Киноискусство на службе воспитания

КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ 

Искусство должно служить тому, чтобы возвышать человеческое сознание

Елена Дубровская, режиссёр и сценарист проекта
«Киноуроки в школах мира»


«Киноуроки в школах России и мира» — проект, который направлен на воспитание нравственных качеств у школьников через искусство кино и добрые дела. Это не просто просмотр фильмов, а целостная система воспитания нового поколения.

 При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в школах с 1 по 11 классы.

Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. Важный результат киноурока — осознание необходимости иметь нравственное качество, стремление к его проявлению. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно полезное дело, инициированное ребятами после просмотра фильма и реализованное в действии как закрепление данного понятия.

Инновационная система духовно-нравственного воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной интерактивной форме в школе, которая нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.

Все материалы Проекта получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством просвещения, входят в программу «Культура для школьников» Министерства культуры Российской Федерации.

Эффективность системы воспитания Киноуроков подтверждена научным исследованием, проведённом при поддержке Фонда Президентских грантов в 2020 году на базе 41 общеобразовательного учреждения 10 регионов Российской Федерации.

Фильмы создаются на благотворительные средства, полученные школами в результате проведения акции «Киноэкология» по сбору макулатуры. Созданный на эти средства киноурок передается школам на безвозмездной основе. Все участники акции указываются в титрах фильма. Таким образом, миллионы школьников становятся и сопродюсерами фильмов, и создателями системы воспитания.

История проекта

В 2015 году был создан первый детский художественный короткометражный фильм «За руку с Богом». В отдельных школах таких городов, как Санкт-Петербург, Севастополь, Симферополь, Губаха, Ижевск, село Бичура (республика Бурятия) педагогами на общественных (добровольных) началах были проведены внеклассные занятия на тему «бескорыстие». Положительные отзывы и желание педагогов продолжить проводить воспитательную деятельность по таким фильмам. По словам педагогов, дети очень хорошо усваивают информацию, которая преподносится посредством аудиовизуального произведения, наглядно, доступно обрисовывающего то или иное качество человека. Этот успешный опыт послужил толчком к созданию проекта «Киноуроки в школах России».

Миссия проекта

Воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем нравственной, социальной и интеллектуальной компетентности. Поколения, воспитанные на ценностях нравственного, исторического и культурного наследия, станут мощной опорой для развития и укрепления государства, внесут свой вклад в эволюционное развитие человечества.

МЫ СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ! 

Педагогу, проводящему киноуроки со школьниками

Общие рекомендации

Каждый педагог понимает, что, прежде чем говорить о чём-то, необходимо чётко представлять предмет изучения. Безусловно, все педагоги занимаются воспитанием, понятиями нравственности и этики, но, скорее всего, не конкретно воспитанием положительных качеств. Эти методические рекомендации к фильмам проекта «Киноуроки в школах России» призваны помочь педагогу синтезировать имеющиеся у него познания в этой области для передачи знаний подрастающему поколению посредством киноискусства.

Важно помнить, что киноурок – это целая система действий, начинающаяся с беседы о качествах или понятиях с обсуждением их на примере тех ситуаций, которые мы видим в фильмах, но это разговор не о кино, не обсуждение и разбор фильма. Ес-ли педагог хочет поговорит о кино: как был создан фильм, о съёмках, о том, как достигается тот или иной эффект, – это стоит сделать отдельно от киноурока, как повод для общения с группой или отдельными детьми. На киноуроке воспитание созна-тельного отношения к произведению искусства происходит опосредованно на рассмотрении поведения персонажей в ситуациях, показанных в фильме. В основании – таблица положительных качеств человека, которая даёт полноту картины воспитания. Таблицу необходимо иметь на каждом киноуроке для целостности восприятия, каким должен быть человек. Киноуроки раскрывают нравственные понятия, рассказывают, как применить положительные качества в обычной каждодневной жизни, чтобы из-менить жизнь к лучшему, чему посвящена и социальная практика.

Для понимания, зачем нужны положительные качества, необходимо сказать, что человек триединство духа, души и тела. Об этом известно человечеству с древности и во всех мировых религиях, в том числе в православии («Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» Послания Аппостола Павла, 1Кор.6:19-20).

Тело – грубая материя, а душа либо служит телу, либо может быть проводни-ком высшего в человеке – духа. Дух есть высшее, божественное начало в человеке, и самые лучшие человеческие качества – жертвенность, самоотверженность, милосердие, любовь и другие – это проявления духа. Развитие человека заключается в развитии его духовности. Дух проявляется через сердце. Своё сердце человек может услышать только тогда, когда его душа способна к восприятию, это называется утончением. Воспитание нравственности, духовности – возможно только одновременно с утончением души в устремлении к прекрасному, красоте поведения, красоте взаимо-отношений.

Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нуж-но обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чи-стый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Проявление положитель-ных качеств очищает, возжигает сердце и не даёт ему погаснуть.

