а символы, в которые вложен глубочайший духовный смысл.

Ритуал – тот же обряд, но отличающийся некой особой церемонией, с использованием особых предметов, со строгим священнодейством. Ритуал – это некое отражение мистерии.

Пока религия ещё относительно чиста, не искажена, не затемнена, её обряды и ритуалы имеют огромное значение – с их помощью усиливается, умножается, утверждается связь с Богом.

Но через какое-то время существования конкретной религии ритуалы и обряды вырождаются иногда до неузнаваемости. Они превращаются часто в формальность, в полусознательные действия, теряют духовный смысл, а следовательно, и всякое значение, потому что никакие механические манипуляции не могут дать духовного перерождения или даже просто какого-то изменения.

Ведь какое значение может иметь, например, обряд крещения, совершённый над бессознательным младенцем? К духовной жизни нельзя приобщить насильно. Кстати, обряд крещения в первые века христианства совершался над взрослыми, которые имели в виду под этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию всей жизни и своего духовного пути.

Н. К. Рерих часто рассказывал о множестве бессмысленных обрядах, существующих у человечества. Например, о ритуале похоронной процессии, который так тщательно разрабатывается «точно этот предмет заслуживает малейшего внимания» «Похвала врагам», Листы дневника, т.1).

Выродившийся обряд может стать как просто нелепым и бессмысленным, так даже и вредным. Потому что в обрывках древних обрядов может содержаться нечто такое, о чём знание, понимание и умение использовать во благо, уже давно утеряны. Например, особый ритм или особые слова. Ведь ритм, как известно, воздействует на нервную систему. А слова могли в древности входить, скажем, в заклинание темных духов. И другие варианты их произнесения могут иметь уже совсем другие последствия.

При размышлении об обрядности вообще встаёт вопрос. Казалось бы, если человек понимает, что он хочет, если понимает, зачем он что-то делает, то зачем ему для достижения своей цели нужны символы в виде обряда или ритуала? Скажем, человек прозрел красоту духовной жизни и возжаждал приобщиться к ней. Зачем ему обряд крещения для этого? Разве недостаточно просто волевого решения?

Но, оказывается, нет, обрядность нужна человечеству. Зачем?

Во-первых, обряды помогают создать необходимую атмосферу, некие вспомогательные условия для достижения, определённое настроение. Всё это помогает духу легче воспрянуть и вознестись.

Во-вторых, поскольку мы живём в плотном мире, мы нуждаемся в таких же плотных, видимых формах. Известно, что очень мало таких людей, которые сохранят память о тонких ощущениях, о вознесении духа, без того, чтобы какая-то форма, что-то видимое и осязаемое не напоминало бы им об этом. Конечно, чем выше сознание, тем меньше нуждается оно в земных символах, но окончательно отойти от всяких форм мы всё равно не можем.

Обрядовая сторона религии – это как раз и есть череда видимых форм.

В-третьих, известно, что некоторые обряды могут вызывать высокие вибрации и очищать чувства. Потому что они содержат ритм, ведущий к гармонии.

Но ещё раз повторим, что обряды не имеют никакого значения, если в них на первом и главном месте не участвует дух человеческий, сознательно и добровольно, желая этого всей силой своей.

СВЯЩЕННИКИ И СВЯЩЕННОДЕЙСТВА

Если религия – это связь с Богом, то священник, как посредник и помощник в этом, должен помогать эту связь осуществлять, то есть соединять с Высшим.

Он это осуществляет разными способами, и всё это есть священнодейство. То есть, священнодейство в религии – это все действия священника.

Они могут быть как сакральные, связанные с проведением обрядов, ритуалов, таинств, так и связанные с мирской деятельностью священника. Это касается каждого соприкасания священника с любым человеком, в беседе ли или в какой-то иной заботе о людях.

Священник никогда не должен переставать быть священником, все 24 часа он должен священнодействовать, предстоять перед Богом и действовать не от себя, а от Бога. Если этого нет, то это не священник.

Незабываем рассказ Н. К. Рериха об Иоанне Кронштадтском, который часто посещал дом Рерихов на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, когда Николай Константинович был ещё ребёнком и молодым человеком.

«Какие это были истинно особые дни, когда Христово слово во всём вдохновенном речении Великого Прозорливца приносило мир дому. Это не были условные обязанности. Вместе с о. Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры. … И опять входил благостно улыбающийся, как бы пронизывающий взором о. Иоанн и благословлял всех, сопровождая благословения каждому каким-то особым, нужным словом. Кому-то Он говорил: "Радуйся", кому-то "Не печалуйся", кому-то - "В болезни не отчаивайся". Все эти быстрые слова имели глубочайшее значение, открывавшееся иногда даже через продолжительное время. Затем говорилось "помолимся". После чего следовало то поразительно возвышающее служение, которое на всю жизнь не забудет тот, кто хоть однажды слышал и приобщался ему. Поистине, потрясающе незабываема была молитва Господня в устах о. Иоанна. Невозможно было без трепета и слез слушать, как обращался этот Высокий Служитель к самому Господу с такою верою, с таким утверждением, в таком пламенном молении, что Священное Присутствие проникало все сердца» («Светочи», Листы дневника, т.1).

