Мифология

Из цикла: Философия Н. К. Рериха. Основы Культуры.
Религиозные аспекты Культуры

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФА

Главный вопрос, который необходимо рассмотреть для того, чтобы понять что-либо о мифологии, это вопрос о происхождении мифа. Откуда берутся мифы?

Но, чтобы на него ответить, сначала рассмотрим кратко вопрос о том, как и откуда вообще у человечества берутся знания.

Известно, что знания о Мироздании, о Мироустройстве, о Великих Обликах, и вообще о самых разных важнейших явлениях и вещах, были даны людям Иерархией Света, Учителями человечества.

Человечество должно хорошо развить своё сознание, чтобы в добавлении к тому, что даётся и всегда будет даваться от Иерархии Света, получить возможность и самостоятельно добывать высшие знания путём, например, истинной одухотворённой науки.

А пока человечество находилось в стадии детства, знания оно получало только от своих высоких Учителей.

Как давались эти знания?

Это сейчас Учение дано широко. Книги Учения просто продаются в магазине. Но так было не всегда. Учение выдано на широкое пользование только в связи с критической ситуацией. А именно в связи с тем, что наступили космические сроки для начала Новой Эпохи и началось разделение человечества по черте Света и тьмы, а человечество оказалось не готово к этому. Поэтому Учение было открыто дано для всех, кто пожелает его принять.

Но раньше было иначе. Учение давалось только избранным, то есть достойным и готовым. Учение было сокровенно. Не было для человека большей победы, большего достижения, чем быть допущенным к Учению.

Итак, Учителя Света давали Знания, то есть Учение. Давали своим ближайшим, своим ученикам – людям наиболее развитым, способным к восприятию высших Знаний и применению их на пользу человечества, – то есть стремящимся к служению на общее благо. Тем, кого по праву называли Посвящёнными. Их во все времена было немного. В Древней Элладе, например, они назывались эпопты. Простой народ об эпоптах не знал. Они скрывали своё положение, ни о какой публичности не могло быть и речи.

А между эпоптами и народом, который шёл обычным религиозным путём, была ещё одна, уже более многочисленная, группа людей. Если взять опять же термины Эллады, то там их называли мистиками. Мистики – это люди, которые шли к Учению. Это те, кто уже хотел больших знаний, чем те знания, которые были даны для всего народа через религию. Это те, кто мог в будущем стать эпоптом. Уровень развития мистиков был очень разный. От только что вступивших на этот путь или неуспешно идущих по нему, у которых зачастую так много всего показного, разных пышных церемоний и бутафорских посвящений, и тому подобного, до серьёзных настоящих учеников, приближающихся к истинным Посвящённым. Мистики тоже получали Учение, но в гораздо меньшей мере, в определённых частях, то есть по сознанию своему. Мистики зачастую были народу известны. Мистики и выбирались из народа.

Так Учение, то есть высшие Знания, проникали из Высшего Источника к людям.

Теперь вернёмся к мифологии. Как появлялись мифы?

Итак, Учителя человечества, принадлежащие к Иерархии Света, дают Знания.

Ближайшие к Учителям, их ученики (эпопты), как наиболее развитые люди, пересказывают и интерпретируют те части Учения, которые предназначены для народных масс. Но не буквально, как они сами получили, а используя образы и символы. Получаются некие истории. Эти Знания, пересказанные Посвящёнными в символической форме, сохранялись, записывались или устно передавались в мир. Эти пересказы и известны нам как мифы, легенды, сказания, предания, былины…

Часто происходило ещё и следующее. Эти пересказанные знания, сложённые в разнообразные истории, наполненные символизмом, аллегориями, аналогиями, уже шире распространялись в народ через мистерии. Мистерии – это некие театрализованные представления, через которые рассказывались истории о Богах, о Героях, о том, как построен мир. То есть передавались Знания. Существовали ещё мистерии и другого рода, но сейчас речь не о них. Мистерии устраивались силами мистиков. Для чего? Во-первых – для передачи знаний. Народное сознание обогащалось новыми знаниями. Во-вторых – во время этого мистериального представления в зрителях высматривались, выявлялись люди, устремлённые к познаванию. Люди, которые стали уже поднимать голову и искать что-то большее, чем то, что было им доступно. По тому, как человек наблюдал мистерию, возникали ли у него вопросы, что он предпринимал, выявлялись люди с потенциалом к ученичеству в будущем.

