Искусство


♦ НИКОЛАЙ РЕРИХ О БОРИСЕ КУСТОДИЕВЕ

Чеглакова Елена 


 

  


 

♦ Н.К. РЕРИХ. МЫСЛИ О РУССКИХ ХУДОЖНИКАХ

Чеглакова Елена

 

 

♦ КИТАЙ: ПРИКОСНОВЕНИЕ УТОНЧЕНИЯ

Жанна Каитова 

 

 

Приглашаем в мысленное путешествие по Древнему Китаю – прекрасной, загадочной, изысканной земле, наполненной красотой и тайной. В нашем путешествии мы не будем придерживаться чёткого маршрута, то есть не будем заострять внимание на исторических периодах, на названиях династий и стран, на классификациях в искусстве и тому подобном.

Мы не будем трогать и негативные стороны жизни, которых достаточно в любой стране. Мы просто будем прикасаться глазами и ушами наших сердец к некоторым утончённым формам почитания Света, то есть Культуры, Древнего Китая. 

Видеозапись сообщения Жанны Каитовой (ЛИУК)
на семинаре Рериховского общемтва "Зов к Культуре"
в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов 

3 марта 2019 г.


 

 
 

 

ВОСТОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА. Елена Чеглакова

Аудиозапись 

 


 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОССИИ В ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ РОМАНА
Ф. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Олег Чеглаков
 

Великие Записи, Священные Тексты отличаются от других философских, художественных или иных текстов тем, что они многомерны и включают в себя содержание трёх миров, а потому образы людей символичны и соответствуют Силам Космическим, а названия космических объектов – планет и звёзд, соответствует именам истинных героев всех времён, проявленных на Земле. Но отметим также тех писателей, кто овладели истинной философией, кто отмечен Учителями как достойные проводники наиважнейших мыслей, направленных человечеству. Их произведения не трёхмерны, но двухмерны. Образцом такого произведения, которое в определённой степени в своём отражении напоминает в своей сжатости, концентрации и символизме Священный Тексты, является роман Фёдора Достоевского «Идиот».

Мало кто задумывается о том, что главные герои этого романа: князь Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин выражают идею образца России предреволюционного периода. Меткий, прозорливый, наблюдательный взгляд Достоевского буквально раскрывает сущность России через человеческие личности. Так, например, Настасья Филипповна вполне согласуется с представлением и Бердяева, который указывал на женскую сущность России в противоположность Германии, обладающей мужской сущностью. Не случайно и Николай Рерих избрал в качестве олицетворения России женский образ – Настасью Микуличну.

Но образ России, представленный через Настасью Филипповну, изображает не будущее России, долженствующей жить во Благо, но тот, который сложился на переломном этапе. Он получился бунтарский, непредсказуемый, дерзновенный. Но Настасья Филипповна, женский аспект России, потерявшей цель и смысл жизни, совершает поступки жертвенности, проявляет ярое презрение к богатству, являет самоотверженность во имя своего мужского аспекта, который раздвоился по той же самой причине – потери цели и смысла жизни. Презрение к обывателям, чувствующим себя в благополучии, но лишённым желания менять свою жизнь, вызывает ответную реакцию со стороны толпы, лишённой будущего. Настасья Филипповна выражает именно сущность народа, а не накипь, проявляемую большинством населения уходящей России. Сущность такой России-Настасьи Филипповны, бунтарская, со смелым, горящим взором, говорящем о пылающем сердце. Её характер сложный и многообразный. Она ценит благородство, честность и порядочность той части России, князя Мышкина, которая содержит сохранившуюся чистоту. Она даже не обращает внимания на то, что князь Мышкин, определённый духовный аспект России, потерял способность умственного развития, а потому неповоротливый, наивный, непонимающий реальность психологии людей окружающего общества. Она прощает ему всё, так же, как и он ей взаимно. В то же время, оба персонажа старой России при взаимной любви и симпатии понимают, что у них нет будущего.

И те, и другие черты характера, которые они выражают, не имеют будущего в Новой России.

 


 

  

♦ О КАРТИНАХ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Олег Чеглаков

 

В чём главное достоинство картин Н.К. Рериха?
- В насыщении картин огнём мыслей и чувств и проявление его с сильными магнетическими свойствами по созвучию, в соответствии и по сознанию;
– в гармоническом воздействии цветовых излучений и особенно соотношении цветов;
– в динамичности света, отражённого в созвучных формах;
– в композиции, идущей от сердца, когда достигается наилучшее, в соответствии с заданной мыслью, соотношение частей между собой и со всей картиной;
– в мысли, отражающей какую-либо часть Учения Живой Этики, т.е. идеи Сил Света;
– в совокупности всех составляющих, образующих синтез.
 
