Виктор Владимирович Зайко родился в с. Лифляндия Шкотовского района Приморского края 10 октября 1944 г.; детство и юность прошли на о. Сахалин. Красота дальневосточной природы, морской простор, тайга, сопки окружали будущего ваятеля. Врожденное чувство красоты и поэтическое восприятие мира развивали в юноше Богом данный талант. Уже будучи подростком стремился стать художником. Не имея возможности получить художественное образование в том месте, где жил, своей целью поставил самостоятельное постижение искусства. В 18 лет Виктор Зайко пошел работать на судоремонтный завод в городе Невельск. Продолжая самостоятельно заниматься, вел переписку с Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем им. В.И. Мухиной. В 1967 году Виктор Зайко приехал в Ленинград. Через год поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова на факультет скульптуры, затем в Российскую кадемию художеств (Лениградский художественный институт им. И. Е. Репина, мастерская И.В. Крестовского), окончил в 1980 году.
Викор Владимирович Зайко с 1988 г. — член Союза художников России (СПб), в 2020 г. получил почетное звание Заслуженный художник РФ.
Особое значение среди созданных Виктором Владимировичем Зайко многочисленных образов имеют две работы: памятник Николаю Рериху — водителю Культуры, великому художнику, творцу, инициатору Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названного по имени создателя Пакт Рериха — установленный в 2010 году в саду «Василеостровец» в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, где родился, жил, учился и работал Н. К. Рерих, и памятник Святому Сергию Радонежскому, Святителю и Собирателю земель Русских, установленный в 2014 году в г. Пушкин (Санкт-Петербург). Эти две работы скульптора являются особо значимыми для утверждения в монументальной скульптуре нравственных ценностей, сохранения и утверждения русской духовной культуры и наследия Николая Рериха, выражают нравственную и творческую позицию художника, следующего Заветам Н. К. Рериха в области искусства, творчества и Культуры.
Непреходящую значимость и художественную ценность имеют и другие творческие работы В. В. Зайко, утверждающие Красоту, Культуру и историческую память русского народа. Образы, им созданные, имеют и международное значение в утверждении русской истории и культуры в единой мировой Культуре, а также показывают пример уважительного отношения к другим народам и их традициям.
Установлены:
1988-1989 гг. — памятник А. А. Ахматовой в музейном комплексе (участие в создании) Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в селе Слободка-Шелеховская Деражнянского района Хмельницкой области, Украина;
1992 г. — бюст-портрет А. А. Ахматовой СПб ГБУ «Историко-литературного музея города Пушкин», г. Пушкин (Царское село);
1992 г. – Памятный знак «Скорбь» Место захоронений жертв политических репрессий, г. Ижевск (республика Удмуртия)
1993 г. — памятник Императору Николаю II, Федоровский собор, г. Пушкин (Царское село);
1994 г. — памятник последнему наследнику царского престола — Цесаревичу Алексею, Музей «Коттедж», парк Александрия, г. Петергоф (Санкт-Петербург);
2009 г. — создание мемориальной доски поэту И. Ф. Анненскому, г. Пушкин (Санкт-Петербург);
2010 г. — памятник Н. К. Рериху, г. Санкт-Петербург (выше названный);
2014 г. — барельеф для Памятника воинам-интернационалистам. г. Пушкин (Царское село). (Архитектор В. Г. Федоренко);
2014 г. — памятник Святому Сергию Радонежскому, г. Пушкин (выше названный);
2017 г. — памятник (бюст) Н.К. Рериху Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе, г. Улан-Батор (Монгольская Народная Республика).
2018 г. — садово-парковая скульптура «Размышление» на территории РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
Персональные выставки:
1991 г. — «Два портрета» (Б. Пастернак и А. Ахматова), г. Колпино, Ленинградская область;
2004 г. — «Скульптура, графика», ЦПКиО, Музей-заповедник «Елагин остров», г. Санкт-Петербург;
2004 г. — «Анна Ахматова — сквозь призму времени». Историко-литературный музей г. Пушкина, Санкт-Петербург.
Участие в художественных выставках (более 60-ти), а также:
1992 г. — в Международном симпозиуме скульпторов, г. Ижевск;
2010 г. — в Международной выставке «Рериховский век», ЦВЗ «Манеж», г. Санкт-Петербург.
В. В. Зайко созданы скульптурные образы известных исторических личностей и деятелей искусства: императора Петра I, св. князя Владимира, архитектора К.И. Росси, композитора П.И. Чайковского, дирижера К.И. Элиасберга, поэта Б.Л. Пастернака, Александра Невского и многие другие, в том числе скульптурные портреты современников.
Важное место в творчестве занимали темы, посвященные Блокадному Ленинграду и Дальнему Востоку, композиции, навеянные историей христианства и Древней Руси.