И на основе мистерий тоже слагались и записывались легенды и мифы.
То есть, части Учения, в виде мифов и легенд проникали в массы через пересказы Посвящённых или через мистерии.

Главная мысль всего рассказанного та, что в основе мифа всегда лежало истинное Знание.

Н.К. Рерих писал: «Миф есть отображение действительности» («Вперёд», сб. Нерушимое).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИФА

Миф (происходит от греч. Mythos) — предание. Наше слово «предание» сразу передаёт суть понятия – превыше данное или свыше данное.

Надо сразу сказать, что миф, легенда, предание, сказ, сказание, сказка, былина, быль – это понятия и термины или тождественные, или очень близкие. Поэтому, говоря о мифах, мы говорим одновременно и о легендах, и о былинах, и так далее. Различия в деталях могут быть, но это отдельный разговор.

Итак, миф – это пересказ того, что было дано Свыше; интерпретация Знаний, данных Учителями; отражение в народном сознании того, что было дано Свыше. Пересказ без искажения, но не буквально, а в образах и символах.

ОБЫВАТЕЛЬСКОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО

Надо сказать, что Николай Константинович употреблял термин «миф» в двух противоположных смыслах. В истинном смысле – то есть миф как отображение действительности. И в часто употребляемом в обществе противоположном смысле – то есть миф как небылица, как вымысел.

У него можно встретить такое выражение как «суеверный миф», «отвлечённый миф» или «миф, созданный прессой». Ещё Николай Константинович рассказывал о «странных легендах», которые создавали его недруги. Они выдумывали грандиозные истории о Н.К. Рерихе и его деятельности, о сверхъестественных силах, служащих ему или о чеканке им собственных денег, и другое (См. ст. «На пороге десятилетия», сб. Держава Света).

Действительно, есть даже такой термин – обывательское мифотворчество. Ещё великий Платон боролся с этим явлением. Он даже остался запечатлён во многом как обличитель мифов. Конечно тех мифов, которые не отображали действительность, но уже искажали её.

Мифы, конечно, со временем затемнялись и искажались. Профессор Варшавского Университета Фаддей Зелинский, который изучал античную религию и на которого ссылается иногда Николай Константинович, рассказывает историю того, как в греческий Бог Дионис (Вакх у римлян) из Бога творческого экстаза постепенно превратился в массовом сознании в бога виноделия, и его культ стал сопровождаться безобразными неумеренными возлияниями, или вакханалиями.

Поэтому надо запомнить тот факт, что кроме истинных мифов и легенд (как отображения действительности), может быть во-первых – имитация мифологии (обывательское мифотворчество – небылицы, придуманные людьми), а во-вторых – затемнение и искажение со временем самих истинных мифов и легенд, которые надо всеми мерами очищать.

КАКИЕ ЗНАНИЯ СОХРАНЯЛИСЬ В МИФАХ

Какие Знания сохранялись в мифах?
Это касается, главным образом, Знаний о Мироздании, о Земле и Космосе, о человеке, о происхождении человека, о смысле жизни, и конечно, о Великих Обликах, о самих Учителях и сотрудниках Братства, о великих героях, святых, подвижниках, о великих подвигах и деяниях, об исторических событиях, которые имели особое значение для эволюции. Это и поучения и назидания о том, как человек должен жить и действовать, и о других важнейших понятиях.

Вот один из примеров легенды, в которой, возможно, рассказ о реальном событии сочетается с назиданием для людей.