Каждый человек обладает качествами: положительными и отрицательными. Делая выбор, как поступить, проявляя это качество, мы его взращиваем. Проявляя мужество – становимся мужественными, проявляя честность – становимся более честными и наоборот. Выбор, как поступить, происходит постоянно. Безусловно, по-ложительных качеств намного больше в человеке, чем в таблице, они синтетичны, тесно взаимосвязаны и, посмотрев фильм по какому-то качеству, неизбежно будем говорить и о других.

На киноуроках ребята смотрят фильм, знакомятся с конкретным качеством и понятием, утверждаемом в нём, чтобы ребёнок мог в дальнейшем во всей жизни сделать осознанный выбор. Никто никого не может заставить сделать этот выбор, каждый решает сам, как поступит в той или иной ситуации. За свой выбор человек несёт безусловную ответственность прежде всего перед самим собой, а также перед другими людьми, с кем он взаимосвязан. «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех и за всё», – писал Ф. М. Достоевский.

У каждого человека есть обязанности, даже у ребёнка: чистить зубы, заправлять кровать, соблюдать порядок, учиться. У кого-то, может быть, – и в отношении брата, сестры или бабушки с дедушкой. Ответственность у всех разная. Взрослый принимает ответственность за родных, за свою работу, коллектив, школу, предприятие, страну – но всё это внешняя ответственность. Главная ответственность – за свои мысли и по-ступки. Именно мысли приводят к определённым действиям, а действия, в свою оче-редь, приводят к последствиям совершённого поступка. Мера ответственности связа-на с качествами духа и свойствами личности – чем больше проявлено положительных качеств, тем большей ответственностью обладает человек и, значит, способен преоб-разовать жизнь к лучшему.

Это важно объяснять детям, как и то, что ответственность выражается и в следствиях, которые возникают после сделанного выбора и действия, взаимосвязанного с ним: от нашего выбора зависит, что и как будет происходить дальше во внутреннем мире, как выстроятся взаимоотношения с окружающими людьми, а также каковы бу-дут события нашей жизни. Выбор связан с тем, какие качества мы проявляем в мо-мент принятия решения и действия, потому необходимо о них знать. Но, главное, от этого выбора зависит, насколько мы проявляем человечность – то, что называют духовностью.

Педагогам известно, что достигнуть целей воспитания нотациями или установ-лением правил для выполнения (этикет) невозможно. Необходим разговор от сердца с душой ребёнка, с его сердцем. Посредником такого взаимодействия может быть искусство. Фильмы проекта «Киноуроки в школах России» созданы именно для раз-говора с душой ребёнка. Большинство школьников после просмотра фильма само-стоятельно не смогут достигнуть полноты восприятия и осознания определённого ка-чества, рассматриваемого в фильме, потому так необходимо сотворчество педагога с ребятами в обсуждении и в совместном труде по инициативе детей.

Для создания необходимой атмосферы перед началом киноурока можно включить песню, соответствующую выражению рассматриваемого качества, или прочитать стихотворение. Это поможет и начать разговор.

Перед просмотром фильма необходимо обсудить понятие качества, его смысл на доступном уровне для детей, соответствующем возрасту и особенностям данной группы школьников. Педагог рассказывает от души то, что он сам понимает, без распечаток и других дополнительных материалов, иначе не получится душевного разговора.

Для создания доверительной атмосферы очень важно именно употребление «мы» при общении. Обсуждение – это взаимообмен не только между детьми, но и между педагогом и детьми. Дети должны почувствовать, что педагогу действительно интересно и важно их мнение. Даже если доверительного общения до этого между учителем и классом не возникало, то оно постепенно появится в процессе проведения киноуроков, если педагог имеет устремление к этому.

Перед просмотром фильма рекомендуем обсудить вместе с детьми следующие вопросы:
1. Как вы думаете, что означает слово, обозначающее это качество?
2. Знаем ли мы примеры поведения людей из литературы, кино и из жизни, где мы видим проявление этого качества?

Желательно, чтобы примеры называли дети. Педагог приводит те, которые будут понятны конкретной группе детей, соответствовать их возрасту: можно вспомнить из уроков литературы и истории, но не нужно в беседе подробно рассказывать, только назвать. Педагог не оценивает правильно или неправильно отвечают дети, а предлагает своё мнение, как и они. Эту беседу очень важно построить на доброжелательной, взаимоуважительной ноте, таким образом произойдет настройка и на обсуждение после фильма.

При использовании презентации акцент должен быть сделан на фильме. Жела-тельно в начале до фильма на экране использовать заставку «Киноуроки в школах России», таблицу качеств, а после просмотра – слайд с названием фильма и логоти-пом «Киноуроки в школах России». В презентации должна быть только необходимая информация, чтобы не вызвать зрительной усталости детей и не снизить восприятие фильма.

