из писем
Фрагменты из писем Н. В. Гоголя приведены по изданию: Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952.
«Влияние женщины может быть очень велико, именно теперь, в нынешнем порядке или беспорядке общества, в котором, с одной стороны, представляется утомлённая образованность гражданская, а с другой – какое-то охлаждение душевное, какая-то нравственная усталость, требующая оживотворения. Чтобы произвести это оживотворение, необходимо содействие женщины. Эта истина в виде какого-то тёмного предчувствия пронеслась вдруг по всем углам мира, и всё чего-то теперь ждёт от женщины. Душа жены – хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки.
… но у вас есть другие орудия, с которыми вам всё возможно. Во-первых, вы имеете уже красоту, во-вторых – неопозоренное, неоклеветанное имя, в-третьих – власть, которой сами в себе не подозреваете, – власть чистоты душевной. Красота женщины еще тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота, – даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны. Если уже один бессмысленный каприз красавицы бывал причиной переворотов всемирных и заставлял делать глупости наиумнейших людей, что же было бы тогда, если бы этот каприз был осмыслен и направлен к добру? Сколько бы добра тогда могла произвести красавица сравнительно перед другими женщинами! Стало быть, это орудие сильное. Но вы имеете ещё высшую красоту, чистую прелесть какой-то особенной, одной вам свойственной невинности, которую я не умею определить словом, но в которой так и светится всем ваша голубиная душа».
«Избранные места из переписки с друзьями», «Женщина в свете», ( письмо к….ой ), 1846 г.
«Долго думал я, на кого из вас напасть: на вас или на вашего мужа? Наконец решаюсь напасть на вас: женщина скорей способна очнуться и двинуться.
Говорю вам: положенье ваше не только не блаженно, но даже опасно. Вы оба расплывётесь и распуститесь среди жизни, как мыло в воде; все ваши достоинства и добрые качества исчезнут в беспорядке действий, который один сделается вашим характером, и станете вы оба – олицетворенное бессилие. Молите Бога о крепости. У Бога можно всё вымолить, даже и крепость, которую, как известно, никакими средствами не может достать бессильный и слабый человек. Поступите только умно. “Молись и к берегу гребись”, – говорит пословица.
Важно то, чтобы в человеке хотя что-нибудь окрепнуло и стало непреложным; от этого невольно установится порядок и во всем прочем. Укрепясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в деле душевного порядка.
Крепитесь, молитесь и просите Бога беспрерывно, да поможет вам собрать всю себя в себе и держать себя. Всё у нас теперь расплылось и расшнуровалось. Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил сам себя в подлое подножье всего и в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы в ее истинном смысле. Эту свободу один мой приятель, который вами лично не знаем, но которого, однако же, знает вся Россия, определяет так: “Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но в том, чтобы уметь сказать им: нет”. Он прав, как сама правда. Никто теперь в России не умеет сказать самому себе этого твердого “нет”. Нигде я не вижу мужа. Пусть же бессильная женщина ему о том напомнит! Стало так теперь все чудно, что жена же должна повелеть мужу, дабы он был ее глава и повелитель».
«Избранные места из переписки с друзьями»,
«ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕНА ДЛЯ МУЖА В ПРОСТОМ ДОМАШНЕМ БЫТУ,
ПРИ НЫНЕШНЕМ ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ В РОССИИ» 1846
«Я бы вам назвал многих таких, которые составят когда-нибудь красоту земли русской и принесут ей вековечное добро; но к чести вашего пола я должен сказать, что женщин ещё больше. Целое жемчужное ожерелье их хранит моя память. Все они, начиная с ваших дочерей, которые так живо напомнили мне, во сколько раз родство по душе выше всякого кровного родства (дай Бог, чтобы наилучшая сестра с такой готовностью исполняла просьбу своего брата, с какой они исполняли малейшее желание души моей), – начиная с них и продолжая теми, о которых вы едва слышали, и оканчивая теми, о которых вы, может быть, и не услышите никогда, но которые совершеннее всех тех, о коих вы слышали. Все они не похожи одна на другую, и каждая есть сама по себе явленье необыкновенное. Только одна Россия могла произвести подобное разнообразие характеров. И только в нынешнее время трудных обстоятельств, расслабленья и развращенья общего, повсеместной ничтожности общества, могли они образоваться. Но всех перевысила одна, которую я и в глаза не знаю и о которой до меня достигнул только один темный рассказ. Не думал я, чтобы могло существовать на земле подобное совершенство. Произвести такое умное и великодушное дело, и произвести его так, как умела сделать она; сделать так, чтобы отклонить от себя и подозренье в её собственном участии и разложить весь подвиг на других таким образом, что эти другие стали хвастаться ею сделанным делом, как бы собственным своим, в полной уверенности, что они его сделали. Так умно обдумать уже вперёд, как убежать от известности, тогда как само дело уже необходимо должно бы кричать о себе и обнаружить её! Успеть в этом и остаться в неизвестности! Нет, подобной мудрости еще не встречал я ни в ком из нашей братьи мужеска пола. И передо мною показались в эту минуту бледными все женские идеалы, создаваемые поэтами: они то же перед этой истиной, что бред воображенья перед полным разумом. Жалки мне также показались в эту минуту все те женщины, которые гонятся за блистающей известностью! И где же явилось такое чудо? В незаметном захолустье России, в то время именно, когда стало трудней изворачиваться человеку, когда запутались обстоятельства всех и наступили пугающие вас страхи и ужасы России».
