Расширенный обзор выступления в Рериховском клубе
13 января 2018 года, 15.10 — 15.55
Лариса Николаевна КОСТА,
член Дома Учёных Российской Академии Наук с 2011 г.,
член Российского Химического общества им. Д. И. Менделеева с 2012 г.,
преподаватель на пенсии, доктор наук по промышленной химии
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста
«В чем же было значение новой эпохи? Дети не хотели жить, как их отцы. У человека появилась надежда, что завтра будет лучше, чем сегодня.
Судьба человека — это судьба мира»
[Я. Корчак]
«Нам снилось в лютые ночи
Неотступные, жестокие сны,
Снились душе и телу:
Векруться, поесть, рассказать...»
11 января 1946 г.
[Primo Levi/Примо Леви — итальянский еврей, очевидец ужасов Освенцима, писатель, химик, автор книг: «Человек ли это?», «Передышка», «Периодическая система» и др.]
Мне показалось полезным подготовить этот обзор по материалам выступления в Рериховском клубе 13 января 2018 года. Моё выступление, которое было посвящено Янушу Корчаку, в новом для меня месте и формате, а именно в стенах Ленинградской областной универсальной научной библиотеки в «Рериховском клубе», с использованием показа фрагментов из художественного фильма «Korczak/Корчак», навело меня на мысль, высказанную известной писательницей Ольгой Форш: «Есть общий закон для человека, связанного с каким бы то ни было делом; чем глубже и разнообразнее он вживается в свою работу (речь идёт в данном конкретном случае о просветительской и воспитательной работе, «Культуру в жизнь!» и выражения гражданской позиции), тем больше она ему даёт, тем выше по качеству и радостнее его продукция». Сегодня огромное внимание уделяется популяризации трудов талантливых, энциклопедически образованных и просто грамотных и воспитанных людей, героев своего времени, их жизни, а также морально-эстетическим взглядам и нормам, которые поддерживают человека в моменты его активной творческой деятельности. Олег Николаевич Чеглаков в программе действий в Новую Эпоху в соответствии с философией Н.К. Рериха: «Культуру в жизнь!» пишет: «Литература — описание языком символов жизни, отображённой в сознании творца и выраженной через создание картин, взаимодействия людей и окружающей их природы... В такой литературе писатель становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни и служения Общему Благу...».
Януш Корчак — этот прекрасный писатель, который успешно познакомил нас со своим личным опытом воспитателя-педагога, тщательно анализируя детские чувства и сложности взаимоотношений взрослых и детей, подарил важное педагогическое наследие, создав ряд популярных книг: «Дети Библии - Моисей», «Лето в Михалувке», «Король Матиуш на необитаемом острове» , «Король Матиуш первый», «Когда я стану маленьким», «Как любить детей». В 1920 г. Надежда Константиновна Крупская* - супруга и соратница В.И. Ленина, написавшая значительное число эссе и статей по педагогике, известный политический деятель и председатель Главполитпросвета при Наркоме Просвещения Советского государства, в предисловии к изданию книги Януша Корчака «Как любить детей» [«Интернат»] написала: «Я думаю... что каждому человеку надо прочесть «Как любить детей». Книга эта способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить повнимательнее присмотреться к очень многим явлениям жизни детских домов, повнимательнее отнестись к психике живущих в них ребят» [1]. Более того, Януш Корчак — польский еврей; он же - Доктор Гольдшмит, ведущий программы: «Беседы старого доктора по радио» [фильм «Януш Корчак», 1990 г.], великий гуманист, хорошо известный автор книг: «Ребёнок в семье», «Дом сирот», «О школьной газете», «Шуточная педагогика».
Читатель может оценить успешность писательской роли детского психолога - Янушка Корчака, взяв на вооружения слова популярного французского писателя Андре Моруа: «Наша основная задача — способствовала тому, чтоб в каждом человеке видели человека. (Януш Корчак — это скромный человек с большой буквы!) Ужасы того, что было названо миром концлагерей, земной ад, где жестокость, пытки, убийства считались законными, - все эти зверства стали возможными лишь потому, что бесчеловечные теории отрицали за всеми народами, расами и классами равное право называться человеком. Роль романиста, драмматурга, кинематографиста сделать ощутимым то, что есть в нас, людях, общего. Наши лучшие читатели — бедные люди, которые трудятся, любят, разочаровываются и пытаются понять. Они обращаются к книгам (к лекциям и семинарам Рериховского клуба или Клуба «Кругосвет» в библиотеке им. В.В. Маяковского и других организаций, которые поддерживают культуру в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге) не для того, чтоб восхищаться техникой; они ищут в них определённые ценности; они стремятся почерпнуть в книгах новые силы, чтоб продолжать борьбу...».
