Философия красоты в мировоззрении Святослава Рериха


«Самый ценный элемент живописи — Жизнь». Святослав Рерих 

(четвёртая часть цикла)
Татьяна Можаровская


Видеозапись выступления сотрудницы Рериховского общества «Зов к Культуре» Можаровской Татьяны Юрьевны
Рериховском клуб, 30 января 2021 года, г. Санкт-Петербург.
Видеосъёмка: Сухарев В.И.
Презентация: Ковалёва Л.В.
Монтаж: Кравченко Д.А. 

 

 

 

 

ИСКУССТВО ТВОРИТ НАШИ ДУШИ (третья часть цикла)
Татьяна Можаровская

Мы познакомимся с размышлениями Святослава Рериха об искусстве, с мыслями чуткого и тонкого человека, который чувствует глубину Природы, её Красоту, и творческим наследием прекрасного живописца, умеющего передать всё это в своих произведениях.

 

Святослав Николаевич пишет:

«Искусство является тем волшебным эликсиром, который творит наши души. Культивирование красоты – это служение жизни, это высокое стремление жизни к совершенству» .

Высшей формой творчества на Земле называют искусство.
Искусство – волшебный эликсир, ведь речь идёт об искусстве, которое даёт живой импульс сознанию человека и устремляет к Свету Духа, к Знанию. Его нередко называют одухотворённым, как будто волшебник Дух прикоснулся к творцу во время творчества своей волшебной палочкой. 

Такое искусство всегда будет лучшим воспитателем утончения сознания человека, его души, – волшебным эликсиром, наполняющим огненным устремлением к Красоте жизни.

Понятие Красоты священно для Святослава Рериха. Он пишет, что Красота – цель эволюции, состояние гармоничного равновесия, само совершенство. Культ Красоты для него и есть служение жизни.

«Процесс творения красоты сам по себе является своего рода служением, молитвенным обращением к высшему. Когда в процессе выявления образов красоты объединяются наши ум и сердце, они пребывают на совершенно другом плане, в ином мире, как бы настроенные на те высшие силы жизни, которые в этот момент протекают через них».

В этой цитате речь идёт о том, что одним только умом не выявить образы Красоты и не создать шедевр, наполняющий сердце Светом. Слишком высоки огненные вибрации этих образов, но при объединении ума с сердцем, они мгновенно настраивают сознание, поднимают его к соприкосновению с миром Красоты.

Чуткий творец, осознавший своё сердце, может уловить прекрасные образы Высшего мира и наполнить ими свои творения, передать человечеству.

Какой важной становится миссия художника в этом священном действе!

Святослава Рериха называют ярким замечательным художником. Будучи сам мастером живописи, Святослав непрерывно учился. Рядом был отец Николай Константинович Рерих – великий художник и великий человек, основной его Учитель жизни и живописи, и прекрасная и удивительная мать Елена Ивановна Рерих, напитавшая его сердце и сознание самыми тонкими высшими идеалами и устремившая к поиску непрерывного совершенствования.

Постоянно развиваясь и совершенствуясь и как человек, и как художник, Святослав изучал жизнь, стремился к синтезу и наполнял свои произведения светом Высшей Красоты. Святослав осознавал высокую ответственность творца, оказывающего влияние на жизнь человечества и направляющего его мышление, писал о миссии художника, не только, как о вдохновляющей, но и пророческой.

«Миссия художника заключается в том, чтобы нести в нашу жизнь красоту, раскрывать её для других, привлекать к ней наше внимание и показывать нечто большее, чем наша повседневность, – жизнь завтрашнюю, жизнь более великого мира, раскрытие следующей стадии эволюции нашей жизни. Таким образом, художник должен быть также и пророком, настроенным на звучание извечных сил, способным вчитываться в эволюционные течения.
Так где же тогда лежат границы поля деятельности художника? – Нигде. Не может быть пределов у сферы проникновения художника, так же как не может быть предела проникновению философа в таинства жизни и сил Вселенной».

