ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В самом слове «обряд», если вслушаться в его звучание, можно услышать «обожествлённый ряд» или «божественный ряд». Обожествлённый или божественный – это значит установленный или данный Свыше. Ряд – это определённая последовательность, порядок действий.
Таким образом, обряд – это установленный Свыше порядок действий для достижения какой-то цели в религиозном служении. Раз этот порядок установлен Свыше, то следовательно каждое действие, каждое движение в обряде должно иметь свой смысл и свою цель. Каждое действие и каждый предмет, слово, звучание, одежды, жесты, любое движение в обряде – это символ, в который вложен глубокий духовный смысл и определённая цель.
Ритуал – тот же обряд, но отличающийся некой особой церемонией с использованием особых предметов, более строго регламентированный, с более строгой последовательностью, набором предметов.
Чтобы лучше понять, что такое обряд, можно рассмотреть разные соотношения. Соотношения религии, культа, таинств и обрядов. Так мы проще поймём место обряда в многообразии религиозных явлений.
РЕЛИГИЯ, КУЛЬТ И ОБРЯД
Религия – это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света. Для достижения этой цели используются разные методы. Потому религия – это совокупность всего. Это и высшая цель религии, и священные книги, и существование священства, Откровения, Изображения Великих Обликов и святых, и исторические сведения, места, реликвии. Религия – это всё.
Культ – это почитание, почитание Божественного. Это действие по почитанию Света. Культ – это почитание всего Высшего, почитание Бога, святых, символов, всего, что в религии зовётся священным. Культ – это основа основ религии. Ведь устремление к Богу невозможно без почитания Бога.
Обряд – это некий порядок действий, призванный улучшить, гармонизировать, приблизить к достижению высокой цели в религии. Обряд помогает усилить почитание Божественного. Но и почитание помогает проводить обряды более качественно. Как и за счёт чего это происходит, мы рассмотрим ниже.
ТАИНСТВО И ОБРЯД
Таинство – это принятие человеком Благодати. Благодать – это огненный Божественный Поток, нисходящий к человеку из Высшего Мира. По сути, таинство – это приближение к Иерархии, стяжание Потока Иерархии Света. Это принятие Луча Иерархии, постоянное принятие или кратковременное.
Именно это в древних религиях, в мистериях называлось Посвящением.
Почему название такое – таинство? Конечно, для человека Высший Мир сам по себе есть тайна. Но и безотносительно человека на Земле, Высший Мир всё равно есть Тайна, потому что он уже соприкасается с самой Беспредельностью. Высший Мир – это уже путь в Беспредельность. А Беспредельность – это Великая Вечная Тайна, которая всегда существовала и всегда будет существовать. Высший Мир насыщен Тайной, потому принятие человеком энергии Высшего Мира, то есть соприкосновение с Высшим Миром, называется таинством.
Когда в религиозной системе начинает преобладать скорее формальный подход, нежели живой и действенный, то и таинством начинают называться некие формальные действия, обязательные к прохождению для каких-то групп людей – крещение, помазание…
Обряд, как порядок внешних вспомогательных действий, может сопровождать таинство. Ведь если таинство проводится для кого-то, то есть присутствуют свидетели, соучаствующие, то для них проводится и обряд. То есть, стяжание Божественного Потока обставляется некими внешними действиями, которые помогают присутствующим соответственно настроиться. Так, таинство может быть целью определённого обряда. Но не обязательно. Таинство может обходиться без всяких внешних действий, особенно если никто не наблюдает за этим огненным действом. Так же и обряд может иметь и другие цели, а не только лишь получение таинства.
«Святая Тереза, святой Франциск, святой Жан-де-ла-Круа в экстазе поднимались к потолку келий… Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался. В великом огне прозревались незримые истины. Возвышенное сознание озарялось пламенными языками. Во время молитвы святого Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась святая Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, – не пожар ли» («Держава Света», сб. О Вечном).
Н. К. Рерих здесь пишет: «От пламенеющей чаши Сергий приобщался». В житии Сергия Радонежского также описывается видение сошествия небесного огня в чашу при совершении Сергием таинства евхаристии (причастия).
Что такое эта Чаша пламенеющая, от которой Сергий приобщался и в которую сходил небесный огонь? Чаша пламенеющая – это Чаша духа, это огонь духа. Именно только духом, то есть сердцем, может принять человек огонь из Высшего Мира, то есть Благодать.
Но, так как Сергий стяжал Благодать в присутствии всей монастырской братии, а значит, проводилось и внешнее служение, то есть обряды, то чаша могла быть и конкретным предметом, ритуальной чашей, которая использовалась во время обряда как символ сосуда, в котором накапливается огонь духа, как напоминание присутствующим, что нужно возжечь огонь духа.