Действительно, Януш Корчак — это неординарная личность, педагог с большой буквы. Однако, несмотря на информационную глобализацию современного мира, еще одно сказанное слово в защиту ПАМЯТИ, ведь это слово никогда не будет излишним. Что лучше рассказать студентам, или, быть может, написать о Януше Корчаке, ведь на эту тему есть множество публикаций? Все это правильно. Спрашиваю у прохожих, останавливаю молодую девушку и задаю ей вопрос ненавязчиво: «Что вам известно о Януше Корчаке?» Встречаю недоумение, вижу лёгкую растерянность... Поэтому стоит взяться за перо (ручку) и вспомнить доктора Голдшмита и детей из Дома Сирот — Януша Корчака, который утверждал: «Трудное это дело родиться и научиться жить... Именно научиться жить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы...»
Сравнивая издания 1965 года и текст книги Януша Корчака «Как любить ребёнка», изданной в 2016 г. (перевод с польского К.Э. Сенкевича) взгляд автора задержался на главе, имеющей титульное название: в первом случае — «Право детей на уважение» и, соответственно, во втором случае — «Право ребёнка на уважение», что побудило к рассуждению о том, что дети, вообще, имеют право на уважение, если уважение к детям складывается из уважения к каждому ребёнку. Януш Корчак пишет: «С ранних лет мы растём в сознании, что большое важнее, чем малое... Мы говорим великий подвиг, великий человек... Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места... А ребёнок мал, лёгок, не чувствуешь его в руках... Слабый, маленький, бедный, зависящий — ему ещё только быть гражданином... По-настоящему он ещё только будет... Дети живые, шумные интересующиеся жизнью и её загадками нас утомляют...».
Именно, от нас родителей-воспитателей, учителей-воспитателей ребёнок ждет совета, утешения, сочувствия, а не «сурового приговора», наказания. Я. Корчак очень метко подметил: «Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая!». Хорошо известно, что «дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан — они наши верные друзья. Есть, были и будут». Особое время испытаний для человека и своего рода «лакмусовая бумажка», которая отражает степень верности идеям гуманизма, любви к ближнему и уважения друг к друг — это война и действия человека в военное время: кто он? — этот гражданин, писатель, борец за правое дело, учитель, воин, прежде всего, защитник своего отечества, «добрый ангел» и друг мира. «Вот, в чем вопрос?!» Януш Корчак призывал: «Давайте пока воспитывать просто честных людей!» С чего начать? Необходимо начать с воспитания в детях с раннего возраста уважения друг к другу, ведь мы живём в мире, о котором Януш Корчак сказал: «Много лет я борюсь за достоинство ребёнка. И вот, однажды, кто-то очень точно подметил: «А кто теперь вообще уважает человека?» [фильм «Корчак», track 04:05 – 04:17]. Повторюсь, Януш Корчак — это выдающийся педагог, детский врач, общественный деятель, психолог, один из тех замечательных людей, чье славное имя войдёт в историю развития педагогической науки и воспитания детей XX века. Он героически вынес тяготы Второй Мировой войны (1.09.1939 — 9.05.1945 гг.),всегда сохраняя человеческий образ в повседневной жизни Варшавского гетто и стойко борясь за выживание своих сирот.
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 (или 1879) г. в Варшаве и умер в концентрационном лагере Треблинка (Польша) 5 августа 1942 г. Doktor Korczak wraz ze swymi dziec'mi zg'inal w komorach gazowych Treblinki w sierpniv 1942 r. (перевод с польского: «Доктор Корчак погиб вместе с детьми в газовой камере концлагеря Треблинка в августе 1942 г.). Когда Янушку Корчаку сообщают, что войны в Европе не избежать, и следует ждать самого страшного, Пан-доктор, еврей - Корчак спокойно отвечает, что он пережил 3 войны, но самое страшное, что он видел — это, когда пьяница избивал ребёнка.
