«Образ древа жизни проходит лейтмотивом через серию декоративно-монументальных панно, выполненных Рерихом в 1914 году по заказу коллекционера Л.С. Лившица для его виллы в Ницце. Интерьеры виллы разработал брат художника, архитектор Борис Константинович Рерих. Заказчик был меценатом, близким к кругам «Мира искусства», жил в Париже, дружил с С. П. Дягилевым. Цикл состоит из четырнадцати работ — тринадцати сюжетных панно и десятиметрового фриза. Впервые четыре работы этого цикла были опубликованы в 1916 году. С. Р. Эрнст назвал эту серию панно «капитальными произведениями художника» и сообщил: «...в круглой комнате, с двумя окнами, на дымчато-янтарном поле предстают писанные темновато-золотистым тоном фигуры. Очень показательно для Рериха и всё содержание росписи — только он мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны». Начавшаяся первая мировая война помешала транспортировке панно из Петербурга в Ниццу, и работы остались в России. До начала 1960-х годов вся серия панно находилась в частном собрании. В 1962 году коллекционер С. А. Мухин передал имеющуюся у него коллекцию произведений Рериха, в том числе и все четырнадцать панно для виллы в Ницце, в Музей изобразительного искусства города Горловки, где они и находятся в настоящее время»
(Образ «ДРЕВА ЖИЗНИ» в творчестве Н. К. Рериха. Л. В. Короткина)
Фотографии картин А.В. Клюева, М.Н. Иванова