Понятие Культуры

 Человечество вышло из детства. В нём накоплены знания и опыт. Интеллект человечества вырос. Решаются сложные технические и технологические задачи. Но интеллект противопоставил себя внутренней сущности человека, его основе – духу. Временное и преходящее, пусть даже и важное, противопоставило себя вечному и нерушимому, тому, что звучит в нашем сердце самоосознанием «Я».

Иными словами, маленькое «я», выраженное через мозг человека, заслонило Большое и Истинное «Я», проявляемое через сердце. Свет духа проникает через сердце и исходит из него. «От всего сердца», «От чистого сердца», «Сердечный привет» – далеко не случайные выражения. В них безошибочно каждый человек найдёт лучшие чувства любви и света. «Всего тебе светлого», – слышим мы, и у нас на сердце проявляется теплота и радость. Сердце и Свет неразделимы. У человека врождённое чувство почитания и устремления к Свету, Свету незримому. В Западной Европе почитание выражают словом «культ», происхождением своим обязанное кельтам, а вернее их духов-ным наставникам – жрецам – друидам. Именно широкое расселение по Европе кельтов и является причиной всестороннего распространения слова «культ».

Человек стремится к Свету, человек стремится к Красоте, человек стремится к Богу. Бог и есть Свет и Красота. Через самых Высших и лучших люди получали различные системы знаний и представлений, как прийти к Богу и в Нём жить в соответствии с Ним. И эти системы знаний нам известны как религии. Само слово «религия» происходит от латинского слова «религаре», то есть восстановление связи с Богом (лига – связь, ре – восстановление) или сама связь с Ним. В религиях заложены принципы, как обращаться к Богу и служить Ему. Иными словами, разработаны обряды и ритуалы. И благо людям, нашедшим свой путь поиска и устремления к Богу, благо всем людям, полюбившим Его!

Человечество обладает самым существенным качеством – разнообразием. И в этом разнообразии далеко не все люди желают и могут быть в той религии, которая преобладает в конкретной местности их обитания, или же во-обще не желают и не стремятся находиться в сообществе людей, связанных религией; им не по нраву вообще какие-либо ритуалы или обряды. Но они также чувствуют Бога в своём сердце и стремятся жить в мыслях о Нём. Их любовь к Богу может и часто выражается через стремление к Красоте. Красоту они ищут во всём и находят её нередко в своём творчестве. Да и само творчество расширяет возможности приближения к Красоте. Высшее творчество принято называть искусством. Искусный творец принадлежит к искусству. Нашедший Красоту находит и Бога в себе, хотя может быть в этом не признаётся даже самому себе. Этот путь к Богу тоже имеет право на существование, хотя и кем-то будет подвергнут сомнению в качестве пути к Нему.

Ещё один путь – опытное познавание Мира. Этот путь построения картины Мира через выводы на основе обобщения опытных данных принято называть наукой. Здесь можно удовлетворяться постижением только видимых форм и их сочетаний, и тогда такая наука будет сухой и оторванной от жизни, ибо сама жизнь проявляется через содержание форм и их объединение в Единое Целое. Жизнь и есть Бог, ибо Он присутствует везде и во всём и всё наполняет. Познание жизни есть познание Бога. И если учёный расширит границы своего познания проникновением за пределы видимых форм, то он также будет на пути познавания Бога. Таким образом, одухотворённая наука, то есть та наука, которая выражается через духовное позна¬ние Мира, будет третьим путём приближения к Богу и Свету в Нём.

