Этику принято рассматривать как науку о морали и нравственности. Отнесение этики к разряду науки связано с тем, что в современном цивилизованном обществе, несмотря ни на какие религиозные маски, принято признавать лишь условные правила, принципы и законы жизни. Условные – те, что приняты элитой того или иного общества или государства в зависимости от той или иной выгоды. Таковы и нравственные законы. По условно понимаемым нравственным законам выстраивается и этика. Такая этика далека от жизненности, а потому требует определённого научного обоснования, чтобы быть ей принятой в обществе.
В то же время Высший Мир, Силы Света через лучших и сознательных людей постоянно Дают всё новые и новые знания о существовании жизни в Космосе, о его единстве, объединении Космоса едиными законами, которые так и принято именовать Космическими. Так через лучших представителей человечества в жизнь входят и нравственные законы, соответствующие Космическим и не требующие какого-либо научного обоснования, ибо их восприятие происходит через сердце человеческое. Безусловно, когда речь идёт именно об Эволюционном искусстве, в котором присутствует принцип развития духа, этика входит в него не как случайный гость, занесённый волею творца, но как неотъемлемая, обязательная и наиважнейшая часть самого искусства. Напомним, что речь идёт об этике, основанной на Космических законах, присутствующих во всех религиозных системах, и устремлённой в Будущее. Без такой этики нет и Эволюционного искусства. В эволюционном искусстве обязательно должны присутствовать высокие идеи и идеалы: красоты, смысла жизни, устремления в будущее, утверждение положительных качеств, зов к Высшему. Всё это и будет составлять Этику, неотделимую от творчества.
Этика зримо или незримо, а также в различной мере условности, присутствует во многих системах и представлениях искусства, выражающем в основном эстетику. Так этика в определённой мере взаимосвязи и взаимодополнительности составляет часть эстетики.
В Эволюционном искусстве, направляющем все средства эстетического воспитания на развитие духа, этика присутствует безусловно. Этика является не только частью искусства, но ведёт, направляет и утверждает необходимость самого произведения. Она определяет наряду с эстетикой и качество каждого творческого произведения.
Назовём несколько примеров разных родов эволюционного искусства. Так, если на живописном полотне мы обнаруживаем сцену исторического сражения, то для того, чтобы причислить такую картину к эволюционной живописи, на ней должны присутствовать те или иные образы людей, выражающих положительные качества, такие как: героизм, мужество, подвиг, любовь к Родине, бесстрашие, самопожертвование и самоотверженность. Иными словами, картина должна воспевать проявление духа человека. Другой пример, трудный для определения степени присутствия этики, может быть рассмотрен на полотне, изображающем пейзаж. В оценке такого полотна на предмет соответствия этическим принципам ведущую роль занимает сердце. В Эпоху Сердца доверие должно быть отдано сердцу. И тогда оно укажет присутствует ли в картине, изображающей пейзаж, огонь творца, ведущий к утончению сознания. Утончению, а следовательно, и возвышению сознания. А это уже будет положительным качеством являющимся частью этики.
Другой пример возьмём из литературы. В ней значительно удобнее и нагляднее рассмотреть утверждение духовных начал в произведении. Если в литературном произведении добро побеждает зло, утверждается цель и смысл жизни в духовном совершенствовании человека, герои повести, рассказа, очерка или романа являют положительные примеры в различных жизненных ситуациях, – то такое произведение, безусловно, с позиции этики отвечает требованиям Эволюционного искусства. Остальная часть его оценки будет происходить уже с эстетической и художественной точки зрения.
Следующий пример возьмём из музыки. Понятно, что «Богатырская симфония» А.П. Бородина имеет в себе утверждение целого ряда положительных качеств: героизма, любви к Родине, мужества. Но как быть с произведениями, в которых заложены идеи лирического характера? И здесь, как в случае с оценкой пригодности по этическим принципам пейзажа, определителем может быть только сердце. Если то или иное музыкальное произведение пробуждает чувство самоотверженной любви, возвышающей дух, но не той земной любви, которая призывает к присвоению и наполнена страстью и ревностью, то такое музыкальное произведение достойно по принципу этики быть причисленным к разряду эволюционного искусства. Так искусство Нового Мира будет определяться тремя ключевыми словами: этика, эстетика, эволюция.
Олег Чеглаков
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
- Образы жизни Иван Кречетов