Николай Константинович рассказывает о таинствах не только в связи с христианской религией, но и в связи с другими религиями. Например, в статье «Ламы Шамбалы» он пишет о том, что Далай-Лама Великий перед тем, как покинуть Лхасу навсегда, имел тайное причастие в монастыре Морулинг.
Также Рерих пишет о таинстве Чаши Будды. Если всегда знать и помнить, что Чаша – это огонь духа (огонь сердца), то тогда нижеприведённый отрывок становится понятен.
«Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Благословенному следующие значительные обращения к царям принести чаши: "Поклонись чашею Будде, и ты будешь в чаше, как в сосуде познания". "Предложив чашу нам подобному, не будешь оставлен ни памятью, ни суждением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью". Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена» («Шамбала», сб. Сердце Азии).
Разные религии, но суть таинств едина. И это понятно, ведь всё из Единого Источника, потому и в таинствах нет различия. Различия есть во внешней форме, в позднейших, то есть уже искажённых, пояснениях, богословских разъяснениях, в догматах, но в сути своей таинство – это всегда приобщение к огненному потоку Иерархии.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ОБРЯДОВ
Если обряд – это порядок действий, данный свыше, то ничего бессмысленного в обряде не должно быть. Всё должно быть осмыслено. Каждое движение несёт смысл. Конечно, сегодня знание о смысле и цели каждого движения, предмета, слова, используемых в обряде, зачастую уже утеряно. Но, тем не менее, изначально смысл всегда был.
Приведём пример. Почему при отправлении некоторых обрядов в разных религиях часто полагалось священнику закрывать голову тканью? В чём мог быть изначальный смысл этого действия?
Находим ответ у Н.К.Рериха: "Говорят о замечательном монастыре Мо-ру, об особой учёности лам монастыря. На три летних месяца ламы уходят для сосредоточения на запад. При "слушании" ламы часто закрывают голову тканью. Это напоминает "библейские" обряды. Напоминает свидетельство Дамиса - ученика Аполлония Тианского, как Аполлоний, когда слушал "тихий голос", всегда обёртывался весь с головою в длинный шарф из шерстяной ткани. Этот шарф сохранялся лишь для этого употребления. Совсем из других времен доходят те же подробности. Современники удивлялись, как иногда Сен-Жермен странно "закутывался". Вспомним и тёплый платок Блаватской. Ламы очень наблюдают известное состояние температуры, что подсказывает научное отношение к разным явлениям" («Цейлон - Гималаи (1923-1924)», Алтай – Гималаи).
Возьмём ещё один пример. Откуда появился обычай приносить на похороны и потом на могилы живые цветы? Оказывается, в Атлантиде существовал следующий обряд. Тело умершего обильно обливали эвкалиптовым маслом, быстро покрывали священным платом и засыпали множеством живых цветов. Три дня и три ночи вокруг умершего плотным кругом горел огонь. Когда же астрал покидал плотное тело, то оно сразу сжигалось. Конечно, тогда умели увидеть или как-то иначе понять, что астрал покинул плотную оболочку. Огонь, аромат живых цветов и эвкалиптового масла отгоняли низших сущностей из Тонкого Мира, которые сразу притягиваются туда, где начинается какое-то разложение. Чистота от них важна при переходе в тонкие сферы. Этот обряд и священный покров назывался «Тихий Плат».
ФОРМАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Насколько быстро затемняется и искажается религиозная система, настолько же быстро вырождаются и её обряды и ритуалы. Иногда до совершенной неузнаваемости.
Когда обряд утрачивает своё внутреннее глубокое содержание, когда забываются знания, являющиеся самой сутью этого обряда, тогда обряд уже не может помогать человеку идти к той цели, ради которой он и был создан. Но если внешняя форма этого обряда продолжает исполняться служителями и последователями данной религиозной системы, тогда обряд этот становится просто формальностью. Он теряет духовный смысл, а следовательно, и всякое значение, потому что никакие механические манипуляции не могут дать духовного перерождения или даже просто хоть какого-то изменения в человеке.
Возьмём для примера обряд крещения. Известно, что в первые века христианства, когда сама христианская религия была ещё относительно чиста, крещение совершалось над взрослым человеком. Оно символизировало отречение человека от старой несознательной жизни и приобщение к новой жизни, к духовному пути.
Потом обряд этот стал проводиться над бессознательными младенцами, которым было ещё далеко до подобного решения. Потом обряд этот стал обязательным для всех. Неисполнение его преследовалось на государственном уровне. То есть в большинстве случаев это стало простой формальностью. Конечно, всегда были отдельные люди, которые искали и сохраняли во всех своих действиях духовный смысл.
