Литература – описание языком символов жизни, отображённой в сознании творца и выраженной через создание картин взаимодействия людей и окружающей их природы. Подлинная литература в различной степени стремится решать задачи духовного развития человека, а потому она философична. В такой литературе писатель становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни в служении Общему Благу. Литература, которая не несёт в себе духовно-нравственных идеалов, не может считаться литературой. Помнить должен каждый пишущий, что «литература» переводится как «написанное», а написанное было первоначально то, что несло духовно-религиозную, а следовательно, нравственную основу. Всё написанное в древности являлось отражением того, что именовалось Письмена.
По ритму и сложению текстов литература делится на прозу и поэзию.
Перспектива развития к единению и синтезу, видимо, приведёт к большей ритмизации прозы и к более свободному стилю стихов, иногда именуемых белыми. Возможно возвращение и к единому строю, подобно былинам, сказаниям и другим эпическим произведениям.
Литература также подразделяется по видам и жанрам. Для духовного совершенствования очень важно знать следующие виды литературы:
1. Художественная литература есть литература, которая написана художественно или, иными словами, утончённо. Обязательным условием принадлежности к ней будет возвышение и утончение духа и, соответственно, души и тела. Художественная литература всегда направлена на выявление, демонстрацию и поиск всего того, что определяется чувством красоты и прекрасного, а также воспитанием вкуса к прекрасному, и устанавливает нравственный идеал жизни.
2. Духовная литература – литература, ведущая и направляющая человека к развитию духа и утверждающая его бессмертие.
3. Эзотерическая литература – неправильное и искажённое наименование, по замыслу использующих его раскрывающая особые, тайные знания. Эзотерическая литература не может быть таковой по причине того, что термин «эзотерическая» или «эзотерическое» принадлежит к Знаниям, передаваемым из уст в уста. Но напечатанные и опубликованные знания в книгах не могут уже быть таковыми. Эзотерической могла бы называться литература по признаку принадлежности к Эзотерическому Источнику. Но в таком случае она именовалась бы Учением, а не литературой. Но наименование «эзотерическая» чисто условно, и самим Учением отвергается, как не соответствующее действительности.
4. Оккультная литература по сути та же, что и духовная. Она указывала на раскрытие всего того, что лежит за пределами общепринятых пяти чувств среднеразвитого духовно человека. Но в связи с тем, что термин «оккультная» стал использоваться и для наименования литературы, способствующей развитию психизма и медиумизма, Учителя человечества отказались от использования этого термина для наименования книг духовного содержания.
Олег Чеглаков