Юрий Николаевич Рерих – старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, один из четырёх посланцев Великого Учителя. Он пришёл в помощь человечеству, чтобы выполнить определённую для него задачу – стать провозвестником науки Нового мира – Одухотворённой науки. Учёный-востоковед с мировым именем. Его научные труды поражают глубиной и разносторонностью исследований. Совершенное знание многих восточных языков, диалектов и наречий народов Центральной и Южной Азии позволило ему достигнуть блестящих результатов исследований в области изучения языков, литературы, истории, этнографии, археологии, живописи, религии. Прекрасное владение многими западными языками помогло Юрию Николаевичу изучить и проанализировать труды известных исследователей Азии.
Юрий Николаевич Рерих отличался своей целеустремлённостью, умением ставить перед собой задачу и выполнять её. Его интерес к истории Азии ещё в детстве был замечен Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной, а встречи и занятия с известными российскими востоковедами укрепили его интерес к ориенталистике.
Обратим внимание на начальный период становления Юрия Николаевича как учёного. Летом 1919 года семья Рерихов прибывает в Лондон, где он, семнадцатилетний юноша, начинает учиться на индоиранском отделении в Школе восточных языков Лондонского университета. Успехи его были столь значительны, что в качестве лучшего студента по санскриту он был представлен государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет, а через год, летом 1920 года он получает диплом об окончании второго курса.
Осенью того же года Юрий Николаевич поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии. Директор Школы восточных языков, известный британский востоковед сэр Денисон Росс, продолжает интересоваться его учебой и после перевода в Гарвард. В 1922 году Юрий Николаевич оканчивает университет со степенью бакалавра. Письма этого периода дают полную картину становления молодого ученого. Его целеустремленность и работоспособность поражают: он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке. Вот некоторые фрагменты его писем:
1921 год «У меня уже есть тема в области истории Средней Азии. Я хочу дать очерк и переводы персидских трудов по истории Средней Азии. Это будет и оригинально и важно, ибо нам нужно начинать классифицировать добытые результаты в области археологии Средней Азии».
10 октября 1921 г. [Cambridge] «Получили ли Вы мои письма с сообщениями о переговорах с Prof[essor] Pelliot? Успех полный. Решено, что в будущем году я буду в Париже. Pelliot – человек в высшей степени замечательный».
7 ноября 1921 г. «Работа моя по тохарам быстро развивается. Нашел новые пути. Возможное объяснение сходства тохарского яз[ыка] с армянским было мною найдено только что сегодня вечером».
1922–1923 год. По рекомендации Юрий Николаевич направляется в Европу и учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Слушает курс китайского и персидского языков. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. Получает учёную степень магистра индийской словесности. Учителями Ю.Н. Рериха были выдающиеся востоковеды: Ж.Бако, П.Пеллио, С.Леви, А.Мейе, А.Масперо, В.Ф.Минорский.
Для Юрия Николаевича этот период оказался очень непростым, ему пришлось пройти через труднейшее испытание. Тёмные силы предприняли попытку нарушить спаянность «четверых» и помешать осуществлению Великого Плана. Воздействие шло на сыновей Рерихов – как на молодых, неопытных, а значит слабейших. Ю.Н. Рерих с честью выдержал суровое испытание и не сошёл с предназначенного ему великого Пути на дорогу «обычного человека», от чего так предостерегали его родители. Из большой внутренней борьбы Юрий Николаевич выходит победителем. В марте 1923 года Е.И. Рерих пишет Юрию: «Родной мой, любимый Юханчик, твоё письмо от 21 февраля принесло нам большую радость. Снова могу гордиться моим сыном — большой дух победил».
Во второй половине 1923 года, перед отъездом в Индию, Юрий Николаевич пишет статью «Расцвет ориентализма». Это единственная известная нам работа Юрия Николаевича, написаная на французском языке. Возможно таким образом он выразил безграничное уважение и благодарность своим учителям.
Изучая эту работу, трудно поверить, что её написал вчерашний студент, настолько глубоко и зрело в ней выражено значение ориенталистики для всего человечества и обоснована необходимость широчайших исследований в этой области. Он пишет: «Некогда считавшаяся «абстрактной» наука приобретает сегодня практическую ценность. Ещё совсем недавно ориентализм был замкнутой областью, в которой проводились углубленные научные изыскания, но сокровища которой были недоступны остальному миру и скрыты за плотной пеленой времен. Однако пробил час, и именно этой науке, занимавшейся воссозданием прошлого, выпало на долю указать людям новые пути, облегчающие взаимопонимание между двумя великими очагами мировой цивилизации».
Изучив и проанализировав практически все значимые научные труды известных востоковедов Юрий Николаевич приходит к мысли, что «в течение последних пятидесяти лет философские и религиозные учения Востока медленно, но неотвратимо проникали в страны Запада.
