Основой человека и его сущности является дух. Именно дух принадлежит Вечности. Кто принадлежит Ей, тот и существует в действительности. Остальные: душа и тело – проявляются временно. Всё временное имеет только вспомогательную, а потому и подчинённую цель и смысл. Дух решает и определяет. Принимающий решение может выбирать. Кто выбирает, тот и свободен. Свободно выбирающий, следовательно, наделён свободой и выражает её. Если дух проявлен активно в своей душе и теле, то элементами свободы наделяются и они как проводники, отражающие идеи и мысли духа. Но это, когда ярко присутствует духовность. В случае разрыва связи между духом и душою, последняя, ранее получив отражение определённых способностей от духа, хотя и в слабой форме, стремится выразить себя в полной мере. Но потому и происходит разрыв между душою и духом, что душа отвергла это Вечное Начало.
Причины могут быть самые различные, но всегда здесь будет присутствовать её «величество эгоизм». Эгоизм – это идея обособления, отрыва от Единого Начала, а следовательно, жизни. Где жизнь выражена слабо, там – разложение. Именно такая душа пойдёт к разложению.
Дух свободен. Он есть сущность, но накопления свои извлекает при воплощении на множественных планах Бытия, на которых эта свобода может быть выражена только в каких-то отдельных элементах. Антиподом свободы в общечеловеческом сознании является рабство. Но такое рабство противопоставляется свободе только лишь по отношению к степени выражения на физическом плане бытия. Здесь уже под свободой будет пониматься целый комплекс или набор условных атрибутов, ею выраженных. Это и материальное положение, и ступени условной иерархической системы власти, и наличие возможностей достижения условных ценностей, выражения мыслей и поступков, перемещения по своему выбору и желанию. В то же время в мире с условными ценностями и сама свобода становится условной. Каждый носитель условной свободы должен следовать писаным или неписаным правилам и принципам. В ином случае, то есть с нарушением условий, теряется и свобода, ибо она существует только как условная свобода. Таким образом, условно свободный человек ограничен и зависит от многих людей и их надуманных законов и обязательств, и фактически подпадает под принудительную систему. Рабство, как известно, и есть принудительная система ограничений, направленная на утверждение зависимости одних людей от других. В случае объективного и непредвзятого сравнения условной свободы и рабства, они фактически становятся близкими понятиями. Условная свобода неразрывно связана с модой.
Мода – неотъемлемый атрибут современной цивилизации. Мало создать условия и принципы человеческого сообщества. Необходимо ещё усиление условных форм и линий поведения и восприятия мира. Иначе появится масса творческих людей, которые и сметут условные принципы и правила. Акты усиления условных форм и правил, как акты закабаления, и есть мода. Идея утверждения роскоши – имитатор, супротивник красоты. Она имеет магнит обольщения и вовлечения. Именно через неё проникают низменные идеи и всё то, что разлагает сознание. Такова цель условной свободы. Ей не нужны яркие и индивидуально сильные сознания. Следующий моде не обладает устремлением к красоте. Его магнит притяжения противоположен ей. Мода не стремится к области Духа, ибо именно Дух от Бога, а Бог есть красота. Нет духовного проявления – нет и выражения подлинной свободы духа. Этим положением и можно объяснить идентичность рабства и моды. Мода рабства, рабство у моды, рабская мода, рабство моды – все подобные перечисления удивительно взаимосвязаны и близки. Но будущее за красотой. Всё направленное против красоты не имеет Будущего. Вывод напрашивается естественный: мода не имеет Будущего, ибо она следует элементам роскоши и является частью условной цивилизации и свободы.
Олег Чеглаков, 2007 г.
Из кн. Обнажённость или загадочность, СПб, 2009