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ

Каждая религия основана на священных книгах - Библия, Коран, Махабхарата, Пураны, Трипитака, Тора, Ригведа, Авеста, и др. Они записаны или непосредственно со слов Великого Учителя, или как бы по преданию, то есть со слов его учеников. Чистота священных писаний всегда была и есть относительная. Написаны они чаще всего в символьной форме.

Рерих приводит очень интересное размышление Преподобного Исаака Сирина по поводу способа написания одного места из св. Писания:
«Писание не истолковало нам вещей будущего века, но оно просто научило нас, как ощущение наслаждения ими мы можем получить ещё здесь до естественного нашего изменения при исходе из этого мира. Хотя Писание, чтобы возбудить в нас вожделение будущих благ, изобразило их под именами вещей, у нас всегда желаемых и славных, приятных и драгоценных, но когда говорит, что "не видел того глаз, не слышало ухо" и другое, то этим возвещает, что будущие блага непостижимы и не имеют никакого сходства с благами здешними» («Пламень вещей», Листы дневника, т.1).

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Как Культура – путь к религии, так и религия – путь к Культуре.

Мы помним, что Культура – это синтез религии, искусства и науки, или знания. То есть, религиозный аспект – это одна из составляющих понятие Культуры.

С другой стороны, без общей культуры невозможно подойти по существу к религии. Рерих писал, что культурой оживляем религию. И это понятно, ведь только культурный человек правильно воспримет все положения, которые существуют в религиозных системах.

«Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному» («Культура – победительница», Листы дневника, т.1).

РЕЛИГИЯ И КРАСОТА

Возрождение религии Красотой подобно тому, как возрождение религии Культурой.

Рерих писал, что без Красоты невозможно обновление религии, без Красоты «как сухие опавшие листья, будут унесены вихрем жизни исписанные листы бумаги и вопль духовного голода по-прежнему будет потрясать пустынные в своём многолюдстве города» («Звезда Матери Мира», сб. Шамбала Сияющая).

«Кажется невероятным, чтобы люди добровольно могли забыть лучшие возможности. Но это бывает чаще, нежели можно представить. Люди утеряли ключ к символам Ригведы. Люди забыли смысл Каббалы. Люди обезобразили прекрасное слово Будды. Люди золотом принизили божественную простоту Христа. И забыли, забыли, забыли лучшие ключи от врат. Теряют люди легко, а как же находят?» - спрашивает Рерих. И отвечает, что все явления «чётко и властно зовут к покинутой, но существующей красоте. Только примите. Только возьмите, и увидите, как изменится внутренняя жизнь ваша. Как затрепещет дух в сознании беспредельных возможностей. И как легко осенит Красота и Храм, и дворец, и каждый очаг, где греется человеческое сердце» («Звезда Матери Мира», сб. Шамбала Сияющая). «Где красота – там религия. Где религия – там красота», – пишет Рерих в статье «Струны Земли» (сб. Пути Благословения).

«Мы видели, как самая огненная молодежь настораживалась молитвенно под крылом красоты. И останки Религии возвышались там, где не умерла Красота. И щит Красоты был самым прочным» («Звезда Матери Мира», сб. Шамбала Сияющая).

РЕЛИГИЯ И НАУКА

«Установить научный подход к религии было истинным подвигом»,- писал Рерих, имея в виду буддизм. (ст. Алтай-Гималаи. Ладак). Будда совершил этот подвиг в VI веке до нашей эры. Сколько веков прошло с тех пор! Но говоря о XIX и XX столетии, Рерих пишет о том же подвиге. О том, что наконец-то самые лучшие учёные начали заявлять открыто о своих «религиозных и философских взглядах, о которых их отцы во многих случаях не решились бы выступить хотя бы для охранения своего "научного достоинства". Таким порядком несомненны сдвиги, которые очень легко превращаются в подвиг. Ведь именно подвиг, в существе своём, не может быть ограниченным. Именно в подвиге доступна как древнейшая мудрость, так и самоновейшая проблема» «Самогубительство», Листы дневника, т.1).

Рерих радовался и писал, что в последние годы «произошло много благотворных изменений в сознании. Люди поняли, что если малая наука отвращала, то истинная наука лишь устремляла людей к религии» («Спас», сб. Священный Дозор).

Конечно, религия неотделима от науки, а наука от религии. Религиозная вера в Высшее позволяет верить в те знания, которые даются свыше, а затем подтверждать их опытным путём. Благодаря религии наука выходит за пределы видимого материального мира.