Страшные тучи нависли над Европой уже в 30-х годах прошлого столетия, никто не мог себе представить масштабы злодеяния и близости войны. Об этом можно прочитать во множестве книг. Из воспоминаний Премьер-Министра государства Израиля, Министра Иностранных дел и Министра Труда Государства Израиля, Первого Посла Государства Израиля в СССР (Россия) — Голды Меир: «В 1933 году Гитлер пришёл к власти, и, хотя его открыто провозглашённая программа господства арийской расы над миром сперва всем показалась абсурдной, яростный антисемитизм, который он с самого начала проповедовал, явно был не только риторическим ухищрением. Одним из первых действий Гитлера было введение дикого антиеврейского законодательства, лишавшего немецких евреев всех гражданских и человеческих прав. Разумеется, тогда ещё никто и подумать не мог, что гитлеровский обет истребить евреев будет выполняться буквально. По-моему, это говорит в пользу нормальных, приличных людей; мы не могли поверить, что такое чудовищное злодеяние может быть совершено — или что мир позволит ему свершиться. Нет, мы не легковерны. Просто мы не могли вообразить, что тогда было невообразимо. Зато теперь для меня не существует невообразимых ужасов»... Трагическим итогом для евреев было то, что высказала в 1960 году Голда Меир, выступая с обвинительной речью в Организации Объединённых Наций в Совете Безопасности: «Гитлер не разрешил еврейский вопрос по своему плану. Но он уничтожил шесть миллионов евреев – евреев Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Польши, Советского Союза, Венгрии, Югославии, Греции, Италии, Чехословакии, Австрии, Румынии, Болгарии. С этими евреями было уничтожено более тридцати тысяч еврейских общин, бывших в течение столетий центрами еврейской веры, учения и учёности. Из этой еврейской среды поднялись гиганты искусства, литературы и науки. Но разве только это поколение евреев Европы погибло в газовых камерах? Уничтожено было и следующее поколение – миллион детей. Кто может охватить эту картину во всем её ужасе, во всех последствиях для многих будущих поколений еврейского народа, для Израиля? Здесь был погублен естественный резервуар всего, в чем нуждается новая страна – учёность, знания, преданность, идеализм, пионерский дух». С 1994 г. относительно недавно, в годы перестройки и демократических свобод в Российской Федерации, после того как архивные материалы стали доступными для научно-исследовательской работы по Холокосту, так называемые секретные архивные материалы об убиенных советских евреях, называются более жуткие цифры от 7 до 7,6 миллионов евреев, которые были уничтожены нацистами во Второй мировой войне, при этом, только на оккупированной территории Польши было уничтожено около трёх с половиной миллионов евреев. Писатель и раввин М.М. Гитик замечает в книге «Где был Б-г во время Катастрофы?»: «Доктор исторических наук бригадный генерал Армии обороны Израиля Ицхак Арад, в течение двадцати лет (до 1993 года) возглавлявший мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» был одним из тех историков Катастрофы, кто жадно набросился на ставшие доступными документы в надежде дать фактический ответ на вопрос, сколько же евреев было убито гитлеровцами на территории СССР (не включая Прибалтику). Результат многолетних исследований учёного — следующие данные. На оккупированных Германией землях проживали (не эвакуировались) около 2 миллионов 700 тысяч советских евреев. Выжить из них удалось не более чем 100-120 тысячам человек!»
192 еврейских сироты, 2 педагога — Януш Корчак и Стефания Вельчинская и ещё 8 взрослых были умерщвлены в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка в 1942 г.. Памятник Янушу Корчаку и сиротам, погибшим в концелагере Треблинка, стоит (находится) во всемирно известном Мемориале «Яд ва-Шем»* в Иерусалиме [государство ИЗРАИЛЬ].