Непосредственно перед просмотром фильма педагог нацеливает детей на внимательный просмотр, чтобы заметить, какие качества проявляет главный герой фильма. Обязательно нужно настроить на обмен впечатлениями, но не во время фильма, а после него (пояснив, что мы так уже будем воспитывать в себе качества внимательности, сдержанности и терпения, которые необходимы в жизни). Общение педагога с детьми должно быть очень доброжелательным и сердечным. Так педагог явит пример положительных качеств, и его мысли будут убедительными.

После просмотра необходима небольшая пауза. Эмоционально насыщенное восприятие фильма требует своеобразного перехода, возвращения к реальной жизни. Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор, и, пока идут тит-ры, дать детям время на то, чтобы осознать, сколько человек работало над фильмом, насколько это сложный и неординарный труд, обратить внимание детей на количе-ство людей в титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма – должен хо-рошо поработать каждый, а это невозможно без проявления положительных челове-ческих качеств. Фильмы киноуроков снимаются для зрителей, чтобы они не просто посмотрели картину, но и сформировали по поводу героев и их поступков собствен-ное мнение. Часть фильмов сняты на средства, собранные за макулатуру, сданную детьми, – значит, и они проявили прекрасные человеческие качества.

При обсуждении необходимо придерживаться разговора о проявлении поло-жительного качества, которому посвящен фильм, упомянув о проявлении противо-положного отрицательного, а также о других качествах, связанных с обсуждаемым и позволяющих его проявить. Обсуждение поступков героя, свидетельствующих о про-явлении качества, которому посвящен фильм, происходит как разговор о жизненных ситуациях, без рассуждений о самом фильме и приёмах кино.

Социальная практика – непременная и важная часть киноурока. Фильмы зна-комят с созидательными, положительными качествами личности, показывают различные возможные жизненные ситуации и выходы из них. Ребёнок узнаёт, как про-является качество, как оно важно, и сам делает выбор. В социальной практике он учится применять полученные знания в совместном действии во имя других людей, а также осознавать, анализировать свои чувства, мысли, действия. Без совместного со-зидательного дела будет просто просмотр фильма с обсуждением. Проект «Киноуроки» предполагает обязательное проведение социальной практики (подробно см. Методические рекомендации: «Социальная практика опыт работы с киноуроками» на сайте проекта).

Результатом обсуждения возможного дела должно быть совместное принятие решения, что могли бы сделать все вместе. Возможно, будут дети, которые захотят что-то сделать индивидуально. Если что-то из предложенного можно сделать сооб-ща, то такое предложение – в копилку дел. Ни одна из инициатив детей не должна быть отброшена, если она бескорыстна и направлена на пользу другим людям. Если предложений не возникло, можно предложить подумать и написать свои предложе-ния на листочке (можно не подписывать) и бросить их в приготовленную для этой це-ли коробку-почту. Далее обсудить предложенное и выполнить задуманное.

Рекомендуется следующий ритм:

Первая неделя – проведение киноурока и предложение общественно-полезной акции по теме киноурока. Вторая неделя – проведение собрания (сбора) и выбор об-щественно полезной акции по теме киноурока из предложенных ребятами (если ещё не выбрали на первой неделе), назначение сроков её реализации. Третья неделя – выполнение выбранной общественно полезной акции по теме киноурока (если не сделали на второй) и обсуждение результатов. Такой примерный ритм позволяет за-крепить понятие в сознании во время действия. Не стоит ни ускорять естественный ход событий, ни замедлять его, главное – не погасить энтузиазм, а разжечь его, при этом соблюдая ритм – один фильм в месяц и следом созидательный труд – социаль-ная практика, соответствующая понятию, раскрытому в киноуроке, или общественно-полезное дело с обязательным подведением итогов.

Подведение итогов

Устраивать соревнование будет неправильно, поскольку в погоне за призом воспитывается корыстолюбие, эгоизм, что противоположно воспитанию нравственности, духовности. При этом, если есть возможность и желание, можно заранее заказать сувениры с написанным на нём понятием киноурока и наградить всех детей, участвующих в процессе, даже если ребёнок молчал всё время обсуждения и не участвовал в практике. При этом педагог выразит свое убеждение в том, что знает о проявлении им (ей) этого качества, а также надежду, что оно будет расти успешно. Особенно это важно, если было сделано какое-то значимое дело. Сделайте акцент на сердечной благодарности, которая передаётся с этим небольшим сувениром за участие.

Таким образом киноурок представляет из себя комплекс взаимосвязанных действий детей под руководством педагога:
1. Беседа о качестве или понятии.
2. Просмотр фильма.
3. Обсуждение ситуаций проявления качеств, действий, мыслей и чувств героя, проявившего качество.
4. Предложения по проведению доброго дела (социальной практики)
5. Проведение социальной практики
6. Подведение итогов.

Автор рекомендаций Наталья Константиновна Папахова
 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.