показать всё меню

Человек планеты Земля

К 110-летию Алексантери Ахола-Вало (фин. Aleksanteri Ahola-Valo)

27 января 1900 г., Импилахти — 15 сентября 1997 г., Симрисхамн
    

Неважно, маленький народ или большой, но примером является тот народ, который понимает, каким человек должен быть.
                                                                                       Алекcантери Ахола-Вало

 

Как удивительно плетёт свои узоры судьба...

 

 

 

Она будто всматривалась в меня с двухметровой высоты, несмотря на свои закрытые глаза. Она была вне времени и пространства. Её дитя лежало на руках, за спиной просматривался круг бегущей истории, а ноги погружены в плодоносную землю. Она – Матерь Всего.

Эта картина первая встретила меня в архиве А. Ахола-Вало. Столько тепла и любви, умиротворения и равновесия излучала она. Картина была словно живая. Она обнимала, она звала радостно жить и созидать с любовью. Созидать во имя Любви к человечеству.

На следующей картине «Голубая душа» фигура с открытым сердцем в мольбе устремлялась к источнику Света по лестнице жизни. На ступеньках написаны 39 – 40 – 41 годы. Страданием и состраданием светилось это полотно.

Так началось моё знакомство с наследием этого самоотверженного человека, гуманиста, борца за просвещение, за красоту в жизни каждого дня, человека, не знавшего отдыха, не жившего ни личными мерками, ни мерками одной нации, человеком планеты Земля – Алексантери Ахола-Вало.

Подобно горьковскому Данко, всю свою сознательную жизнь Алексантери (близкие и друзья звали его Али) служил людям, горел во имя пробуждения духа гуманизма на Планете и твёрдо верил, что только через Культуру – через просвещение каждого человека, через науку и понимание красоты люди смогут выйти на новый культурный уровень. Мудрая любовь – так назвал он качество, без которого не может состояться человек будущего.

Наипервейшие задачи перед работниками просвещения Ахола-Вало осветил в 1994-ом году на расширенной дирекции правления обучения во главе с губернатором коммуны Хяме (Хямеенлинна, Финляндия) Каарина Суонио и главным директором Вилхо Хирви.

Речь А.Ахола-Вало в сокращённом варианте:
«Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире. Но они сами ещё не понимают свою ценность. Почему? Они ещё не знают, что тот, кто воспитывает и учит, тот и управляет государством. Так и есть в мире будущего.

В современном мире все очень спешат. Спешат в бар и куда не нужно, но почему-то нет спешки строить новую школу, в которой нуждается и даже остро больное человечество. Не проходит мгновения на планете, чтобы что-то не сгорело и не пострадали бы люди. Поэтому пробуждение силы духа гуманности – самая важная задача в мире. Это я заметил уже в 1905-ом году, когда увидел, как перед моими глазами тысячи людей были расстреляны в кровавое воскресенье в Питере. Тогда я дал святую клятву, что сделаю всё, что я могу, чтобы научиться тому, как учить воспитанию. Это самая важная и святая клятва, которую ребёнок может дать себе. Какая задача сегодня? Мы должны стать полностью цельными.

Самая важная задача – спасти в нашем мире хоть одно СРЕДОТОЧИЕ ЗНАНИЯ, ГУМАННОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Ведь этого нет. Существуют университеты, казалось бы, высокой степени, но на каком низком уровне они остаются, если не знают, как человек должен жить, как управлять государством...

Неважно, маленький народ или большой, но примером является тот народ, который понимает, каким человек должен быть.Школа и обучение не должны быть сиротами в этом мире. Наша сила в истинной науке. Я люблю вас, потому что вы выбрали профессию, которая уже сама по себе представляет МУДРУЮ ЛЮБОВЬ в мире. Вы должны узнать, что нужно ребёнку. Вы это сможете узнать, основав НАУЧНЫЙ ЦЕНТР педиатрической психологии, где будут изучать душу и путь её развития. Такой должен быть в каждой развивающейся честным путём стране. Ребёнка необходимо развивать уже с самого раннего возраста. Если вы это сделаете, то сослужите большую службу человечеству, спасёте свой народ от этой ставшей привычкой беды, в которой народы пребывают, считая своим единственным богом только деньги.

Большинство работников в школах – думающие консервативно, пленники психологии старых времен. В подобной должности прекрасно справится и бойскаут, если нет никаких высших требований. Но мы должны об этом подумать более глубоко. Работник школы должен показать пример другим и мыслить на таком глубоком уровне, что, действительно, образуется факультет, который на практическом уровне послужит воспитанию человека. Взрослые ещё не проснулись к пониманию, какой природной любознательностью обладает каждый новорождённый. Если это не осознаётся, то никакие другие данные не имеют значения.

Без воспитания дети становятся дикими мартышками.

… Школа и наука о воспитании – самая большая задача в мире. От неё зависят все другие области науки. Школа не только для того, чтобы учить школьников читать и считать, а для развития более полноценного человека. Если вы этого достигнете, будет выполнена самая большая задача, которую мир ждёт. Это практическое задание. Используйте ресурсы для усовершенствования человека, а не на поддержание НЕЗНАНИЯ. Это те исходные пункты, среди которых я последние десятилетия живу и которыми удивляюсь. Это та трагедия, которую безуспешно пытается разрешить моё сердце.

Мы не можем сделать никаких обновлений без нового факультета. Мы совершим большое преступление перед человечеством, если вовремя не начнём готовить то, чего ждут все нации мира. Послушайте, дорогие друзья. Я вас уважаю и хочу вместе с вами служить нашему народу. Я вечный студент» (все выделения в приведённом отрывке сделаны автором статьи).

Не хватит и десяти страниц осветить вехи из биографии этого цельного человека, борющегося за культуру и просвещение почти век.