Памятник Янушу Корчаку и детям, погибшим в концентрационном лагере Треблинка в 1942 году
(Мемориал Яд ва-Шем, ИЗРАИЛЬ)
Однако, до сих пор, несмотря на то, что мы живём в XXI веке в странах Азии и Африки дети умирают от голода; их труд носит рабский характер; детей используют, как орудия убийства, вооружают и заставляют взрываться вместо того, чтобы накормить их и научить их писать и читать; детей вскармливают не в любви, а в ненависти к человеку и подменяют понятия доброты и счастья на зло и горе, когда «человек имеет стоимость в денежном эквиваленте». Дети становятся жертвами войн, как в Сирии и на Ближнем Востоке или в Донецкой области на Украине. Знаток истории и педагогики Я. Корчак пишет, вспоминая: «Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяют убить ребёнка. В Средние века рыбаки вылавливают из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у собора Парижской Богоматери раздают даром. Это ещё очень недавно! И по сей день ребенка бросают, когда он помеха...».
Иудейский мудрец, раввин, цадик, сподвижник и руководитель ХАБАДА — Любавический ребе даёт комментарии к главе «Шмот» (первая глава) книги Шмот (Исход) Танаха (Библии). С древнейших времён библейский сюжет — убиение младенцев, - хорошо известен читателям Святого Писания: 1. Библия [Святая Тора — Пятикнижие Моисея] Египет. Фараон издал закон об уничтожении младенцев мужского пола, так как египетские колдуны предвидели рождение младенца — спасителя евреев, пророка — Моше (Моисея) рабейну. 2. Библия. Новый Завет [Христианское Евангелие от Матфея] “Когда же Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода....Тогда Ирод... послал избить младенцев в Вифлиеме и во всех пределах его, от двух лет и ниже...».
На семинаре о Януше Корчаке автор статьи впервые озвучил для слушателей Рериховского клуба отрывок из книги бесед Любавического ребе, а именно, в «Беседах Любавического ребе» к главе «Шмот» говорится: «По поводу приказа фараона «Каждого новорожденного мальчика в Нил бросайте, а каждой девочке давайте жизнь». Мидраш задаёт вопрос: ради какой цели фараон сделал такое различие между мальчиками и девочками? Ведь он хотел уничтожить всех новорожденных еврейских мальчиков, а судьба девочек его, казалось, вообще не должна была интересовать. Однако из того, что он особо подчеркнул: «...а каждой девочке дайте жизнь», следует, что эти слова составляют неотъемлемую часть его повеления. Следует обратить внимание на то, что фараон выразился очень точно: «Дайте жизнь», то есть вы должны позаботиться об этом. Те самые египтяне, которые должны топить еврейских мальчиков — умерщвлять их физически, должны «давать жизнь» остающимся в живых девочкам, то есть воспитывать их в египетском духе, тем самым умервщляя их (упаси Б-г!) духовно. Из того, что Тора соединяет оба приказа фараона в одном стихе, ясно, что указ «...а каждой девочке дайте жизнь» не менее страшен, чем повеление «Каждого новорожденного мальчика в Нил бросайте». Духовная смерть нисколько не легче смерти физической — наоборот, она куда страшнее».
Это было, но что-то осталось, вернее, ещё много чего «страшного» наблюдается и в наше время. Например, когда ребенок помеха, его либо не рожают, продают (как в случаи с сурогатными матерями) или не воспитывают. Более того, сейчас процветает другой феномен — мусульманский экстремизм, когда дети становятся либо жертвами террористов, как во время захвата школы в Беслане (Северная Осетия), либо «слепыми исполнителями терактов», когда на них (детей) надевают пояса смертников, и «дети-бомбы» взрываются в толпе, например, на Ближнем Востоке, в Афганистане или в Ираке. [Болезнетворные и вызывающие гнев высказывания новообращённого в Ислам еврея Джосефа – Йосеф Аль Хатаба и его семейства (Нью-Йорк, США) и живущего в Израиле, который утверждает в интервью о детях в возрасте до 10 лет, которые, подрывая себя, как, например, терористический акт в Хайфе, попадают в рай, и другой «бред», не имеющий ничего общего и истинного с Вечной любовью Всевышнего, Благословен Он в веках, добротой и милосердием Творца, а лишь мнение бывшего еврея из Бруклина (США), а ныне - исламского экстремиста (Это интервью с 2010 г. имеет 22 830 просмотров на youtube) «Как прекрасны шатры твои Яаков!». Как хорошо, что есть Любовь к Творцу и его творениям, то есть жизнь!]. У этих детей украдено «счастливое детство». Да! Материально - «Мы разбогатели». У нас есть комфортабельные дома и квартиры, машины, компьютеры, мобильники, банковские пластиковые карточки, однако, мы продолжаем не замечать, что огромная часть населения живёт в нищете и не находит спасения от разрывающихся ракет и бомб, начинённых металлическими поражающими элементами. Ребёнку не хватает чистой питьевой воды и просто маленькой булочки где-то там в Руанде. Страшно подумать, но это тоже есть, существует сексуальное детское рабство, разврат, так называемое «перевёрнутое» значение слова — педофилия. Януш Корчак говорит: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?... жизнь — это хоровод умирающих и вновь рождающихся мгновений... Внимание: современную жизнь формирует грубый хищник, homo rapax: это он диктует методы действий. Ложь — его уступки слабым, фальшь — почёт старцу, равноправие женщины и любовь к ребёнку. Скитается по белу свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!».