Святослав Рерих очень ценил и изучал работы мастеров различных периодов расцвета искусств, много писал о технике, стиле, движении и статичности, фокусе, композиции, колорите и многом другом. С особенной тонкостью и пониманием он писал о титанах эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи. Святослав увидел суть каждого из этих творцов во всей её глубине. Удивительно точной, наиболее полной и глубокой хочется назвать характеристику, данную Святославом их творчеству, в сравнении со всеми отзывами, мною прочитанными.

«Леонардо да Винчи и Микеланджело – их имена осиянны совершенно особой славой грандиозного завершения, кульминации целой череды выдающихся художников и великой эпохи. Как вдохновляюще действует мысль о человеческих достижениях, и в этом отношении нам не найти более поразительного примера. Эти два человека оставили после себя небывалый след достижения.

Суровое величие Микеланджело, этого высочайшего Мастера Формы, столкновение вздымающихся форм и линий, материя, выявляющаяся изнутри в процессе борьбы, находящей свое разрешение в потрясающих гармониях проявленных масс человеческих тел. Символы глубокого видения первоначальной эволюционной борьбы воплощенного человечества. 

Этот мастер формы, великолепный проектировщик и архитектор, является, так сказать, земным полюсом божественного гения Леонардо, чьё величие как человека, пожалуй, ещё значительнее его достижений в искусстве.

Удивительное проникновение его духовного взора в причины внешних явлений, влечение к познанию внутреннего смысла вещей и умение подмечать в природе факты – все это делает его великим провидцем, провидцем, который находился в прямом и полном согласии и связи с самой душой природы.

Его поиски прекрасного, столь изумительно кристаллизованные в его «Тайной Вечере», «Моне Лизе», «Мадонне в скалах», «Мадонне и Св. Анне», обнаруживают в нем подлинного мастера-подражателя природе.Монументальная и в то же время лирическая трактовка является трактовкой философа, который всецело осознает истинный смысл изображаемого. Каждая линия, каждая деталь дышит гармонией совершенного воплощения и удивительного благородства великого духа самого Леонардо.

Созерцая работы этих двух великих людей – мастера-творца внешней человеческой формы и её выразительности, и мастера возвышенной внутренней красоты и воплощения иных её форм, мы осознаем, до каких высот может подняться человек и как поистине чудесны силы, заключенные в нём, если только он посвятит жизнь своему идеалу».

Искусство для Святослава Рериха – это то, чем он занимался всю свою жизнь. Интересы его были разнообразными, но живопись была его любовью, выражением его внутреннего мира. Более 4000 полотен известны из написанных Святославом. В большинстве своём они находятся в частных коллекциях.

Темы его привлекали разные – это великолепные по своим краскам пейзажи Индии, величественные горы, философские размышления, разнообразные портреты и многое другое. Его картины дают нам возможность увидеть всё многообразие мира его глазами, через его восприятие, его воображение.
Особенно хочется выделить написанные Святославом портреты. Он всегда изображал красивых людей, умел подметить особенности каждого и выделял в человеке лучшее.

  

Огромная благодарность Святославу Рериху за портреты его родителей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Из портретов Елены Ивановны особенно люблю этот портрет с многочисленными символами и предметами, говорящими о Знании Её Духа. От глубоко продуманного фона, на котором изображена Елена Ивановна, веет Тайной, он дополняет Портрет чем-то очень важным, значимым в её жизни, раскрывает для нас этот Прекрасный Облик.

Семья Рерихов была знакома с известным премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, который обращал внимание на то, каким скромным, сдержанным и, в то же время, знающим и утонченным человеком был Святослав Николаевич: «Он никогда не стремился куда-либо пробиться, но спокойно работал, повинуясь своему гению, стараясь привести себя в гармонию с тем окружением, в котором находился, были ли это снежные пики Гималаев или же красная земля Малабара, или какая-либо иная часть Индии. И, настраивая себя на контакт с этим окружением, с одной стороны, и, с другой, охватывая все стили и направления, будущее, прошлое, настоящее, он стремится соединить их в единое сложное целое».

Во время недельного пребывания Джавахарлала Неру в Кулу в гостях у семьи Рерихов, Святослав Николаевич начал работу над серией его портретов. Уже первый портрет очень понравился самому Неру и был очень популярен по всей Индии и за рубежом, и распространён Комитетом по празднованию 100-летия со дня его рождения. То, что говорил Святослав Рерих о своей работе над портретом, можно отнести ко всем написанным им портретам, это его подход.

«Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но всё же лучше его узнать, изучить. Здесь у меня на выставке есть портрет Джавахарлала Неру, которого я хорошо знаю. Когда я писал этот портрет, Неру у нас жил, и у меня было много времени с ним общаться. Я написал тогда с него целую серию этюдов и портретов. … Этот портрет технически был написан мною так, как я счёл нужным для того, чтобы отобразить это сложное лицо. Оно только кажется простым. Многие художники писали с него портреты и говорили мне, как это было трудно».

Нередко Святослав писал серию портретов с одного и того же человека, как бы углубляя знакомство с ним, изучая с разных сторон не только внешне, но и пытаясь понять, почувствовать именно внутреннего человека, в разных настроениях, как бы вживаясь в изображаемый облик. При этом, взгляд его всегда добрый и уважительный, он ищет лучшее в человеке. Вероятно, человек, пожелавший иметь свой портрет, обратился бы именно к такому художнику, чтобы получить ответ на свой вопрос, а что есть во мне хорошее?


Примером могут служить портреты Аспари Кадир, Кэтрин Кэмпбелл, Рошан Ваджифдар.

Не оставляет равнодушным и такой необычный портрет, как портрет Махараджи Траванкора.

Святослав Рерих долго жил в Индии, очень любил и понимал её народ, любил её живописную красочную природу, наблюдал жизнь людей. Представители индийской культуры, её интеллигенция, писатели, художники считали его своим.

«Святослав Рерих – западный художник, который отвечает понятиям, законам и идеалам Востока», – пишет о нём Г. Венкатачалам, Президент Всеиндийской Ассоциации Изобразительных искусств.

Картины Святослава очень выразительны, темы разнообразны и вызывают различные чувства и состояния, одни – тишины и ожидания волшебства, другие захватывают зрителя движением и уносят к единению с Пространством или заставляют замереть внутренне и ощутить несказуемое. Во всех его работах присутствует живописный баланс и гармония.

Нередко героем картин Святослава Рериха являются не люди, а само Пространство Космоса, которое вмещает в себя и людей, и весь мир, их окружающий. И мы видим не готовую концепцию, а то, что даёт нашему сознанию освобождение от условностей, и наши мысли увлекаются невидимым движением туда – в небо, в Беспредельность.

Святослав Рерих о Космосе:

«Из неизмеримых глубин безграничного Космоса, подобно видимому свету звёзд, отдалённых от нас неисчислимым количеством световых лет, приходят к нам озарения высшего вдохновения. Беззвучный голос проникающего всё сущее сознания».

Немного о картине «Боги приходят (Дуссера Кулу; Кулу. Осенний праздник Дуссера)».

У Святослава есть картины, в которых не прорисованы детали, а основная роль отведена цвету, форме или другим акцентам, которыми он добивается нужного восприятия идеи картины. Когда же мы видим картину «Боги приходят», то её вполне можно отнести к Эпохе Возрождения, так тщательно прорисованы образы людей, планы и весь перечень присущих этой Эпохе деталей и принципов. Но что важно, в картине есть напряжение, она проникнута торжественностью, а не привычным безмыслием и суетой обычного праздника.

О Святославе Рерихе сказано, что он «совместил великое мастерство и ярый колорит». Непростой путь привёл его к такому синтезу. Обладая необыкновенной наблюдательностью, Святослав постоянно экспериментировал, создавая новые формы, искал новые краски, мечтал о живописи будущего, объединяющей ощущения, чувства, знание духа и само мироздание. Многое из того, что Святослав писал о живописи, напрямую относится к жизни человека и его мироощущению.

Попробуем лишь немного прикоснуться к части этих мыслей Святослава Рериха. Всё, что он писал, мы можем видеть в его картинах, точнее, можем рассматривать их, понимая, о чём сказано. Мысли художника о красоте, цели, фокусе, магните, синтезе, написанные по отношению к картинам, в равной степени можно отнести к жизненным ценностям человека, они понятны каждому.