Наконец, есть Путь сочетания и объединения двух: религии и искусства, религии и науки, искусства и науки или даже всех трёх – религии, искусства и науки. Такой Путь есть почитание Бога во всех проявлениях жизни, почитание Света. Но мы знаем, что почитание Света есть Культура (от латинского слова Культура, то есть Культ – почитание (друидическое) и Ур – Свет, Бог Света (санскрит). Таким образом, Культура объединяет и сочетает религию, искусство и науку. Иными словами, она синтезирует их (синтез – объединение) на каком-то невидимом уровне незримым и нездешним Светом. Культура – это не шутки, прибаутки и другие развлечения. Культура – это вера в Бога с выражением творчества во имя Его и опытным познаванием Его во всём. Жизнь наполняется Светом и смыслом, радостью и великим оптимизмом. Никакие неудачи, болезни, неприятности не страшны. Все жизненные установки работают на Благо, Общее Благо. Любовь к Богу отражается на любви к близким и дальним. Уважение к брату и сестре рождает уважение и любовь ко всему живущему, и не будет тогда ссор, раздоров, ненависти и вражды, не будет тогда и войн. Мир Света – мир дружбы – мир без войн. Любовь к людям отражается и на любви ко всей природе. Бог в человеке и во всей природе и при любви к Нему призывает к трепетному и бережному отношению ко всему живущему. «Бог – сама жизнь, а жизнь во всём» – правило, которое помнит и знает почитающий Свет – человек культурный. Чтобы наступило Царство Света и добра, необходимо привнести Культуру не только в определённые учреждения или каким-то избранным людям, но и в каждый дом – в каждую хижину и в каждый дворец! Культура во всей жизни – Культуру в жизнь! Эта задача и есть спасение человечества. Экономика и поли-тика вторичны. Будет Культура – будет и добрая воля! Бу-дет добрая воля – будут лучшие решения в экономике и политике! В противном случае не следует ждать правильных решений. Там, где корысть, там и зависть, ревность и ненависть. Но людям нужна любовь, людям нужен Свет. Да будет Свет! Пусть будет Культура! Культуру в жизнь!

Где, кому и в каких случаях важно и необходимо прививать Культуру? Всегда и везде: в семье, по месту жительства, на работе, в государственных учреждениях и общественных местах. Как? Соизмеримо. Нельзя кричать и навязывать, но предлагать и начинать с малых дел и малых форм, постепенно, но непреложно. Где следует особенно поспешить? Там, где молодое поколение. И чем раньше начнётся вовлечение в культурное действо, тем плодотворнее. Но никогда не будет поздно начинать постигать культурные основы, даже в самом преклонном возрасте. Так утвердим вечность жизни! И эта жизнь наполнится особым смыслом радостного, безграничного познавания.

Возможно, кто-то скажет, что нет необходимости давать понятие, а тем более определение Культуры. Объясняют это познанием Культуры интуитивным путём, а кому недоступно такое состояние, то им и нет необходимости пояснять. Не будем настаивать, но тем не менее хотелось выразить следующие соображения.

Во-первых, нередко, а лучше сказать, чаще всего, само понятие Культуры путают с понятием цивилизации. Именно отсюда происходит отождествление с Культурою некоторых видов деятельности интеллектуального и эмоционального характера, направленных не на улучшение жизни, а чаще на развлечения (танцы и музыка, вызывающие низменные чувства; книги, то есть литература, направленная на вызывание интереса и решение задач эгоистического характера и т. д.).

Во-вторых, для того и существует Культура, чтобы Красотой своей и Светом пробуждать сердца и звать в будущее, к знаниям, к улучшению жизни, то есть к тому самому Свету, сущностью которого она сама и является.

В-третьих, само слово Культура является зовущим и взыскующим магнитом, который сам по себе является сущностью восхождения. Среди тех, кто будет предостерегать о необходимости редкого упоминания Культуры, будут не только противники её, но и друзья, и нередко сами деятели Культуры с многолетним профессиональным стажем. Эти деятели, многообразованные и многоопытные не однажды сталкивались с трудностью восприятия понятия Культуры и отрицания этого высокого слова. Но и в этом случае мы должны, в качестве хотя бы гипотезы, предло-жить рассмотреть причину, по которой не было воспринято понятие Культуры.

Обратите внимание: пишется не «культура», а «Культура», то есть тем самым мы предлагаем понимать её как исходящую из Высшего Мира, Мира Незримого и Беспредельного, Сокровенного и Всевмещающего. В Нём простота и Тайна, Красота и Знание. В Нём содержится всё самое влекущее и зовущее.

Культура – выражение синтеза трёх видов человеческой деятельности: религии, искусства и науки.
Культура – почитание Света, как синтез науки, религии и искусства, уже включает в себя и науку. Культура есть выражение духа, и потому её оценка может производиться только через дух. Даже одухотворённая наука, как в случае с искусствоведением, не может выразить Культуру, так как является только частью её.

 

Олег Чеглаков

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.