И обратно: религия, благодаря содружеству с наукой, приобретает тоже новые знания и распространяется ещё больше по сердцам и умам людей.

ТЕРПИМОСТЬ

Много говорит Рерих о качестве терпимости, которое является важнейшим и которого часто просто катастрофически не хватает там, где речь идёт о религии. Хотя все религиозные Заветы говорят о необходимости величайшей терпимости во всех областях жизни, кроме терпимости ко злу.

«Надпись царя Ашоки гласит: “Не унижение других верований, не беспричинное обесценивание других, но надлежит воздание почитания всем верованиям за всё, что в них достойно почитания”. Великий Акбар с мудрой Джод-бай, создавая храм Единой Религии, мыслили о том же великом вмещении, преисполняясь терпимости («Терпимость», сб. Твердыня Пламенная).

Мы знаем, что нетерпимость – это признак низости духа. Рерих рассказывает как при Чингисхане строго «соблюдалась веротерпимость и свобода слова, лишь бы признавалась любовь к Богу» («Монголы», сб. Врата в будущее).

Как заботливо и радостно Рерих собирает всё, что указывает на религиозную терпимость и благожелательство и стремление к объединению! Он запечатлел так много случаев, собранных в простой каждодневности. Вот, например:
«Вспоминаю, как однажды на Востоке ученый раввин сказал: “Вы тоже Израиль. Ведь каждый ищущий Света – Израиль”. В этих кратких словах была выражена Мудрость незапамятных веков. В них звучала не только возвышенность, но и терпимость» («Живая мудрость», сб. Держава Света).

Или как в старом Пекине священнослужители пришли к Таши-Ламе просить его о сохранении Православной Миссии, которая оказалась под угрозой. Как доброжелательно было принято это обращение, была оказана всяческая помощь и заступничество и Миссия была сохранена («Благожелательство», Листы дневника, т.1).

А вот в Америке: «Газеты Нью-Йорка сообщают о новой церкви баптистов на Риверсайде: «Конфуций, Будда и Магомет вместе с Христом изваяны на портале церкви баптистов. Новая Эра религиозной терпимости выразительно символизована в изображениях, где великие ученые и философы (многие в свое время обвиненные в ереси) занимают место со Святыми, Ангелами и Вождями религии», «Моисей изваян плечо к плечу с Конфуцием; за Буддою и Магометом следуют Ориген, Св. Франциск Ассизский, Данте, Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель, Св. Фома Аквинский, Спиноза, Архимед», «Представитель свободной мысли д-р Холмс объявил на проповеди, что храмы будущего представят синтез всех великих религий мира» (Н. К. Рерих «Майтрейя»).

ИСКАЖЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ РЕЛИГИИ

В произведении «Шамбала Сияющая» Рерих как бы задаёт вопрос ламе: «Лама, так трудно для нас, жителей Запада, почитать вашу религию, потому что многое так запутано, так искажено. … Постороннему человеку трудно понять, почему людей, которые абсолютно безграмотны и подвержены пьянству, называют ламой, так же как и тебя, который знает много и является глубоко культурным человеком". На что лама отвечает: "Ты прав. Многие ламы носят ламаистскую одежду, но их внутренняя жизнь много хуже, чем у мирянина. Часто среди многих тысяч лам можно найти лишь несколько человек, с которыми можно беседовать о возвышенных вещах и можно ожидать достойной взаимности. Не так ли обстоят дела и в вашей религии?»
Конечно, мудрый лама был прав. Подобным образом обстоят дела во всех религиях. Первоначальные высокие знания затемняются. Почему?

Известно, что уровень сознания людей в массе своей не очень высок, поэтому высокие истины оно быстро интерпретирует по своему уровню, облекает в удобные для себя одежды. То есть, вместо того, чтобы подниматься к высокому, такое сознание наоборот спускает высокое до своего уровня.

Поэтому всё искажается порой до полной неузнаваемости или до полной противоположности или до пустой нелепости.

А ведь помимо этого есть ещё и злой умысел, злая воля, сознательно искажающая Заветы Света.

Сейчас нет ни одной, даже более или менее, чистой религиозной системы. Все они искажены значительно. Поэтому вряд ли возможно сегодня призывать кого-нибудь в церкви и храмы.

Но возможно и нужно советовать тем, кто стремится к религиозному пути изучать Первоисточники, изучать писания истинных святых и подвижников, и стремиться к общению с Высшим, но, как Сказано, «не всяко, но в духе».

Очищение религий есть одна из главных задач человечества. Очищение до Первоисточника, до Основ, данных Первоучителями.

«Три великих дара посланы человечеству. Познание единого духа вносит в бытие единство любви и религий. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной мощи. И во имя озарённой Новой Эры мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенных дара» («Новая Эра», Культура и цивилизация).

Каитова Ж. Ю.

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.