показать всё меню

Дню Пакта Рериха и Знамени Мира посвящается

ПАКТ РЕРИХА

Олег Чеглаков

Пакт Рериха – Международный Договор по охране культурных ценностей, принятый к подписанию в 1935 году и подписанный 15 апреля 1935 года 21-й страной, среди которых были США и большинство латиноамериканских стран.

Уникальность Пакта Рериха заключается в том, что его действие по охране культурных ценностей распространяется не только на случай военных конфликтов, но и на мирное время.

Пакт Рериха имеет свой символ – Знамя Мира, белое полотнище с красной (амарантовой) окружностью и тремя кругами того же цвета внутри неё.

Подписание Пакта Рериха было приостановлено ввиду сложной международной обстановки, сложившейся накануне, во время и после Второй Мировой войны.

Значение Пакта Рериха определяется тем, что в наступающую Новую Эпоху – Эпоху Света, очень важно обратить человеческое сознание ко всему прекрасному, к осознанному восприятию красоты. Культурные ценности, наряду с природой, и представляют лучшие образцы красоты, к которым должны стремиться люди, желающие своего развития. Именно потому как бы человечество ни пыталось приостановить, замолчать или дискредитировать значение Пакта Рериха, оно рано или поздно вспомнит о необходимости принятия его для всего человечества в качестве одной из спасительных мер. Велико также сакральное значение символа Пакта Рериха, Знамени Мира, и Имени Рерих, давшего название Пакту.

Пакт Рериха не могут заменить договорные обязательства, заложенные в заключительном Акте Гаагской мирной конференции 1954 года, в которых отражена идея охраны культурных ценностей лишь в случае военных конфликтов. В значительной мере именно этот Акт приостановил дальнейшее подписание многими странами Пакта Рериха в послевоенное время. Был принят также и отличный от Пакта Рериха знак, не выражающий смысл Культуры и защиты культурных ценностей. Не будут полезными в деле охраны культурных ценностей в долгосрочной перспективе и изменения в тексте Пакта. Такие изменения могут привести как к изъятию названия Пакта, так и символа его – Знамени Мира.

Нужно подчеркнуть, что только под влиянием и воздействием высочайших магнитов – Знамя Мира и Имя Рерих, могут быть решены задачи охранения культурных ценностей, ибо они заложены Теми, Кто ведёт человечество по пути эволюции.



ЗНАМЯ МИРА

Олег Чеглаков

 Знамя Мира – Знамя Культуры и охраны культурных ценностей, а потому и Пакта Рериха.

Знак Знамени Мира как символ Культуры и Пакта Рериха выражает идею: прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности или религия, искусство и наука (знание) в кольце Культуры.

В Знамени Мира к символу троичности, выраженному тремя кругами, обозначающими три сферы, и присутствовавшему во всех веках, народах и религиях как знак единства Мира, зарождения и продолжения жизни, добавлена также и идея вечности всей жизни, представленной знаком окружности. Такой символ может и должен объединить всё человечество на пути духовного совершенствования, на пути к Свету. Именно потому Знамя Мира стало Знаменем всех людей, принявших, признавших и утверждающих Культуру. По замыслу Николая Константиновича Рериха, предложившего это Знамя, оно должно стать символом и самого широкого всеобъединения людей в Лиге (лат. – объединение, соединение) Культуры. Именно потому Знамя Мира не может и не должно быть присвоено никем, нигде и никогда. Оно не принадлежит, и не могло принадлежать даже Н. К. Рериху, предложившему это Знамя. Тем более оно не может принадлежать какой-либо организации, носящей имя Н. К. Рериха или даже претендующей на право выступать от Его имени, обладая частью Его наследия.

Знамя Мира принадлежит всем тем, кто при разделении человечества по черте Света и тьмы в Новую Эпоху встал в ряды поборников Света, почитание которого выражено в понятии Культуры.

Знамя Мира – определитель человеческой сущности и магнит, влекущий в эволюцию.

 



ЗНАЧЕНИЕ ПАКТА РЕРИХА. К 85-летию подписания Пакта Рериха

Олег Чеглаков

В связи со знаменательной 85-й Годовщиной подписания Пакта Рериха необходимо напомнить всем непреходящее значение этого Пакта для всего человечества, его духовного развития.