Алексантери Ахола родился 27 января в 1900 на берегу Ладоги в России в финской семье. Отец – финн, революционер-толстовец. Восьмилетним мальчиком Али основывает в Вырице свою первую школу, которая выросла в комбинат культуры. В 1916 году он успешно поступает в элитную школу МАЯК в Санкт-Петербурге, готовящую дипломатов. Являлся самым младшим студентом. К этому времени он уже знает 4 языка: французский, финский, шведский и русский. Впоследствии он изучит ещё несколько языков, но все они будут славянскими. На школу зарабатывает сам, что, конечно же, скрывается. Подрабатывает трубочистом, пекарем, путейцем, помощником аптекаря, водителем трамвая. Близкий друг Володя Избаков работает в Смольном библиотекарем у Владимира Ильича, поэтому Али часто видит Ленина. Он не участвует в самой революции как революционер, но занимается образованием всю свою жизнь. Али верит в силу просвещения, а не революции.

Ахола участвует в создании гениального фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Создаёт макет броненосца тринадцатиметровой величины и сам участвует в некоторых сценах как актёр. В 1919 году вступает в Красную Армию в отряд, сформированный из актёров царского театра, и по мере продвижения фронта создаёт школы, учит детей, ставит спектакли. После войны в 1924 году поступает в художественную студию «Пена» в Витебске. В 1930 в Минске за полгода разрабатывает и строит павильон страданий Человечества, впоследствии разрушенный гитлеровцами. В этом же году добавляет к своей фамилии слово Вало – луч, свет, и в том же году уезжает из Советской России в Финляндию.

«Вот этот человек будет продолжать», – представляет Галлен-Каллела Алексантери перед коллегами, но несмотря на протекцию этого удивительного художника, общество его не принимает. Во время зимней войны финскими властями предваряется в тюрьму, как «русский коммунист», где проводит полгода. Там и появилась на свет картина «Голубая Душа».

«Моя душа стремится вперёд, а этому пытаются помешать эти сумасшедшие», – напишет он впоследствии об этой акварели, и вновь – в путь, теперь в Швецию. Законы Швеции запрещают ему официально заниматься живописью, но Али уже давно работает над новой им самим изобретённой наукой символов – Эвохомологией. Лишь к концу жизни возвращается на родину и в Хямеенлинне жизнь сводит его с Ристо Суванто, вместе с которым основывает общество Elpo. Это небольшое общество взяло на себя труд по сохранению духовного наследия Алексантери Ахола-Вало и продвижения в жизнь его идей. Обществом изданы пока лишь 3 книги дневников на финском языке (Али начал вести дневники с 8 лет), а на русском языке издание пока даже не планируется из-за катастрофической нехватки денег. По мотивам ранних дневников снят фильм (Valo) ВАЛО, в переводе на русский – Луч, Свет.

С моей точки зрения, дневниковые записи юного Али ценны для читателя любого возраста, ибо они есть яркий пример возможности строительства комбинатов культуры своими силами, возможности в совместном труде и устремлении растить в себе качества нового человека – Человека Будущего.

Сложно описать ту любовь к человечеству, которую я ощутила при прикосновении с творчеством этого самородка. Каким образом маленький мальчик смог сплотить вокруг себя подростков и взрослых, как смог в тринадцатилетнем возрасте сам спроектировать пятиэтажный деревянный дом (!!!) культурного комбината?

Откуда было ему известно, что через 100 лет дневники будут действительно напечатаны книгой, как он пишет в дневнике 1914 года:
«Ведь дневники эти, что пишу – это история, которая будет книгой напечатана через 100 лет. Но не вечно же зло всё-таки будет на свете. Об этом я стал думать в последнее время и главное только то, чтобы эти дневники могли бы быть сохранены, как и до сих пор, в тайниках», – 23 июня 1914 года.

Очень много тайн ещё предстоит открыть при работе с архивными документами.

Отрывки из дневника Алика Ахола:
«30 января 1914 г.
В будущем человек моего возраста поступает в университет, потому что начальное обучение начнётся в 4 года. Это вполне возможно, потому что взрослые будут обучены правильному миропониманию вообще и пониманию психологии ребёнка. Ребёнок будет находиться в развитой умственно и нравственно высокой среде. Если сейчас случится революция, сразу ничего не переменится, потому что сознательных людей ещё нет. Обучения сознательности ещё нет. Власть будет принадлежать большинству несознательных. Это значит, обстановка состояния неразвитости будет, как до революции. Поэтому надо обучать сознательности и воспитывать задолго до революции. Будет холостая революция, беспочвенная, чтобы получить начало массового развития. Злоба преступления, несправедливость – всё останется»
.

«2 февраля 1914 г.
Меня мучает такая беспомощность, какой никогда раньше не испытывал. Надо делать что-то, до чего не могу сейчас догадаться. Надо придумать то, что сильнее денег. Оно должно быть более увлекательным, чем деньги или материализм. Оно должна быть наукой, без которой другие виды науки не могли бы прогрессировать.
Мне кажется, что она должна быть наукой о самом человеке, о его усовершенствовании. Да, эта наука должна быть универсальной – всеобъемлющей».
Вырица, 1914. Алику только что исполнилось четырнадцать. Впереди ещё 83 года служения культуре и просвещению.

Великий художник, философ и публицист Николай Рерих писал в своей статье «Культура» в 1930 году:
«Отрешаясь от эгоизма, если будем не только сами стремиться по пути Прекрасного, но и будем всемерно открывать его близким, мы уже будем выполнять ближайшую задачу осветления Культуры восхождения духа». Думается, свою задачу перед человечеством Алексантери Ахола-Вало выполнил. Дело за нами.

Elena Katinskaia, Vuohijärvi. Декабрь 2009 г.
 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.