Николай Константинович рассказывал, как во время Центрально-Азиатской экспедиции им пришлось проезжать опасным местом. Надо было не останавливаться, как сказал проводник, и, не сворачивая с тропинки, проехать на лошадях сто двадцать миль в темноте. На заре все увидели, что всю ночь шли не по земле, не по песку, а по тропинке из тонкой соляной корки. Вокруг тропинки были нагромождения острых плит из огромных слоёв соли, а по краям тропинки чёрные бездонные зияющие отверстия, в которые запросто можно было упасть.

Рерих задаётся вопросом, что же произошло в этих краях? И слышит в ответ легенду: «Некогда огромный город стоял на этом месте. Жители города были богаты и благоденствовали в легкой жизни. Но ведь даже серебро чернеет, если оно не в действии. Так, собранные богатства не получали должного назначения. И в золоте забывались благие основы жизни. Но живет справедливость и всё нечестивое будет уничтожено, когда истощится великое терпение. В криках ужаса, в пламени неожиданно погрузился в землю греховный город, и вода наполнила эту гигантскую расселину. Прошли долгие времена. Ушло озеро и покрылось солью, и остались эти места безжизненными навеки. Все места, где произошла несправедливость, останутся безжизненными”.
Проводник спрашивает нас с таинственной улыбкою:
“Может быть, ночью вы видели что-то странное?”
Один из наших спутников шепчет: “Не есть ли это история Атлантиды? Не вспоминается ли Посейдон в этой легенде?”
Но проводник продолжает:
“Несколько жителей этого города, конечно, лучшие, были спасены. Неизвестный пастух пришел с гор и предупредил их об идущем несчастье. И они ушли в горные пещеры. Если желаете, можно пройти к этим пещерам. Я покажу вам каменную дверь, которая накрепко закрыта. И никто не знает, как открыть её”
(«Свет пустыни», сб. Держава Света).

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

Значительная часть мифов повествует о Мироздании и Мироустройстве. Николай Константинович часто приводит примеры очень похожих мифов, но взращенных в разных концах света.
Если миф – это отображение действительности, то понятным становится и то, почему по всей Земле, по всем народам, космогонические мифы так похожи. Ведь всё это из одного Единого Источника. И одновременно понятно, почему мифы, повествующие об одних и тех же вещах, бывают и совершенно не похожи друг на друга. Происходит это потому, что мифы искажаются и затемняются со временем. Конечно, пересказы, традиции, особенности сознаний, переводы тоже сделали своё дело, затемнив изначальное Знание. Но, даже несмотря на это, много сходства.

«Предание мордовских племён повествует:
«Богиня Анге-патой в гневе раздробила кремень о скалу. В блестящих искрах создались боги земли и воды, лесов и жилищ. Кончила дело свое Анге-патой и бросила наземь кремень, но и он стал богом: ведь она не отняла от кремня творящую силу. Стал кремень богом приплода, и на дворе или под порогом дома маленькая ямка прикрыта кремниевым божком».
Сравним эту красивую легенду с преданием Мексики:
«На небе мексиканском был некогда бог Цитлал Тонак, звезда сияющая и богиня Цитлал-Куэ, она, что в рубахе звёздной. Эта звёздная богиня родила странное существо – кремниевый нож. Другие их дети, поражённые этим странным порождением, сошвырнули его с неба. Кремниевый нож упал, разбился на мелкие кусочки, и среди искр возникли тысяча шестьсот богов и богинь»
(«Каменный век», сб. Адамант).

МИФ – РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ОБЛИКАХ

Николай Константинович писал, что из глубокой древности, облечённые в мифы и легенды, доходят до нас Великие Облики (см. ст. «Великий Облик», сб. Нерушимое).
Великие Облики – это образы Учителей человечества. И действительно много знаний о Братстве Света несут в себе мифы и легенды. Каждый народ мира может рассказать что-то. Сколько таких легенд в древнеегипетской мифологии, в древнегреческой, древнеславянской, а сколько на Востоке! В каждом народе и в каждой религии есть рассказы о Великих Учителях. А есть легенды, которые соединяют эти народы и религии.