Пакт Рериха:

- охраняет культурные ценности – исторические, художественные и научные. При этом, что особенно важно, не только во время вооружённых конфликтов, но и в так называемое мирное время. Конечно, здесь имеются ввиду истинные ценности, которые измеряются наибольшей пользой для духовного развития человечества; охраняет красоту лучших творений духа – самого прекрасного, священного и народного;

- образовательный закон – напоминание молодому подрастающему поколению об истинных сокровищах человечества. При этом важно раскрыть сущность понятия сокровищ как накопления лучших качеств в духе и всего того, что сотворено под его водительством;

- оборона всего ценного для прогресса человечества. При этом следует помнить, что прогресс определяется и воспринимается в двух противоположных понятиях: развитие техники и технологии – механический прогресс, и развитие духовности и вместе с ней Культуры;

- призывает к активным действиям во имя сохранения культурных ценностей. Без этих активных действий на примере истории всех народов и веков можно проследить как равнодушие, а вместе с ним и пессимизм, который, по словам Рериха «ещё страшнее и отвратительнее» активных разрушителей, приводит к массовому вандализму;

- противостоит разрушительным и искажающим созидательные мысли воздействиям, которые вредны по причинам рассеяния, расчленения и уничтожения целых обществ или других культурных образований;

- способствует объединению людей в малые или большие кружки, группы и общества, но одинаково светло горящие;

- привносит в жизнь символ Культуры и защиты культурных ценностей – Знамя Мира, которое влечёт к мерам Высшего Начала;

- являет мощь мысли о Культуре. При провозглашении приоритета Культуры непременно будет утверждено и значение мощи мысли;

- гуманитарный международный принцип, если под термином «гуманитарный» будем понимать «человечный», а под понятием «человечный» – одухотворённый, или духовный.



 

♦ ♦ ♦ Торжественное собрание Рериховского общества "Зов к Культуре, посвящённое Дню Пакта Рериха и Знамени Мира, 15 апреля 2019 года


♦ Культура - почитаник Света и основа жизни

Аудиозапись беседы руководителя Рериховского общества «Зов к Культуре" Чеглакова Олега Николаевича 15 апреля 2019 года

Монтаж Дмитрия Кравченко

 

 

♦ Выступление Папаховой Н.К. и Киливника А.А.  аудиозапись с визуальным сопровождением:

 


 



♦ ♦ ♦ Торжественное мероприятие, посвящённое Дню подписания Пакта Рериха 2018 г.:

 ♦ Насущность охраны культурных ценностей. Пакт Рериха. 14.04.2018. Данилова Т.Л.

 Презентация к выступлению Даниловой Т.Л. скачать>>>

♦ Символ Культуры и защиты культурных ценностей. Знамя Мира. 14.04.2018. Ковалёва Л.В.

Презентация к выступлению Ковалёвой Л.В. скачать>>>
 

♦ Всемирная Лига Культуры. 14.04.2018. Турыгина И.Е.
 

♦ Историческое значение Пакта Рериха. Обсуждение. 14.04.2018. Ведущий Чеглаков О.Н.




♦ ♦ ♦ 
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ ПАКТА РЕРИХА

Олег Чеглаков

Для лучшего понимания перспектив развития и распространения идей Пакта Рериха целесообразным будет предварительно рассмотреть проблемы продолжения подписания этого наиважнейшего Документа.