Отрывок из книги "Дыхание Океана", 127.
Серия "Симфония Жизни"
 
 
В оформлении использованы картины Николая Рериха
 

 

 

♦ ТАНЕЦ. СУТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 

Жанна Каитова 

Танец как служение Богу. Высшее значение танца для человечества. Древние храмовые танцы, их сокровенное назначение. Фламенко, трайбл, хоровод. Танец Огня. Будущее танца.

 Рассказ-слайд-видео композиция выступления Каитовой Жанны (ЛИУК) в Рериховском клубе Общества "Зов к Культуре" 15.12.2018 г.


 

 

 

  

♦ СВЯТОСЛАВ РЕРИХ О ХУДОЖНИКАХ. Часть 1

Елена Чеглакова

 Аннотация к теме:
 
Святослав Николаевич Рерих (23.10.1904 – 30.01.1993) известен как выдающийся художник, культурный и общественный деятель. Святослав Николаевич занимался и наукой, изучал внутреннюю сущность растений, занимался фармакопеей. Много мыслей записано его рукой о значении творчества, искусства.
 
Именно ему принадлежат тонкие наблюдения и размышления, дающие представления о видах, жанрах, стилях живописи, особый взгляд на приемы, которыми пользовались известные и выдающиеся художники. Это сыграло большую роль в развитии искусства. Сообщение посвящено выдающемуся дарованию Святослава Николаевича Рериха как искусствоведа.
 
 Краткая аудио версия: 

 
 
Моя задача привлечь ваше внимание к мыслям Святослава Рериха о художниках, изложенным в его книге «Искусство и жизнь». Святослав Рерих сам был художником и потому особенно ценны его мысли в сфере искусствоведения. Наши размышления над текстами автора книги помогают воспринимать разделы искусства и, в частности, живописи в различных гранях проявления, расширяют сознание, способствуют совершенствованию.
 
Ценность записей Святослава Рериха ещё и в том, что он жил в особом потоке знаний и действий старших Рерихов, в потоке Учения Живой Этики, правильном основополагающем понимании Культуры. Святослав Рерих родился, как и его родители, Николай и Елена Рерихи в нашем городе, Санкт-Петербурге, и это ещё раз подчёркивает непреходящее значение нашего города в истории не только России, но и всей планеты Земля.

Обращаясь к мыслям Святослава Рериха, возьмём в начале познавания нашей темы его взгляд на искусство. Он писал: «Служение искусству подобно служению Богу. Находят свое воплощение высшие человеческие побуждения, когда художник поклоняется высочайшей сфере духовной глубины, самому сердцу нашей проявленной Вселенной».
 
Искусство это не только живопись. Искусство как общее понятие объединяет все виды художественного творчества: и живопись, литературу, скульптуру, музыку и множество других видов, которые с ходом исторического развития нарастают в своих проявлениях с появлением современных технологий.
 
Существует понятие значения искусства и как высокой степени мастерства в любой сфере деятельности, проявленного через творческую деятельность.
 
И если под искусством понимать стремление к высшей степени мастерства, а творчество как следование идеям Божественной Мысли, то это и будет служением Богу, Вечному, Несказуемому, Непознаваемому, Невидимому. Святослав Рерих как выдающийся художник, написавший строки, поклонялся высочайшей сфере духовной глубины.
 
Сказанное находит своё подтверждение в следующих мыслях Святослава Рериха: «Это молитва веры, осознание своего единства со всем сущим. Проникновение нашего «я» в тайны творения. Когда художник настраивается и вибрирует в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайним просторам Вселенной».
 
Если рассматривать молитву как сердечное приношение, то и деятельность художника можно рассматривать как молитву. Святослав Рерих делает для нас столь возвышенный акцент, раскрывая для нас значение именно художника в Мироздании.
 
Еще одна мысль Святослава Рериха:
«С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь проводниками этих высших сил. Раскрывать их, давать их истолкование – в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли».
 
Автор книги «Искусство и жизнь» продолжая раскрывать для нас значение художника и тему служения, говорит о великих художниках, признанных во всём мире, являющих самую высокую ценность и в ответ получающих почитание окружающих. Есть представление об образе великого художника в общепринятом мировом восприятии и рериховский взгляд на это понятие по внесению вклада в эволюцию человечества, хорошо, когда они совпадают.
 