Взять, например, многочисленные легенды народов Азии о великом Иссе, то есть об Иисусе Христе. Существует обширная литература об Иисусе Христе в источниках, принадлежащих разным народам и религиям. И все – индусы, мусульмане, буддисты, – называют в своих легендах Иисуса великий Исса, Божественный, Величайший, Лучший из сынов человеческих. Много есть исторических повествований о хождении Иисуса по Азии до того, как Он вышел на проповедь у себя на родине. А есть и легенды, сложенные образами и символами. Как, например, эта турфанская легенда:

“Божественный Исса в хождении своем повстречал большую голову. На пути лежит мёртвая голова великанская. И подумал Исса: от большого человека голова сия великая. И задумал Исса дело доброе, воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело и побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества” («Легенда Азии», сб. Твердыня пламенная).

Николай Константинович пишет о множестве разнообразных легенд о царе Соломоне.
«До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном приборе. Многие горы Азии увенчаны или развалинами, или камнем с отпечатками ступни великого царя, или отпечатками колен его, следами длительной молитвы. Это всё так называемые троны Соломона. Великий царь прилетал на эти горы молиться. На эти высоты он уходил от тягот царствия для возношения Духа. Горы Соломона, тайники сокровищ Соломона, Премудрость Соломона, таинственная власть перстня Соломона, Соломонова печать с познанием света и тьмы – кому же другому столько удивления и почтения принесла Азия? … Но не заоблачный Владыка царь Соломон. Он сходит к народу и, подобно другим Владыкам Востока, изменив платье, мешается в толпах, чтобы знать все тайны жизни. Свой перстень с чудесным камнем, в котором была заложена основа мира, царь Соломон оставляет на хранение жене своей, царевне Египта. Но хитер и искусен Египетский жрец, прибывший с царевной. Он меняет голос и облик и под видом царя овладевает перстнем. А сам Владыка обречён на долгие годы скитания, пока снова истина не восстановлена. Так всё необыкновенное, необычайное связывает народы Востока с царем Соломоном. Он восходил на горы – он спускался под землю, он встречал царей и исчезал в народных толпах» («Царь Соломон», сб. Твердыня пламенная).

ПОНЯТИЕ «БОГ» В МИФАХ

Ещё один важный вопрос. Что в мифах и легендах стоит за словом «Бог»?
Часто именно Великие Учителя в мифах называются Богами. Но не только Великие Учителя. Под словом «боги» в мифах могут подразумеваться и высочайшие Вселенские Силы, и земные стихийные силы, и даже стихийные духи, причём как высокие, так и мелкие и злобные.

Более того, даже под одним именем в мифах может подразумеваться разное. В одном мифе под определённым именем понимается Вселенский Разум, в другом мифе это же имя использовано как имя верховного Бога среди земных Богов, в третьем – это воплощённый в земном теле Великий Учитель.

Из-за непонимания этого может получиться большая путаница.

Возьмём для примера мифы Эллады. Зевс предстаёт в одних мифах как Единое Божество, которое проникает собою всё Мироздание, оживляя и одухотворяя его. В других мифах Зевс – как сам Мировой Огонь и Душа Вселенной. В третьих мифах, Зевс – как высший и главный Бог на Земле. Есть также Зевс как стихийные силы, как силы природы, как бог грозы и молнии. Есть различные ипостаси Зевса, покровительствующие в разных областях человеческой жизни, такие как Зевс Ограды, Зевс Градодержец, Зевс Гостеприимец, и другие. В одних мифах Зевс олицетворяет собой судьбу, в других выступает как отдельная сущность, над которой судьба имеет такую же власть, как и над всеми людьми.

Поэтому всегда надо различать как бы уровень Бытия, о котором идёт речь в мифе или легенде.