Перечислим эти проблемы:
– отсутствие широкой информации о Пакте Рериха привело к смешению, уравнению и, в конечном счёте, к умалению Его при установлении этого Пакта в один ряд с другими договорами, носящими межгосударственное, континентальное или иное другое наименование;
– Конвенция Заключительного акта Гаагской мирной конференции, подписанная большинством развитых цивилизованных стран, фактически приостановила процесс продолжения активных действий по подписанию Пакта Рериха, ибо в культурной общественности возобладала мысль о том, что эта Конвенция будет способна оградить культурные сокровища от разрушения;
– отсутствие распространения идеи воспитательного характера Пакта Рериха;
– отсутствие широкого оповещения об уникальности Пакта Рериха с точки зрения защиты не только во время вооружённых конфликтов, но и в мирное время;
– отсутствие единого авторитетного международного комитета, способного координировать все действия по подписанию этого Договора;
– отсутствие яркого общепризнанного лидера в деле защиты культурных ценностей;
– ошибочная тенденция в понимании роли и значения Пакта: одобрение Пакта в целом, признание его широкой международной общественностью выдающимся документом и одновременно произвольное решение о том, что его тексты не современны, устарели и не содержат оформления, понятного всем, кто мог бы его подписать;
– инициатива о новой редакции Пакта и внесение изменений, учитывающих некоторые недостатки ранее утверждённого и принятого текста, является не только неприемлемой, но и губительной для самого Пакта. Во-первых, страны, подписавшие этот Договор, уже по несколько раз сменили свои руководящие органы и некоторые сменили и политический курс, а потому нет никаких гарантий, что в настоящее время они подтвердят свои подписи, тем более в новой редакции. Во-вторых, даже если в тексте новой редакции будет указано об отсутствии необходимости подтверждения прежних полномочий прежними подписантами, то всё же возникнет проблема существования и исполнения или по двум разным редакциям Договора, или по одному, но разному для ранее подписавших и новоподписавших;
– использование Договора под двумя редакциями может привести к противоречивым действиям и решениям в практическом применении;
– Панамериканский союз, официальный учредитель Комитета Пакта Рериха и инициатор его выдвижения на подписание, не только изменил своё наименование, став Генеральным Секретариатом при Объединении Американских Государств, но и функции, и расстановку в нём сил и идеологию.

В послевоенное время была предпринята попытка подписания Пакта Рериха: в 1946 году Италией, а в 1948 и 1950 годах Индией. Но, к сожалению, инициаторам этого замечательного действия не удалось до конца осуществить задуманное, и в основном по бюрократическим причинам. При этом в послевоенное время был принят целый ряд документов и подписано несколько соглашений, направленных на сохранение культурных ценностей. Авторитетные сторонники Пакта Рериха с гордостью заявляют, что многие из них основаны на идеях Рериха, заложенных в Пакте Рериха. Приведём неполный перечень этих договоров:
– «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов», 14 мая 1954 года;
– «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», принятая 14 ноября 1970 года в Париже;
– «Конвенция об охране всемирного культурного и природного разрушения наследия», принятого в Париже 16 ноября 1972 года;
– «Всеобщая декларация о культурном разнообразии», принятая в 2001 году;
– «Декларация о преднамеренности разрушения культурного наследия», принятая в 2003 году;
– «Конвенция ООН об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», принятая в 2005 году;
– символическое подписание Пакта Рериха студентами стран Латинской Америки, Карибского бассейна, Африки и Азии по предложению посла Боливии Марии Луисы Рамос. Подписали студенты 19 стран: Аргентины, Боливии, Колумбии, Коста-Рики, Чили, Кубы, Эквадора, Гайяны, Гватемалы, Мексики, Никарагуа, Доминиканской республики, Венесуэлы, ЮАР, Гаити, Ямайки, Панамы, Сальвадора, Перу.

В настоящее время несколько инициативных групп напрямую действуют или с целью продвижения идей для подписания, или с целью пропаганды идей самого Пакта, чтобы в дальнейшем начать такую работу. Во-первых – это Международный Центр Рерихов (МЦР), развернувший постоянно действующую передвижную выставку «Пакт Рериха. История и современность», которая прошла уже во множестве городов как в России, так и за рубежом. Во-вторых – это Музей-институт семьи Рерихов, создавший постоянно действующую выставку, посвящённую Пакту Рериха, выпустивший к 70-летию подписания Пакта полный сборник документов, принятых в целях защиты культурных ценностей, и, наконец, проводящий множество конференций, на которых прикладывается много сил, чтобы идеи Пакта нашли поддержку как на государственном уровне, так и в обществе. В-третьих – созданный по инициативе Международной организации «Звёзды Гор» специальный «Комитет единения народов под Знаменем Мира», выдвинувший идею внесения определённых изменений в текст Пакта, по мысли авторов приближающих его к первоначальным мыслям инициатора Договора Рериха, а также придающих Документу большую ясность и понятность в оформлении на современном языке. Лидерами этой инициативы являются: Мария Скачкова и Елена Тарасенко. В-четвёртых – эта идея нашла своё продолжение в идее создания и подписании «Пакта о мире», поддержанной участниками форума в Астане, посвящённому миру и согласию во всём мире. В-пятых – в 2003 году была образована новая инициативная группа «Международное общественное движение «За подписание и использование Пакта Мира Н.К.Рериха». В этом движении выражена основная идея: «Главенствующее Культурное Международное Движение за дальнейшее продвижение Пакта Рериха Н.К.Рериха, объединённого Единым Символом Знамени Мира».