Из книги Святослав Рерих «Искусство и жизнь».

О цели и фокусе.

«Выдвигая красоту в качестве цели, в качестве средства достижения большей гармонии, большей утонченности, мы настраиваемся или приобщаемся к эволюционным течениям и по этим течениям продвигаемся к более высокому состоянию, к более высокому пониманию и достижениям. Гармония принесет нам счастье и радость – ту радость, какую способна принести только красота».

«Все проявления жизни начинаются из центральной, фокусной точки и развертываются вовне. И каково бы ни было последующее развитие, внутреннее единство и центральная точка всегда сохраняются. Рассеяние жизненных составляющих превращается в дезинтеграцию и имеет место лишь тогда, когда удален центральный магнит, или фокус. Картина, лишенная или утратившая центральную, фокусную точку, в теме ли, в композиции, рисунке или цвете, не сможет произвести на нас впечатление из-за отсутствия в ней единства. Она может иметь декоративную ценность, но не будет самосущим живым творением».

«Всякая картина должна иметь центральную точку, или фокус, вокруг которого выстраивается тема. Точно так же должно быть только одно самое яркое пятно света. Если в картине дать несколько одинаковых точек, пропадает впечатление единства и единство нарушается».

Можно задуматься, разве не так же важен фокус, цель в человеческой жизни, возле которой выстраивается жизнь человека. Разве не из центра-сердца идёт развитие всех качеств? Как разительно отличаются жизнь человека с целью и без цели. Даже определительные к таким людям различны: или целеустремлённый, увлечённый, стремительный, энергичный, сияющий или шатающийся, беспринципный, вялый и тусклый, потерявший себя. И, чем выше фокус-цель-магнит в жизни человека, тем более наполнена и прекрасна его жизнь, тем выше его достижения в утончении своих качеств на пути самосовершенствования.


О красках, цвете, красоте и синтезе.

«Если бы только в наши дни были открыты какие-нибудь новые красочные пигменты или материалы, то, возможно, в результате возник бы совершенно новый способ выражения. Материалы, которые мы используем в живописи, далеко не совершенны. Если б мы только смогли сочетать точность масляной живописи с яркостью темперных красок или, вернее, ненасыщенных пигментов, мы открыли бы в живописи новый мир».

«То, что мы называем красотой, украшает различные Царства Природы. Удивительные кристаллы, красивые по форме, красивые по цвету; колибри, демонстрирующие необыкновенные формы и сверкающее оперение металлических оттенков; цветы – всегда прекрасные, .... Возьмём бабочек, эти подобные цветам создания, великолепные по своей форме и расцветке. Нежный светло-зелёный цвет лунного мотылька и ослепительно синие тона бабочки Morpho. Какая цветовая гамма, какое замечательное разнообразие комбинаций, причудливые узоры, каких больше нигде не увидишь, но, главное, везде – краски, расплесканные щедрой рукой»

«Интересно отметить, какую важную роль играет цвет в том, что мы называем примитивами. Эмоции непосредственно перелагаются в цвета, и яркость цвета этих ранних картин является одним из самых важных их свойств, выражающих силу веры. С развитием рисунка и совершенствованием техники чрезмерное обилие деталей стало разрушать большие цветовые пласты и из-за этого ослабилось эмоциональное впечатление. Точно из композиции ушла жизнь и осталась только видимость изысканных и совершенных форм. Создатели примитивов неосознанно владели секретом великой живописи – синтезом впечатлений. Несовершенный рисунок и письмо никогда не умаляли центральной темы.

Давайте изучать примитивы как одну из наиболее важных страниц в истории искусства, и тот великий урок, который они могут нам преподать, – урок синтеза»

Святослав придает очень большое значение примитивам. Примитивами называют первобытное искусство, отображающее непосредственное и незамутненное восприятие мира и места человека в нём, иногда говорят –наивное искусство. В «безыскусности» примитива видна красота мира, не испорченная цивилизацией.

О глубине, дали, как надежде.