МИФ – РАССКАЗ О ГЕРОЯХ

Конечно, мифы, легенды, былины, саги и сказки – это и рассказ о «героях, о чудесных строителях, о творцах добра и славы. Саги знают и лебедей белокрылых, и быстрых кречетов, и отважных орлов. Учёные разъясняют, что миф есть отображение действительности. Мифы говорят об истинных, жизненных героях, свершавших свои подвиги здесь, на земле» («Вперёд», сб. Нерушимое).

Николай Константинович радовался, что «не так давно доказывалось, что герои так называемых легенд были существовавшими людьми, героическими деятелями, дела которых, выходя за пределы общечеловеческого разумения, сплетались в чудесные, вдохновляющие легенды» («Камень», сб. Врата в будущее).

Все знают, как много героев и подвигов сохранили древние легенды. Мы помним, что все русские сказки, сказания, былины, предания повествуют именно о героях и об их подвигах для общего блага. В античном мире существовал настоящий культ героев. Им посвящались праздники, приносились жертвы, конечно, слагались многие легенды. Рерих отмечал монгольский героический эпос, да весь Восток богат героями, и вообще каждый народ.

Николай Константинович писал о необыкновенной важности того, чтобы человечество сохраняло свои героические мифы и легенды, о том, что именно для будущего важно установить, что «боги древности были героями, запечатленными в памяти народа» («Легенды», сб. Держава Света). И о том, что люди должны беречь своих героев и память о них.
Зачем? Затем, что внимая легендам о героических подвигах для всеобщего блага, люди учатся мечтать и у людей возгораются сердца. А горящее сердце уже может различать, где истина.

«Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательных мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи» («Легенды», сб. Держава Света).

Рерих пишет о том, что легенда освобождает человека от каждодневной рутины, ведёт поверх механической цивилизации. А ведь мы теперь совсем погрязли в этой механической цивилизации и нам легенда необходима, как лекарство.

Рерих пишет, что «машинным стандартом эволюция не строится. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погрузиться в новые глубины познавания, полные неисчерпаемого молодого задора. … Да, легенды не отвлечённость, но сама реальность. Поистине, мечты не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ» («Легенды», сб. Держава Света).

Этим путём поддерживается «здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя» («Король Альберт», сб. Нерушимое).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МИФОВ НАУКОЙ

Знаменательно то, что всё чаще и чаще мифы и легенды находят подтверждение своей истинности.

Н.К. Рерих отмечал, что начал пониматься исторический смысл многих легенд и мифов, что на основе изучения легенд делаются ценные археологические открытия.
Вот некоторые примеры этого, о которых рассказывает Николай Константинович.

Существует много мифов и легенд о единорогах, или с участием единорогов. Единорог – это символ, но как реальное существо он считался несуществующим.

Однако Николай Константинович рассказывал, что однажды он показал изображение геральдического единорога одному тибетцу. И тот начал утверждать, что в Тибете водится единорогая антилопа такая же, как на изображении. Тибетцы даже предлагали достать для него такую антилопу. А британский исследователь Брайан Ходсон даже вывез один экземпляр единорогой антилопы. Таким образом миф становится действительностью.

«Ещё один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Канченджанге растёт драгоценное растение - чёрный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое» («Сикким (1924)», Алтай-Гималаи).

Ещё пример того, как легенда подтверждается фактами:
«Когда вы проходите по прекрасному сказочному царству индейских поселений Америки, когда слышите чудесные песни и любуетесь ритуальными танцами, полными глубокого смысла, знакомитесь с образом жизни индейцев и с их домашним обиходом; когда внимательно разглядываете их ноги, обёрнутые белой тканью, или дивитесь на странный головной убор и рубашки с орнаментом; и когда, наконец, вы постигаете богатую фантазию тотемных столбов, возникает ощущение, что находитесь где-то в западной России или в Сибири, если знакомы вам те места. Как же действительно редко возникает такое поразительное сходство на совершенно разных континентах и в совершенно иных условиях жизни. Так, одно это зримое свидетельство укрепляет древнюю легенду о том, что несколько северных индейских племен мигрировало из Сибири на Аляску. И становится понятным, что легенда эта настолько реальна и очевидна, что ничего не скажешь против, особенно, когда видишь этих коренных жителей страны» («Правда», сб. Адамант).