Во время выступления мы посмотрели несколько фрагментов из художественного фильма: «Корчак» (1990 г.), среди которых «евреи и паразиты (гады)» о жутком состоянии евреев в гетто, кадры, которые сродни страшной документальной хроники, и услышали крик надорванной души Я. Корчака, его понимание ужасающей картины детской смертности в гетто: «Как вы прекрасно знаете, как вы прекрасно знаете! Каждый день на улице находят по несколько десятков детских трупов. Это бездомные дети, которые умерли от холода, голода и болезней или брошенных своими же родителями, которые не способны их похоронить, или дети, застреленные немцами при попытке перебраться через стену. Все больницы переполнены, и они отказываются принимать этих умирающих детей. Надо устроить для них какое-либо место, где бы они могли бы спокойной умереть. Это не потребует особых затрат и помещений. Достаточно комнаты с полками, что-то наподобие галантерейной лавки. Таких помещений теперь много и можно прилично организовать. Просто класть умирающих детей на полки. Нужно нанять человека, достать угля для отапливания. Если мы не смогли спасти этих детей, то хотя бы должны обеспечить достойную человека смерть. Вы понимаете — достойную человека смерть...». Ещё мы просмотрели момент депортации сиротского дома и мужественный отказ Я. Корчака, воспользоваться швейцарским паспортом и бросить детей: Утро. Сироты и педагоги произносят слова молитвы: «...Господь мой, уповаю и верую... Врываются нацисты: «Ну, евреи, приказ уезжать! Вон отсюда!»... «Пани Стефа! У нас 15 минут. Дети, мы едем на прогулку, одевайте чистую одежду, собирайте рюкзаки, у нас мало времени, так что берём самое необходимое! Лай собак. «Доктор, это действительно самый лучший швейцарский паспорт. Я (здесь - Доброжелательный ученик Я. Корчака из гетто) все устроил. Вы едете с нами ближайшим поездом. Это великолепный паспорт. Я. Корчак: «Спустись вниз, скажи, чтобы уняли псов и не травили детей. Дети пойдут парами стройными рядами... Иди и сделай, как я сказал...». Януш Корчак, пани Стефа, дети и взрослые — воспитанники Дома Сирот и педагоги, крепко взявшись за руки и гордо держа знамя с шестиконечной звездой Давида — «весь еврейский приют» — все они, сплочённой группой продвигаются к поезду. Они загружаются в вагон. «Их погнали на смерть!» Депортация в концлагерь - Треблинка. ТЕМНОТА. И только свет обретает человеческая душа.
........
Кадры из фильмы создали особенный эффект ко всем положительным словам, которые в этот день вспоминались о Я. Корчаке. Дети, которые произносят утреннее благословение, убирая кроватки и готовясь к завтраку. Вот эти дети и Януш Корчак в момент депортации, шествующие под знаменем «надежды и сказки» («мечты») в вечность — это трогательные до слез заключительные кадры фильма «Корчак» польского режиссёра А. Вайды, скромно и торжественно, как будто минуты молчания, а мы — слушатели библиотеки, сегодня почтили их светлую память, память о Я. Корчаке и о его воспитанниках — детях-сиротах, погибших в Треблинке в 1942 г. Я. Корчак и еврейские дети - невинные жертвы Второй Мировой войны!