Н. К. Рерих часто рассказывал о множестве бессмысленных обрядов, существующих у человечества. Например, о ритуале похоронной процессии, который так тщательно разрабатывается «точно этот предмет заслуживает малейшего внимания» («Похвала врагам», Листы дневника, т.1).
Выродившийся обряд может стать не просто бессмысленным, но даже и вредным. Например, древние обряды иногда содержали в себе магические приёмы, заклинания. В древности священнослужители умели этим пользоваться для благих целей. Воспроизводимые же сегодня обрывки этих обрядов, знания о которых давно утеряны, могут принести неожиданный немалый вред.
В одной из своих статей Н. К. Рерих рассказывает о таком безобразном ритуале, что даже не хватает воображения предположить, какого рода древний обряд мог выродиться до такого вида:
"Около Лхасы существует огромная каменная площадка, где разделываются трупы, - их бросают в жертву птицам, собакам и свиньям. Существует обычай кататься нагими по этим останкам трупов для сохранения своего здоровья. Никто не может объяснить, откуда пришло такое странное поверье. Но бурят Цибиков в своей книге о паломничестве в Тибет уверяет своих читателей, что Его Святейшество Далай-Лама выполнял этот абсурдный ритуал, имитируя определённых животных. Я цитирую Цибикова, потому что не могу взять на свою ответственность обвинить Далай-Ламу в такой небуддийской акции! Какое отношение это имеет к буддизму?" ("Буддизм в Тибете", сб. Шамбала сияющая).
ТЁМНЫЕ ОБРЯДЫ
Надо знать, что существуют и тёмные обряды и ритуалы. Николай Константинович рассказывал о чёрной вере Бонпо, которая очень распространена в Тибете. Бонпо не признают Будду, а буддистов считают своими врагами. «Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретён свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги» («Сердце Азии», сб. Сердце Азии).
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ ОБРЯДНОСТЬЮ
Обрядность истинная, чистая возвышает дух и помогает сознанию развиваться. Но если из обрядности ушла духовность, и эта механическая обрядность сильна и насаждается в народе, то тогда эта обрядность будет закрепощать сознание и тормозить развитие.
Приведём пример. Известно, что Тибет стал сильно развиваться, когда воспринял мощные культурные вливания из Индии и Китая. «Но где же собственная культура Тибета?» – спрашивает Николай Константинович. Почему же Тибет удовлетворился лишь заимствованиями у других народов? Что виновато в этом? В одной из статей читаем ответ: «И религиозная обрядность, и робость собственного воображения удержали Тибет в границах чужого понимания» («Искусство Тибета», сб. Шамбала сияющая). Вот результат закрепощения целого народа механической мёртвой обрядностью, которая не даёт развиваться сознанию.
Сколько раз великие подвижники «счищали пыль условности с заветов Будды». Но «их труды снова прикрывались затхлым слоем механических ритуалов» («Ладак (1925)», Алтай – Гималаи)
ОБРЯДНОСТЬ И УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ
Николай Константинович приводит интересный пример, как у одной и той же народности при изменении уровня сознания, изменяются и обряды. Он пишет об алтайцах. О том, как в одной местности на Алтае распространены "заклинатели снега и змей", сильно развит шаманизм, практикуются жертвоприношения. «Но к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры. Женщина - молодая алтайка - почуяла новые шаги мира и хранит первый строгий устав» («АЛТАЙ (1926)», Алтай – Гималаи).
Можно отметить, что тип обрядности указывает и на уровень развития сознания народа.
СВЯЩЕННИКИ
В отправлении обрядов и ритуалов большое значение имеет личность того, кто проводит данный обряд или ритуал, тем более таинство.
Хотя официальное мнение института церкви состоит в том, что сила таинства, сила обряда настолько мощна, что не имеет значения личность священника, его нравственный уровень.
Вот отрывок из книги «Церковь и мир на пороге апокалипсиса» Архимандрита Рафаила, где он объясняет, почему любой, даже безнравственный священник, может принять Божественный огненный Поток Благодати. Он пишет о том, что есть два вида иерархии – духовная и церковная. Нас в данном вопросе интересует церковная иерархия, читаем:
«…церковная иерархия, где благодать даётся как право и власть совершать таинства и обряды. Эта благодать принадлежит не человеку, а его сану, она даётся ему как бы взаймы для исполнения им своей миссии. Со смертью эта благодать не дает душе никаких привилегий и преимуществ, она покидает её - так воин слагает своё оружие, возвращаясь домой. Но в служении священника действует именно она, поэтому само священство и иерархическая система в Церкви является средством к освящению и спасению самого себя и других людей. Иерархия - это каналы, через которые благодать Божия изливается в мир. … Возьмем пример священника, не поднимающегося по своему нравственному уровню над паствой, а иногда стоящего и ниже ее. Что происходит во время служения такого священника или епископа? Благодать действует через него, но против него. Она просвещает народ, но опаляет душу недостойного».