«Избранные места из переписки с друзьями»,
«СТРАХИ И УЖАСЫ РОССИИ»
(Письмо к графине .........ой) 1846
Размышления к теме
«Роль женщины в деле духовного самосовершенствования»
Духовное самосовершенствование для Гоголя одна из ведущих тем в его переписке с друзьями. Многие аспекты духовного самосовершенствования рассмотрены Гоголем под разными углами зрения и в разных нюансах жизни.
Наступившая, по выражению Гоголя, «нравственная усталость» требует «оживотворения», то есть внесения в творение Бога, человека, огня жизни. Огонь жизни – это психическая энергия, и именно женщина, по мнению Гоголя, может помочь, так как «её душа обладает такой силой. Кроме того, душа женщины – проводник, выводящий на прямой путь». Конечно, в данном случае под душой надо понимать дух, именно дух обладает Силой, так как имеет связь с Высшим – с Богом и при осознании этой связи может помочь человеку идти «прямым путём» – то есть путём эволюции и совершенствования. У христианина на бытовом и светском уровне понятия духа и души как бы сливаются воедино, но это не будет уводить нас от истины, тем более, что выращивая кристаллы качеств в духе, душа тоже просветляется, так как она есть оболочка для духа. Почему же «душа жены может быть злом и погубить навечно»? Если процесс самосовершенствования не происходит и положительные качества не накапливаются, то оболочка духа, то есть душа, в её истинном понимании, может превратиться в коросту, которая как раз, и будет мешать этому процессу, и дух может потерять связь с Высшим и утерять возможность эволюционировать, а это и есть зло, которое может погубить навечно.
Путь прямой дороги не прост – нужна крепость духа, а её можно обрести только с помощью Высшей, а потому, советует Н. В. Гоголь, надо молиться и просить беспрерывно у Бога этой крепости.
Конечно, это касается любого человека, не только женщины, но её душа более чувствительна к проявлению психической энергии и к чистоте душевной. Чистота душевная, по мнению Гоголя, обладает властью. Почему же? Потому что красота душевная – это истинная Красота, она отражение Божественной Красоты, выраженной, иногда, в физической красоте женщины. Потому, пишет Гоголь, «красота женщины еще тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами». Именно повелел, то есть красота дана с определённой целью, в ней Воля Бога, через которую Красота проявляет свою силу – силу творить добро. Творить красотой добро – значит способствовать утончению эстетического восприятия мира окружающими и накоплению кристаллов духа самой обладательницы красоты, то есть её духовному самосовершенствованию.
Удивительно, что в таких небольших отрывках писем, затронуто так много тем для размышления.
Вот ещё тема – о свободе в её истинном смысле. Ведь свобода часто противопоставляется распущенности и развращённости общества, но она напрямую связана с работой над своими качествами, с самосовершенствованием, с овладением своими астральными проявлениями, с «умением, – по мысли Гоголя, – сказать им нет». «Нигде я не вижу мужа», – констатирует Гоголь, то есть хозяина, владеющего своей психической энергией и бережно её расходующего. Человек сам «обратил себя в раба», находясь под властью распущенности эмоций и желаний. Гоголь надеется, что женщина быстрее может осознать всю остроту этой проблемы и помочь мужчине познать смысл истинной свободы.
А вот ещё одна животрепещущая сегодня тема – погоня за блистающей известностью. Чего только не услышишь из уст известных лиц с экрана телевизора или в печати. Всё, что беспокоило Гоголя много лет назад, живо и по сей день. Распущенность, безнравственность, безвкусие хлынули с экранов телевидения в наши дома и наши души. Истинная Культура как будто и не существует в России. Известные имена блещут своей эрудицией, навязывают свои мелкие мысли о жизни, не задумываясь об ответственности, спорят о культуре и смысле жизни, не вдаваясь в суть этих великих понятий.
Но Россия среди своего множества разнообразных характеров всегда имела людей подвига. Настоящие, мудрые дела творятся в России, по мнению Н. В. Гоголя, в неизвестности. Я думаю, что это подвиги людей в деле продвижения истинной Культуры, ведущей человечество в эволюцию.
Таисия Пугачёва. Октябрь 2012 г.
- Н.К. Рерих о Гоголе. Статья "Напутствие"
- к Знаменательным датам творцов Культуры