Великие художники являются и истинными творцами, которые по мнению Святослава своими творениями приближают к истине и являются проводниками Высших Сил. Среди великих художников следует прежде всего назвать Николая Рериха, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта ….
 
Великий художник-провидец прозревает духовным внутренним зрением, видит многообразие видоизменяющихся форм и содержания. Он смотрит превышним взглядом творца, стремящегося к Высшему Миру. Он стремится ведать Лик как проявление Божественного в Высшем Мире. Называя кого-либо великим художником, великим писателем или великим композитором подчёркиваем масштаб, величие и пользу для человечества.
 
Следующая мысль Святослава Рериха:
«Влияние, которое великие художники могут оказывать на последующие поколения в известном смысле можно сравнить с влиянием великих духовных вождей и реформаторов».
 
По мысли художника, великие художники-провидцы улавливают образцы форм. Преломление и трансформация форм ведёт к их преобразованию и переносу на полотно или другие основополагающие материалы.
Каждый великий художник является истинным художником, но не каждый истинный художник является великим.
 
Истинный художник не обязательно великий, но приближает к истине, явленной из Божественного Мира. Такой художник может быть признанным, выдающимся художником. Степень звучания огня в творчестве различна по накоплению и проявлению.
 
Истинный художник также утончён. Он улавливает и предвидит исполнение причинно-следственных связей. Истинный художник предчувствует действие в результате причинно-следственных связей, а потому является подобным пророку. Вот мысль Святослава Рериха об истинных художниках:
«Истинный художник является также и пророком в силу своей отзывчивости на определенные, более высокие вибрации, которые он способен почувствовать и тем предугадать эволюционные течения» .
 
 
Как иллюстрация видеоряд известных нам произведений.
Картины Н. К. Рериха:
«Армагеддон» – Великая решающая битва Сил Света и тьмы.
«Святогор»
 – олицетворяющий великое будущее.
«Ковка меча»,1941г. – предвидение победы
 
 
В продолжении мысли об истинных художниках Святослав Рерих высвечивает основные проблемы этих творцов, которые суть в провозглашении и утверждении красоты:
«Привносить красоту в нашу жизнь, раскрывать элемент красоты в том виде, в каком он существует или проявляется в нашей эпохе, – вот основные проблемы, с которыми сталкиваются все истинные художники, и так было во все века».
 
Красота, пророчество, творчество для Святослава Рериха являются взаимосвязанными величинами и об этом следующая его мысль:
«Раскрытие, отражение жизни вне сферы красоты – это очень ограниченный подход. Ведь именно пророческое видение, проекция духа художника становится для человечества тем ориентиром, который стоит на страже его эволюции определенного периода. Художник видит и выявляет для нас те великие прототипы красоты, которые оформились в мире субъективного, в мире идей. Красота, как и любая гармония, оказывает удивительное влияние на нас». (кн.2 стр.52)
 
Тем самым Святослав Рерих указывает, что проекция духа художника производится через сердце и тогда он увидит глазами сердца, и очувствует сущее, сердцем.
 
«Таинственное влияние красоты на формирование человеческого характера признавалось только самыми передовыми умами нашей эпохи, точно также было и в прошлом». Так писал Святослав Рерих о взаимосвязи красоты и характера.
 
При этом отметим, что характер - это частичное выявление духа, а красота, несущая Божественный Свет, формирует сознание, и этим даёт возможность проявлению и накоплению качеств в кристалле духа человека.
 
Святослав Рерих многократно подчёркивает для нас значение красоты у великих, истинных и значительных творцов, стремящихся показать её в своём творчестве. Он отмечает: «Да просто невозможно перечислить все бесчисленные способы воздействия красоты на нашу жизнь. Незаметно входит она в наши сердца и воспламеняет новые, неведомые прежде огни».

«Она постоянно пребывает в нас, формируя наши мысли и поведение. Поиски красоты – это поиски эволюционных течений и сил. Утверждая себя в гармонии с этими течениями, человек становится действенной, позитивной силой в жизни».
 
Напомним, что гармония есть правильное и наилучшее сочетание частей с целым и между собою.
 
О взаимосвязи гармонии и красоты Святослав Рерих писал:
«Красота во всех ее проявлениях, как символ воплощенной гармонии, вливает в нас эти вибрации, побуждающие откликаться на высшие вибрации, на более возвышенные комбинации».

«Красота, подобно свету, рассеивает безобразные мысли; волны гармонии, которые она в нас пробуждает, даже если мы этого не осознаем, оказывают успокаивающее и положительное воздействие. Красота возрождает нашу душу; человек, стремящийся к высшей жизни, стремится к гармонии, к прекрасному».
 