Произведения В. В. Зайко находятся в музеях городов России: в Москве, Санкт-Петербурге (в том числе в Пушкине и Петергофе); Хабаровске, Красноярске, Твери, Бежецке, Петрозаводске, в Министерстве культуры РФ; и в частных собраниях России. За границей: в Хмельницком (Украина), в Минске (Республика Беларусь), в Харбине (Китайская Народная Республика); Улан-Баторе (Монгольская Народная Республика); в частных собраниях США, Канады, Германии, Швеции.
15 апреля 2022 года в годовщину Дня подписания Пакта Рериха на 77-м году Виктор Владимирович Зайко закончил свой земной и творческий путь.
7 октября 2022 года скульптор награждён Международной премией имени Николая Рериха, образ которого В. В. Зайко вынашивал в своём сердце более 20 лет, за это время были созданы многочисленные бюсты, скульптуры в малых формах, запечатлевшие образ Н. К. Рериха.
СКУЛЬПТОР, ЗАПЕЧАТЛЕВАЮЩИЙ ТАЙНУ
Олег Чеглаков
Статья посвящена трём работам Санкт-Петербургского скульптора Виктора Зайко. 10 октября 2019 года ему исполнилось 75 лет
Родина, Россия нуждается в пробуждении. Но она должна понять и уяснить свои болевые точки, через которые зарождался весь трагизм жизненного пути страны. Этот трагизм выражался в первую очередь через тех, кто олицетворял Россию в переломный момент всего человечества.
Выдающимися творцами, художниками жизни, можно называть тех, кто не только проявлял своё необыкновенное мастерство в той или иной области человеческой деятельности, например, в искусстве, но к тому же очувствовал те жизненные потоки, которые проливаются многострадальному человечеству от Высших Сил, заинтересованных в развитии в этом человечестве добра, любви, радости, счастья и других высоких качеств и чувств.
К числу таких творцов можно смело причислить петербургского скульптора Виктора Владимировича Зайко. Именно он, тонко чувствующий Дыхание Космоса и Высшую Помощь, сумел понять, кто в XX веке должен стать напоминанием о том, через кого должно было состояться преображение России.
Если посмотреть поверхностным взглядом, то будет непонятно: что общего между Императором Николаем Вторым, поэтессой Анной Ахматовой и художником-мыслителем Николаем Рерихом? Но именно они были, хотя далеко не единственными, каналами для потока мыслей и энергий, важных для преобразования России в её духовном возрождении. И хотя эти каналы были неравнозначны по уровню, тем не менее они были таковыми, каждый в определённой мере.
Николай Второй – многообразная и во многом противоречивая фигура в истории России. При его правлении стала бурно развиваться промышленность и, что самое главное, начали развиваться все виды искусства. Росли и размножались театры, музеи, всеразличные общества и кружки. И это происходило не только среди высших сословий и классов, но и среди рабочих и крестьян. Нарастала интеллигенция, а с её ростом свободомыслие и своеволие. Николай Второй, видимо, так до конца и не осознал, какие внутренние изменения происходили с ростом интеллигенции и буржуазии. С ростом научных знаний, лишённых одухотворения, постепенно растворялась и вера в Бога. А с этой потерей возросли и все пороки общества: казнокрадство, взятничество, распущенность, которые позволяли врагам России свободно действовать и разваливать оборонно-промышленный комплекс России. Одним словом, врагам удалось приостановить развитие Российской армии и флота. Покровитель искусства и всей культуры в целом, любящий отец и прекрасный семьянин, готовый в трудное время, в тяжёлые годы Первой мировой войны взять командование на себя, Император в то же время был по-детски доверчив. Он не смог допустить в сознание своё мысль об измене и предательстве наиболее близких ему людей. Но когда понял масштаб заговора и предательства, то именно в самое ответственное время проявил и слабость духа, отказавшись от Престола и тем самым оставив Россию на произвол судьбы. Таков образ последнего Императора, от решения которого зависела вся дальнейшая судьба России и всего мира. В этом образе сконцентрировалась трагедия уступки добра злу по причине отсутствия дозорности и распознавания, а также потери чувства реальности происходящих событий. И в застывшем в камне образе скульптору Зайко предстояло воплотить, уловив, подобно импрессионисту, сущность Николая Второго – отца, радетеля искусства, добродетеля, в то же время не выдержавшего испытание в качестве государственного деятеля и прекратившего борьбу с врагами государства в самое трудное время, а потому не завершившего достойно предназначенную ему миссию. Мужественные черты благодетеля культуры, гордая осанка высокого положения и одновременно подкрадывающаяся слабость. Трудность воплощения такого образа для скульптора заключалась ещё и в том, что нужна была не полная фигура, а бюст. Зритель должен был уловить, достроить в своём сознании весь образ самостоятельно. А для этого надо было заложить в бюст сильные мысли и оживить тем самым созданный в камне образ. Для этого скульптору пришлось несколько лет буквально сживаться с этим образом, а, чтобы более полно его понять, важно полюбить его с такою же силой, как любит отец, всепрощающий, но суровый. Лишь тогда к памятнику можно подойти и «поговорить» с ним словно с живым существом.