«Расстояние, впечатление глубины – это средство привлекать наш взгляд и воображение и уводить его в даль. В даль, которая некоторым образом сродни надежде, этому врожденному чувству поступательного становления, чувству протеста при мысли о конечности и ограниченности. Дальние горизонты открывают безграничное поле для размышлений, притягивая наши мысли и возбуждая наше воображение. Это качество присуще человеку, и в основе его лежит надежда на продолжение существования и эволюционное прогрессивное течение».

Важное место в жизни каждого человека занимает надежда. В сложные моменты надежда дает силы действовать во имя лучшего будущего, расцвечивает мысли прекрасными красками. Не всегда надежда сбывается, но она волшебным образом даёт новые пути, она близка радости. Не зря мудрость народная говорит, что рядом живут Вера, Надежда и Любовь. Не Огненное ли начало живет в надежде? Как точно и тонко подмечено Святославом Рерихом в приведённых выше словах и в самой картине «Надежда», что именно сияющая всеми цветами радуги летящая надежда ведёт взгляд людей в дали далёкие, даёт простор мыслям и воображению.

Любой человек, стоящий перед картиной, через свою призму сознания может почувствовать мысли, вложенные в неё художником, тем более предварительно ознакомившись с его размышлениями о творчестве, настроившись на волну этого художника, что мы только что и сделали.


Святослав Рерих. Дочери моря. 1946

Поделюсь с вами своим восприятием картины Святослава Рериха «Дочери моря», которую можно увидеть в Музее-институте семьи Рерихов в Петербурге.

Сложная композиция, соединяющая несколько многоцветных планов-пространств. На переднем плане женщины занимаются уловом. Одна несёт блюдо с рыбой на голове, придерживая его руками. Это блюдо удивительным образом отражается в небе такой же формой овала, связывает с небом, создавая спираль движения снизу вверх. Другая женщина направляется в деревню, которую видим отдельным планом под углом. Но фигура так написана, что женщина одновременно находится на берегу и в то же время подходит к пальмам возле арочного входа в деревню, соединяя их. Третья собирает рыбу, её наклонённая спина даёт линию, повторяющую линию волны и дороги. Ещё одна женщина ждёт своей очереди, сидя на берегу, и её фигура дает статичность всей композиции.

В центре композиции притягивает взгляд самое светлое пятно картины, оно и есть фокус картины – голубые волны, которые вдруг оказываются большим Ликом моря, мы видим глаза, нос, губы, но в то же время – это и душа моря, ведь сами кристаллы синего моря мы видим дальше. Взгляд этого лица устремлён к небу. Это голубое пятно-лицо прикасается ко всем пространствам картины и объединяет их. Создаётся какое-то удивительное движение и направляет наш взор в Космос через закрученную спираль.

В картине ощущается вращение жизни, чувствуется соленый запах моря, свежесть свежего ветра, тепло яркого солнца. После соприкосновения с этим полотном остается главное – Радость Единства жизни!

Эта Радость Единства и есть то, чем были наполнены жизнь и творчество Святослава Николаевича Рериха.

Татьяна Можаровская

 



♦ ФИЛОСОФИЯ КРАСОТЫ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА. Часть 3. Искусство творит наши души.
 

Аудиозапись с визуальным сопровождением выступления сотрудницы Рериховского общества "Зов к Культуре" Можаровской Татьяны Юрьевны в Рериховском клубе 24 октября 2020 г.


Презентация Ковалёвой Людмилы.
Монтаж Кравченко Дмитрия.

 

 



♦ ФИЛОСОФИЯ КРАСОТЫ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА. Часть 2.
Аудиозапись с визуальным сопровождением выступления сотрудницы Рериховского общества «Зов к Культуре» Можаровской Татьяны Юрьевны в Рериховском клубе 1 февраля 2020 года, г.Санкт-Петербург.
Презентация Ковалёвой Л.В.
Монтаж Кравченко Д.А.

 

 

 


 
♦ФИЛОСОФИЯ КРАСОТЫ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА. Часть 1.

 Аудиозапись с визуальным сопровождением выступления сотрудницы Рериховского общества "Зов к Культуре" Можаровской Т.Ю. в Рериховском клубе 19 октября 2019 г. 

    Презентация Даниловой Т.Л. Монтаж Кравченко Д.А. 

     

     


     

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.