Святослав Рерих отмечает, что художник привносит радость. Он имеет озарение разной степени выявления, и полнота испытания радости и возможности её передачи будут у мастера-художника. Святослав Рерих так раскрывает эту мысль:

«Замечательной общей характеристикой великих святых и мудрецов была та внутренняя радость, которую они испытывали. Эта радость рождается из счастья, а счастье рождается из осознания, внутреннего озарения, что это счастье истины и высшего причастия. Радость творческого усилия, та радость, которая волнует душу мастера-художника, когда он ощущает в ней первое движение великого произведения искусства. Когда огни гения освещают невидимые до того образы и гармонии звуков и цвета. Когда пред зачарованным взором души принимает свои таинственные очертания новое творение и вливает свою собственную, новую жизнь в наш собственный, внемлющий мир. Радость истины, озарения и творчества – это радость всех великих достижений и особенно достижения самореализации, развития своих творческих возможностей, потому что из всех достижений – это – самое величайшее».
 
Перейдём от обобщённой характеристики истинных и великих художников к оценке творчества самых великих художников по мнению Святослава Рериха:
«Великие художники оказывают глубочайшее влияние на нашу жизнь. Они направляют наше восприятие и вкусы, они пробуждают наше скрытое видение, они обогащают нашу внутреннюю жизнь. Только подумаешь о тех миллионах, на которые оказал влияние Леонардо да Винчи, и поймешь его слова о том, что достойный человек подобен Богу и заслуживает почитания не меньшего, чем любые священные статуи и образы».
 
Автопортрет Леонардо, картина «Мона Лиза»
 
В одной из радиопередач и в статье, посвящённой произведению Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Святослав Рерих отмечает о Леонардо да Винчи как о гении Ренессанса, одном из величайших художников, но и великом скульпторе, музыканте, архитекторе, исследователе естествознания и талантливом изобретателе. Родился Леонардо в 1452г, умер в 1519 голу. Автор отмечает, что Леонардо один из светочей того блистательного периода европейской истории 15 -16 веков, которые дали миру величайших художников. Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело. По мысли Святослава Рериха «они одни из некоторых достойных упоминания. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи».

«Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо и со своими загадочными взглядом, улыбкой оставалась до последнего вздоха с творцом на этом плане бытия. И мы знаем о наследии Леонардо, оставленном человечеству в виде 7000 страниц, покрытых его записями, чертежами, рисунками. В книге Святослава Рериха «Искусство и жизнь» есть прекрасные строки, посвящённые раскрытию особенностей творчества Леонардо да Винчи.
 
 

 

♦ РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н.К. РЕРИХА "МАТЕРЬ МИРА"

Елена Чеглакова 


Аудио запись выступления Е.А. Чеглаковой, сотрудницы Лаборатории по изучению Учения и Культуры, в Рериховском клубе РО "Зов к Культуре"
г. Санкт-Петербург.  
 
 
 
Николай Рерих "Матерь Мира"
 

 


♦ ПРИНЦИПЫ ВЫСОКОГО КИНОИСКУССТВА

Олег Чеглаков

Любой вид искусства и его выражения – книга, спектакль, картина или кинокартина может считаться художественной только тогда, когда в произведении присутствует главный герой или то, что призывает к героическому действию. Художественный – это утончённый. Утончённый – значит устремляющий к Миру Высшему, к Идеалу. Идеал выявляется различными гранями в плотном мире, но все эти грани несут и идею воплощения закона фокуса. Главный фокус – идеал человека. Человек, преодолевающий все препятствия во имя достижения цели, направленной на Общее Благо, будет именоваться героем. Так понятия образец, идеал, фокус, герой сливаются в единстве как обязательный атрибут всего того, что возвышает и утончает.
 
Следовательно, наличие героя – обязательное и непременное условие в произведении, чтобы оно приобрело право именоваться художественным. Но если, скажем, кинофильм, кем-то определён как художественный, но не имеет в своём содержании героя, то он неоспоримо не может являть идею образца, зовущего к утончению. Если нет утончения – нет и художественности, хотя может быть проявлено и мастерство в каких-либо составляющих этого кинофильма.
 

 

 


СКАЗ, СКАЗАНИЕ, СКАЗКА...

Олег Чеглаков
 

Если Сказ – повествование о каком-либо одном событии, то Сказание приближается к эпическому изложению. В Сказании прослеживается история определённого народа или даже народов, или судьба героев на протяжении длительного времени во всём многообразии.
 