Ещё одним характерным образом для переломного этапа жизни России и всего человечества является образ Анны Ахматовой. Почему именно она?
На рубеже перехода всего человечества в новое своё качество с особой остротой встал вопрос о восстановлении равновесия двух начал – мужского и женского, без которого нет, и не может быть дальнейшего развития человечества.
Для этой роли были избраны наиболее выдающиеся представительницы женского пола, которые были призваны для духовного подвига. Но важно было явить и образ проявления тончайшего склада души, без которого дух не может проявить свою силу. И эта роль отводится тем представителям женского пола, которые утончённо улавливают огненные ритмы, влекущие к высоким и благородным чувствам. И кто, как ни поэты могут претендовать для такой возвышенной миссии. И в наибольшей степени на эту роль подошла Анна Ахматова. По чуткости восприятия наиважнейшего скульптор именно её и избрал своей творческой музой. Задача была не простая. Надо было с одной стороны воплотить мужественные черты, рождающиеся от бесконечной борьбы с окружающим невежеством, непониманием и враждебностью грубых сознаний, а с другой стороны – создать привлекательный женский образ, выражающий красоту с неповторимой индивидуальностью. Только утончённый дух может уловить огненные ритмы, из которых складывается высокая поэзия. Этот образ должен был выражать и мужество, и любовь, и необыкновенную утончённость, в то же время являя и тайну, запечатлённую в еле заметной улыбке, отразившей радость Высокого Прикосновения. Зайко удалось уловить ритм пламенного преобразования человечества, а с ним и всей планеты. Именно творцы стоят у истоков утверждения женского начала, без равноправия которого не может быть дальнейшего развития человечества и не наступит Новый Мир. Скульптор точно уловил характер великой поэтессы, но и знамение времени. Изящный и утончённый профиль с устремлённой в будущее фигурой, огненное слово в ритме стиха, застывшее на её губах. Это недосказанное слово так и недошедшее до человечества… В то же время скульптор уловил и всю скорбь от человеческого недопонимания и мук душевных поранений. Анна Ахматова также оказалась неготовой к трагедии проявления зависти, ревности, интриг и измены со стороны близких, как и Николай Второй. Именно потому скульптор изобразил и печаль на её лице.
Но самой знаменательной работой скульптора Зайко стала фигура великого художника и мыслителя, а также вождя культуры Николая Константиновича Рериха. Скульптору предстояло создать образ гиганта мысли, через которого Высшие Силы указали Путь постижения Нового Провозвестия Новой Эпохи. Новый Мир всегда встречает яростное сопротивление со стороны старого уходящего мира.
В борьбе со старым, отжившим необходимо выдержать всё напряжение, а порою перенапряжение этого противо-стояния. Выдерживают немногие. Лишь те, кто по-настоящему любит и предан Высшим Силам. Потому так много предательства, отступничества и клеветы не только со стороны откровенных врагов, но и бывших друзей, переметнувшихся в стан врагов. Чем выше, величественнее Светоч, прокладывающий путь в эволюцию человеческого духа, тем больше ему противодействия. Он становится «лакмусовой бумажкой», по которой всегда можно определить служителей тьмы, прикрывающейся благом и официальной религией. Мужество, несломимую волю, глубокую мысль творца и мудреца предстояло создать в образе Николая Рериха. Рерих не только обладатель синтеза положительных качеств, он – обладатель Тайны Высокого Общения. Рерих – Посланник Светлых Сил, он – один из лучших Их учеников. Рерих – как творец и выразитель синтеза религии, искусства и науки – Культуры. Рерих содержит Тайну Истины, но он не мистик, под которым надо понимать знающего в туманности, допущенного лишь к Знаниям по форме, но не по содержанию. Рерих знает и предвидит. Но ему необходимо раскрывать Знания лишь по соответствию, по сознанию, иначе переполненные Знаниями придут в ещё большее неистовство или используют полученные Знания во вред себе самим и всему человечеству. По этой причине и Рерих сокрыт от многих и враждебных глаз. В своё время люди Братства, представители Сил Света, действовавшие в областях распространения ислама также скрывали свои большие Знания. Символом этого тайного Знания была шерстяная одежда, закрывавшая от вторжения, но позволявшая выдавать необходимые Знания и энергию. Их называли суфиями. И кавказская бурка появилась в скульптурном образе Рериха не случайно. Зайко «нарядил» скульптуру Рериха в нечто, напоминающее бурку, создав тем самым величественный образ мудреца, хранящего тайну, в высочайшем напряжении думающего о новых путях привнесения блага для всего человечества. Скульптору также удалось создать образ тайны и за счёт отказа от детализации фигуры, явив приём недосказанности, характерный для творцов, устремлённых к беспредельному совершенствованию…
Чеглаков Олег
Работы Виктора Зайко, перечисленные в статье:
- Памятник Н.К. Рериху, 25-я линия Васильевского острова, Сад «Василеостровец» г. Санкт-Петербург, 2002 (установлен в 2010)
- Памятник А. Ахматовой, музейный комплекс в с. Слободка-Шелеховская Украина, Хмельницкая область.