Многие западные умы отдают должное творениям мыслителей Древнего Востока. И, несмотря на многочисленные превратные истолкования, «восточный поток» пронизывает сегодня жизнь Европы. Таким образом, взаимопонимание растет, а пропасть, еще вчера казавшаяся непреодолимой, мало-помалу сужается».
В этой работе Юрий Николаевич, как опытный полководец охватывает взглядом поле сражения, учитывает сильные и слабые стороны, смело и решительно ставит задачи перед воинами: «Перед ориенталистами встают новые задачи. Совершенно необходимым становится составление «Общей истории Востока», подобной той, что уже существует для Запада: другими словами, необходимо обобщение результатов исследований многих поколений ученых.
Девятнадцатый век был веком аналитических исследований. На всем его протяжении получили развитие различные направления науки, а в области изучения текстов была продемонстрирована блестящая эрудиция.»
Идея составления «Общей истории Востока» стала одной из ведущих задач его жизни. Мы знаем его научный труд «История Средней Азии» в трёх томах и это только часть грандиозной исследовательской работы.
«Уже сейчас необходимо думать о создании «Общей истории Востока», которая объединит под одним названием историю Древней Индии, Китая и Ближнего Востока, даже если до этого еще предстоит успешно завершить несколько трудов по анализу текстов и углубить знание некоторых вопросов, пока мало известных науке. Надо учитывать также, что некоторые главы этой истории будут неполными, так как многие века не смогут еще занять в ней заслуженного места».
Также Юрий Николаевич обратил внимание на такой существенный вопрос, что в научном востоковедческом мире понимается под определением Древний или Классический Восток. Он пишет: «Изучая книги по истории Древнего Востока, остается только удивляться тем пространственным и временным границам, которые по собственному произволу устанавливают авторы. То, что принято понимать под определением Древний Восток, или, согласно термину, введенному в употребление великим Масперо, Классический Восток, оказывается в итоге только средиземноморским бассейном и территорией от областей, прилегающих к Геркулесовым столбам, до Инда на северо-западе Индии, кроме полуостровов Италии и Греции». Юрий Николаевич говорит, что «с развитием наших знаний … сегодня представляется возможным расширить регион, известный нам как Классический или Древний Восток, как с точки зрения географии, так и с точки зрения общей истории цивилизации».
Далее Юрий Николаевич делает краткий анализ исторических периодов Китайского Туркестана, Индии, Китая, Центральной Азии, Малой Азии, Индокитая и Малайзии, одновременно выявляя основные вопросы для исследования.
Также он поднимает вопрос о передвижениях народов: «На всём огромном пространстве степей от Галиции до Западного Китая видны следы значительных разрушений, которые часто вызывались массовыми миграциями. Историки не раз ставили вопрос об истинных причинах этих колоссальных передвижений народов. … Одна за другой появлялись и исчезали на сцене истории различные народы. Невозможно добраться до источника этого мощного потока. Мы встречаемся здесь с необъяснённым ещё феноменом жизни кочевых народов, с новой для нас проблемой психологии «орды». … Психология народов остается ещё почти не исследованной областью науки, и пока не наблюдается фактов явного прогресса в этом направлении».
Изучая эту работу Юрия Николаевича, понимаешь, что уже в 21 год им осмыслена и изложена программа исследований для учёных, способная вывести ориенталистику на новую ступень и тем самым «указать людям новые пути, облегчающие взаимопонимание между двумя великими очагами мировой цивилизации».
Сам Юрий Николаевич всю свою жизнь шёл новыми путями, исследуя жизненно важные для человечества вопросы, решение которых выводит человечество на новый эволюционный виток развития. Его свободная мысль дала мощный импульс, возродивший ориенталистику не только в России, но и во всём мире. Бесстрашно он явил всему миру образец истинного ученого. Как надежда на будущее всем мыслящим людям звучат его слова: «Пространство человеческих знаний непрестанно расширяется, и как по волшебству появляются все новые горизонты. Беспредельность возможного манит не знающий покоя человеческий разум, не страшащийся сжечь то, что им уже познано: только такое состояние открывает путь к настоящей научной работе».
Татьяна Данилова, 21.05.2020
- Аудиозаписи из программ, посвящённых Дню Памяти Ю.Н.Рериха, в Рериховском клубе:
-
Деятельность Ю.Н. Рериха в Институте Гималайских исследований "Урусвати". Данилова Т.Л., 16.05.2015
презентация к сообщению Даниловой Т.Л. "Деятельность Ю.Н. Рериха в институте Гималайских исследований "Урусвати"
- О книге Ю.Н. Рериха "История Средней Азии". Чеглаков О.Н., 16.05.2015
презентация к сообщению Чеглакова О.Н. "О книге Ю.Н. Рериха "История Средней Азии"