Сказка отличается от сказа и сказания тем, что она имеет дважды кристаллизованную форму, то есть выражается как бы в двойном символе сокрытия. Именно потому сказка приобретает при её восприятии образ нереальности или условно признаваемой реальности. «Рассказывай мне тут сказки» – распространённое выражение в народе. Житейские мудрецы тем самым подчёркивают, что сказка не имеет никакого отношения к действительной жизни и является фантазией, выдумкой, придуманной кем-то и от века в век передаваемой устно в среде безграмотного населения. В их представлении дети любят сказки, потому что они ещё не познали жизни и не достигли своего должного развития, и это их сближает с малоразвитыми сознаниями сказочников.
 
Но знали бы житейские мудрецы, что именно в сказках заложена действительность, правда, чаще всего за символами не всегда видимая, а к тому же имеющая некоторые искажения при перетолковываниях и некоторых искажениях при записях.
 
Куда более фантастично выглядят исторические изыскания и научные труды. Именно в них намного чаще можно увидеть выдумки и домыслы, складываемые из разрозненных и не связанных между собою археологических находок и обрывочных текстов глиняных табличек или кусочков папирусов.
 
Истинный историк обратит внимание на сказки, сказания, былины, легенды и мифы, как на действительность, выраженную в символах, и попытается прикоснуться к Древней Мудрости, в которой закладывалось будущее.
 
 

 


 НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О МУЗЫКЕ

Олег Чеглаков

 
Муза – гармоническое слияние высшего и низшего сознания человека и восприятие огня, разлитого в окружающем его пространстве при его особо возвышенном состоянии. Это есть соприкосновение с тончайшими ритмами огня – Музыкой Сфер.
--------------------------------------

Музыка – отражение и выражение музы через человеческий аппарат, особым приспособленным для этого инструментом или сочетанием указанных двух видов.
—-----------------------------------

Так называемая современная «музыка» в стиле «рок» и близкие ему по строению не могут и называться музыкой. Это утверждение вытекает не из решения художественного или музыкального совета, но из самого понятия музыки. Музыка – гармоничное звучание, а рок-музыка – дисгармоничное звучание. Вывод: рок-музыка – не музыка. В рок-музыке, безусловно, существуют определённые ритмы и музыкальные фразы, но даже они несут деструктивную функцию. Ритм рок-музыки основан на магии. В основе же самой магии лежит усиленный выход астральных потоков, вызывающих стихийных духов и тем самым привлекающих их к воздействию на человека. Именно этим можно объяснить не только популярность рок-музыки, но и высокую зависимость от неё. Зависимость от рок-музыкального звучания равносильна наркотическому состоянию.
---------------------------------

Музыка дана человечеству не для развлечения, но для духовной работы по его совершенствованию. Если это будет осознано хотя бы лучшими представителями человечества, то начнётся постепенное осознавание и теми, кто потенциально жаждет познаний духа.
—-------------------------------

Нецелесообразно будет предлагать резкий переход от

прослушивания псевдомузыки, например рок-музыки, к 
классической. Безусловно, необходимы переходные музыкальные построения. Единственным предостережением может быть только недопустимость упрощения классических произведений до слуха низких потребностей.

 

 


 


О ФОРМАХ БУДУЩЕГО. АРХИТЕКТУРА.

Олег Чеглаков

 
Золотое сечение есть наилучшее сочетание между частями и целым согласно закону соответствия и гармонии. Много зданий уже построено по этому закону Красоты и радуют глаз и сердце, её взыскующих. Рассматривая вопрос применения этого великого закона равновесия, следует отметить и некоторые особенности.

Часто такое построение связано с применением какой-либо только одной или нескольких граней по правилам этого Закона. Скажем, вид спереди какого-либо строения являет золотое сечение в соотношениях длины и высоты. В то же время с боковой стороны его – только в своём отражении, приблизительно, но строго не выполнены в этой великой пропорции. И здесь видим явное человеческое допущение нарушения лучшей пропорции.

Но глаз человеческий может не увидеть великое соотношение, даже когда все грани сооружения будут соответствовать ему, ибо взгляд был направлен по диагонали, под каким-либо углом. Именно поэтому такое формальное исполнение пропорций золотого сечения можно и назвать «формальным» золотым сечением.

В то же время существует метод расчёта объёмной или динамической системы исчисления гармонии – правило золотого сечения. Её суть в дополнительности наращиваемых граней при круговом обзоре. Такое построение всегда, с любой точки пространства даёт восприятие золотого сечения.

 


 

 

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.