- Памятник Николаю II, г. Пушкин, Академический пр., 34, территория Феодоровского собора, 1993 г.
Другие работы В.Зайко:
- Бюст Анны Ахматовой (г. Пушкин, музей истории города) 1994 г.
- Памятник цесаревичу Алексею, Музей «Коттедж» г. Петергоф, 1994
- мемориальная доска Иннокентию Анненскому г. Пушкин, здание бывшей Императорской Николаевской гимназии, 2009 г.
- Памятник участникам боевых действий г. Пушкин, 2014.
- Памятник преподобному Сергию Радонежскому, г. Пушкин, 2014
ПАМЯТИ ВИКТОРА ВЛАДИМИРОВИЧА ЗАЙКО ПОСВЯЩАЕТСЯ
15 апреля 2022 года в Санкт-Петербурге ушёл с нашего плана бытия в возрасте 77 лет выдающийся скульптор Виктор Владимирович Зайко.
Даже в семизвучии прожитых на земле лет и даты ухода 15 апреля – Дня подписания Пакта Рериха, наиважнейшего для человечества Международного Договора по охране культурных ценностей, заложена какая- то гармония всей его жизни.
Удивительно скромный, необыкновенно трудолюбивый творец образов людей, внёсших значительный вклад в развитие России будущего, Зайко стал выразителем примера классического искусства, но не застывшего в ранее утверждённых формах, а в динамике их развития, захватывающего воображение каждого, кто соприкасается с его творчеством. Все его работы при кажущейся простоте, отмеряют вехи, переломные и трагические события российского общества, затрагивают тонкие струны души.
Разве архитектор Карло Росси, которому Зайко создал бюст, не является символом русского классицизма, венчающего стройность и соизмеримость? А Николай Второй разве не стал знаковой и трагической личностью, с которой началась Новая история России? Ему скульптор Зайко создал памятник, установленный в г. Пушкин, около Феодоровского собора. Анна Ахматова в своих символических образах утончала сознание всех прикоснувшихся с её поэзией людей. И Виктору Зайко удалось уловить как мимолётное дыхание боль души поэтессы за будущее человечества. Ей он посвятил памятник на Украине, в Хмельницкой области и бюст в г. Пушкин. И памятник, посвящённый одному из самых выдающихся людей ХХ века Николаю Константиновичу Рериху, Светочу Культуры, установленный в саду «Василеостровец», в Санкт-Петербурге когда-нибудь будет отмечен как творение утончённого дарования. Трудно описать сколько трудностей и творческого горения испытал скульптор при создании этого памятника. И, наконец, среди последних крупных работ следует назвать памятник, посвящённый Строителю и Собиратель Земли Русской, самому великому человеку России за всю её историю — Преподобному Сергию Радонежскому. Памятник, у которого можно находиться часами, чтобы хотя бы в малой степени очувствовать величие замысла творца, установлен в г. Пушкин, на территории церкви бывшего лейб-гвардии стрелкового полка, ныне названного Храмом Преподобного Сергия Радонежского.
Виктору Владимировичу нередко приходилось находиться не только в творческом напряжении, но и в состоянии перенапряжения. И наступило время, когда физическое сердце не выдержало его.
Мы не случайно утверждаем, что Виктор Владимирович Зайко не умер, а покинул этот план бытия. Каждый, кто соприкасался с философским наследием Николая Рериха, познаёт и утверждает, что дух, в котором и пребывает наше истинное сознание, бессмертен. Жив и Виктор Зайко. И как творец выдающихся скульптурных работ будет продолжать творить в невидимом Тонком Мире ещё на более высоком уровне.
Доброго и светлого пути тебе, наш дорогой, любимый и уважаемый творец искусства Виктор Владимирович Зайко!
Руководитель общества «Зов к Культуре» О.Н. Чеглаков, 17. 04.2022 года