Такое объяснение церкви очень удобно для церковнослужителей тем, что снимает с них всякую ответственность за свой нравственный уровень и за действенность совершаемых ими обрядов. Это объяснение даже может показаться вполне логичным, но только для людей, которые не прикасались к изучению Космических Законов. Благодать – это Божественный Огненный Поток. Это высочайшая и тончайшая энергия. Чтобы человек мог принять и передать Благодать, он должен быть в соответствии с этой высокой энергией, в гармонии с Высшим. Он должен подготовить все свои оболочки, очистить их и повысить их вибрации. Тончайшее может быть принято лишь тончайшим.
В Новом Завете читаем: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».
Издревле символ ВИНА означал дух или высшую божественную энергию, а символ МЕХОВ, соответственно, вместилище духа, сосуд, в который вливается дух, то есть земную личность. То есть, если огненный поток, Благодать, вольётся в негодное вместилище, в человека с загрязнёнными грубыми оболочками и энергиями, то «вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут». Хотя церковь иначе объясняет эту цитату.
Мы взяли для примера христианскую религию, но на самом деле так обстоит дело во всех религиозных системах, то есть обряды, ритуалы, таинства зачастую отправляются людьми, которые по своему нравственному уровню не годятся для такого священнодейства.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДНОСТИ
Зачем человечеству вообще нужна обрядность? В чём значение обрядности?
Если религия – это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света, с Высшим Миром, то ритуалы и обряды призваны помогать человеку в этом.
Как они помогают?
Обряды помогают создать необходимую атмосферу, необходимый настрой, торжественность, чтобы дух мог легче воспрянуть и вознестись. Некоторые обряды могут вызывать высокие вибрации и очищать чувства и мысли. Обряды могут содержать особый ритм, который гармонизирует человека. А всё это тоже способствует приближению к духовным достижениям. Обряд помогает улучшить возможность для соединения с Высшим. Обряд помогает человеку сфокусировать сознание, определить цель, упорядочить действия, которые могут привести к более качественным достижениям. Обряд помогает избавиться от чего-то мешающего, например, от ненужных мыслей. Обрядовая сторона религии – это также и череда видимых форм, которые помогают сохранить память о тонких ощущениях, о вознесении духа. Человек, живущий в плотном мире, нуждается в таких напоминаниях. Можно дополнять этот список и дальше.
Вот что пишет Николай Константинович о значении обрядности в человеческой жизни.
«Вспомните мою картину священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамёна, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном. Дельфийские Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь свидетелем мощных проявлений Красоты в современной жизни, вы чувствуете, как многое еще может быть достигнуто. Ещё раз вы понимаете, почему мудрые люди придавали такое значение живописности и музыкальности всех общественных обрядов. Поистине, обязанность наша вводить Прекрасное во всём и всюду; если это трудно иногда, но всё же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и возможность. Осознать эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?» («Прекрасное», сб. Держава Света).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Много мы сказали о пользе обрядов в религии, но много и о вреде. Так может всё-таки оставить их в прошлом, не брать в будущее? Вот что говорит об этом, об обрядах и о самой религии, Николай Константинович:
«Люди не религиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же по их мнению опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала "Двадцатый век" профессор А.Р.Вадья среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века говорит: "Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребёнка из ванны вместе с водою. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии". Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве и мысленном и вещественном» («Жизнь Вечная», Листы дневника т.1).
В заключении ещё раз подчеркнём, что значение обрядов для соединения человека с Высшим, с Иерархией, велико. Но совершенно необходимо очищение обрядов и внесение духовного понимания обрядов и ритуалов. Люди должны ясно понимать, что без участия духа человеческого никакой обряд не имеет значения. Также обряды ни в коем случае не должны быть обязательными, а только сугубо добровольными. Если в обрядность внести духовное понимание, если уничтожить всякую насильственность, обязательность, формализм, невежественность, то тогда обрядность ещё явит людям свою полезность, силу и красоту в достижении целей истинной религии.
Жанна Каитова (Обряды и ритуалы. Каитова Ж.Ю. - аудиозапись лекции из архива выступлений в Рериховском клубе Культурно-просветительного общества "Зов к Культуре"
)