Один из важных вопросов: «Мог ли Януш Корчак бросить своих воспитанников из Дома Сирот в самое страшное время Второй мировой войны, когда ему, Я. Корчаку - хорошо известному доктору и писателю, предлагали покинуть гетто, избежать депортации в концлагерь по специально заготовленным документам? Нет, он никогда бы не оставил своих ребят, ведь «Он — воспитатель, который познал ребёнка, знал его, уважал его и продолжал любить. «Жизнь — это арена: бывают более удачные или менее удачные моменты. Оценивается не человек, а действия...».
Януш Корчак остался на своём боевом посту и действовал... Когда немцы вероломно напали на Польшу в 1939 г., Януш Корчак начал мужественно бороться за выживание еврейских сирот, положение которых было угрожающее (крайне тяжёлое). Наци-фашисты, согнавшие евреев в гетто (Варшава), считали еврейских детей «отбросами», которые подлежали уничтожению. Януш Корчак стойко принял смерть. Все дети достойно вынесли все бедствия и стали невинными жертвами наци-фашисткого режима Гитлера. Даже в последние дни перед смертью Я. Корчак методично продолжал делать записи в своём дневнике. Начал Януш Корчак вспоминать и писать о своих детских мечтах в «Дневнике», ешё когда он был в варшавском гетто, именно накануне своей трагической гибели в духе высочайшего гуманизма:
«Кажется, я уже тогда поделился с бабушкой в откровенной беседе о том, как мечтал о перестройке мира. Ни более, ни менее — только выбросить все деньги. Как и куда их выбросить и что потом без них делать, я, конечно, не знал, и не следует меня за это осуждать. Мне было тогда пять лет. А вопрос был трудный: что надо сделать, чтобы не было грязных, оборванных и голодный детей, с которыми мне запрещалось играть».
Януш Корчак хотел, чтобы мы — люди, прислушались к его советам: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить. Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке».
Возможно вместо послесловия, здесь следует перечислить знаменитые заповеди, которые мы унаследовали, читая педагогические труды Януша Корчака:
– не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой!;
– не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя: он даст жизнь другому, а тот третьему, и это необратимый закон благодарности;
– не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт;
– не относись к его проблемам свысока, жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть , и больше, поскольку у него нет опыта;
– не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке;
– не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка. Просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное;
– ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, но он только плоть от плоти, кровь от крови - это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развития в нем творческого огня, это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не наш, свой ребёнок, но душа, данная на хранение;
– умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому ребёнку того, чего не хотел бы, чтобы сделали твоему;
– люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачником, взрослым, обращаясь с ним, радуясь, потому что ребёнок — это радость, которая пока с тобой.
Ребёнок — это, прежде всего, «душа, данная тебе на хранение». В еврейской традиции существует заповеди, помнить и исполнять: «Не убей!», кроме того, знаменитая фраза из Талмуда гласит: «Кто спасёт одну жизнь, тот спасает целый мир!» «Chi salva una vita,salva il mondo intero" [Talmud]:
Спаси и не убей ни одного ребёнка, ни одного человека, ни одну живую душу, потому что все мы вместе и каждый из нас в ответе за весь мир, за каждого «маленького человечка»; люби и уважай в ребёнке человека, зная, что это живая душа.
Библиография:
[1]. Иоанн Корчак, «Как любить детей» [Интернат], М. ГИЗ, 1922, стр. 6 в книге Я. Корчaк «Избранные педагогические произведения» под редакцией доктора педагогических наук М. Ф. Шабаевой, перевод с польского К. Э. Сенкевича, издательство: «Просвещение», Москва, 1965.
[2] Януш Корчак «Как любить детей», издательство Азбука Классика, перевод с польского К. Э. Сенкевича, Санкт-Петербург, 2016.
[3] П.Л. ЯНУШ КОРЧАК. Лагерь смерти Треблинка - Как любить ребёнка – project in Russian language: “Магнит».
[4] Василий Кочнев, «Януш Корчак» книга для учителя, издательство: «Просвещение», Москва, 1981.
[5] Художественный фильм: «Корчак_Korczak» режиссера Андрейа Вайды [Studio Filmowe “Perspektiwa” Regina Ziegler Film Production Telmar Film International Erato Films ZDF BBC Films, “Korczak” di Andrezeja Wajdy, 1990].
“Учительская газета» 22 июля 2017 г .