«В некоторых легендах рассказывается о странных болезнях, которые появились сейчас, и каждый западный врач проявит интерес к ещё не раскрытым процессам человеческого организма. Легенды рассказывают о подземных реках, и возникает мысль о современных системах ирригации и возрождении пустынь. Они рассказывают о спрятанных сокровищах, созданных для человечества природой. И вы улыбаетесь, глядя на ручьи нефти и восхищаясь железными и медными горами Азии. Это как волшебная сказка. В наши дни первые страницы газет посвящены смелым попыткам завоевать пространство и небо. И в песчаных пустынях ваш проводник, ритмично покачиваясь на своем верблюде, рассказывает вам о летающих аппаратах царя Соломона!» («Царь Соломон», сб. Твердыня пламенная).

Мы помним и Шлимана, открывшего и раскопавшего Трою.

Это лишь некоторые примеры, на которые указывает сам Н. К. Рерих и отмечает в статьях. И если бы сегодня кто-нибудь взял на себя труд исследовать, сколько знаний получило бы человечество на основе изучения мифов и легенд! Получилась бы грандиозная картина.

ОТРИЦАНИЕ МИФА КАК ИСТОЧНИКА ЗНАНИЯ

Итак, мы выше сказали, что источник мифологии – это мудрость Учителей Света. Но существует и до сих пор распространена такая точка зрения, что вся мифология всех времён и народов, все древние легенды – это есть невежественная попытка первобытного человечества описать мир, как-то объяснить пугающие его природные явления. Всё это называется мифологическим сознанием, которое потом якобы сменилось религиозным сознанием, а все боги, герои и события мифов и легенд, по этой точке зрения, красивая фантазия или художественный вымысел, то есть, источник мифологии – это человеческое невежество.

По этому поводу Николай Константинович указывал, что уже многие исследователи, как например, профессор Зелинский, и другие, пришли к выводу, что герои мифов – чаще всего реально существовавшие деятели, а не вымышленные фигуры, «таким образом, опровергая материалистическую тенденцию прошлого столетия, которая пыталась изображать всё героическое лишь какими-то отвлеченными мифами» («Легенды», сб. Держава Света).

Николай Константинович рассказывал, что один французский учёный по имени Сенар пытался доказать, что Будда – это некий символ, это только некий солнечный миф, а как человек он никогда не существовал. Другие хотели доказать, что Христос не существовал. Но к счастью существует столько доказательств реального существования этих Великих Обликов, что их уже невозможно проигнорировать.

«В этой борьбе между познающими и отрицающими так ясна граница, разделяющая всю мировую психологию. При этом чрезвычайно поучительно наблюдать, насколько все отрицатели со временем оказываются побежденными; те же, кто защищал героизм, истину, великую реальность, они находят оправдание в самой действительности. Тот, кто истинно понимал героев и мифы и кто временно считался мечтателем, оказывался величайшим реалистом, тогда как скептик-отрицатель по справедливости занял место “мечтателя”, поверившего или клевете, или извращённому источнику. Так медленно, но верно оборачивается колесо эволюции, неся с собою восстановление забытой правды» («Легенды», сб. Держава Света).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении напомню, что мы рассматриваем в этом цикле религиозные аспекты Культуры, а потому и свяжем сейчас мифологию с религией, подчеркнув, что религиозное мировоззрение не произошло от мифологического мировоззрения, и мифология никогда не существовала отдельно от религии, а религия – от мифологии. Религиозное мировоззрение всегда было, и мифология – это часть религии.

Николай Константинович Рерих писал: «Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно» («Прекрасное», сб. Держава Света).

Пожелаем вместе с Н. К. Рерихом всем, кто изучает или будет изучать древние знания, самоотверженности и непоколебимого устремления к истине.

Жанна Каитова
 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.