Очень важной идеей этого движения, по словам координатора из Латвии Г.В. Астахова, является утверждение Пакта Рериха как вневременного Документа, который не подлежит пересмотру и изменению, актуального во все времена, выступающего в качестве Культурного Ориентира. В-шестых – набирает активность международный «Институт Лиги Культуры и социального содружества», созданный по инициативе Одесского Дома-музея им. Н.К. Рериха.

В то же время в действиях общественных организаций, призванных по праву наследования стремиться исполнять волю их учредителей нередко наблюдаются противоречивые действия. Так МЦР, проводя широкую всемирную выставку и Всемирную конференцию, посвящённую 70-летию подписания Пакта, одновременно прикладывают усилия в пропаганде Конвенции Заключительного акта Гаагской мирной конференции и его символа – Голубого Щита, подменяющего священный Знак Знамени Мира.

Все указанные действия активистов по продвижению подписания Пакта Рериха надо оценивать в двух аспектах: вероятность успеха в подписании и действенность самого Пакта в результате подписания. Н.К. Рерих совершенно не случайно на первой конференции, посвящённой продвижению идеи по подписанию этого Пакта, связал воедино три потока культурных действий: защитно-охранительный (Пакт Рериха), объединительный (Мировая Лига Культуры) и просветительно-воспитательный (проведение Мирового Дня Культуры). Рерих прекрасно понимал, что даже в случае подписания этого наиважнейшего Договора большинством стран мира, необходима ещё и добрая воля к исполнению того, что подписано официально. Но для этого требуется более высокий культурный уровень масс, создающих общественное мнение, способствующее формированию правительств стран, которые стремились бы к реализации Договора. Так только три начинания Рериха: Пакт Рериха, Мировая Лига Культуры и Мировой День Культуры, объединённые единым Знаменем Мира, способны реализовать крайне важное и спешное задание человечества – сохранение культурного наследия, призванного быть маяком в эволюционном процессе.

Именно сейчас, несмотря на спешность задачи в деле защиты и охранения культурных ценностей, требуются продуманные и ответственные действия в начинаниях с малого. С ещё большей силой и убедительностью встала первоочередная задача – привнесение Культуры в жизнь каждого дня и каждого человека, способного очувствовать Высший Свет в своём сердце.

Олег Чеглаков


  

СМЫСЛ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ КУЛЬТУРЫ И ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИГИ КУЛЬТУРЫ

Выступление руководителя Рериховского общества «Зов к Культуре» Чеглакова Олега Николаевича в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов на пленарном заседании XVII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» «Охрана природного и культурного достояния в творчестве Рерихов» 11 октября 2017 года.

Видеоматериал МИСР
Монтаж Дмитрия Кравченко

 

 

 


 
♦ О праздновании Дня Культуры

Выступление руководителя Рериховского общества «Зов к Культуре» Чеглакова Олега Николаевича в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов на Круглом столе «Знамя Мира – символ единения», посвящённом 82-й годовщине Пакта Рериха, 15 апреля 2017 года

Видеосъёмка Виктора Сухарева

Монтаж Дмитрия Кравченко

 

 

  



♦ ♦ ♦
 Программа, посвящённая Дню подписания Пакта Рериха 2016 г.: 

♦ Пакт Рериха. Чеглакова Е. А. 16.04.2016
  

♦ Знамя Мира. Ковалёва Л. В. 16.04.2016
 

♦ Лига Культуры. Каитова Ж.Ю. 16.04.2016
 

♦ Подведение итогов дня 16.04. 2016. Чеглаков О.Н. 




♦ ♦ ♦
   Ко Дню 80-летия подписания Пакта Рериха 2015 год

 



♦ ♦ ♦
 
Аудиозаписи из программы ко Дню Пакта Рериха 2014 г.



♦ ♦ ♦ 
Соотношение между Знаменем Мира и Голубым Щитом. Папахова Н. К.

 

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.