Елена Чеглакова
Аннотация к теме:
Святослав Николаевич Рерих (23.10.1904 – 30.01.1993) известен как выдающийся художник, культурный и общественный деятель. Святослав Николаевич занимался и наукой, изучал внутреннюю сущность растений, занимался фармакопеей. Много мыслей записано его рукой о значении творчества, искусства.
Именно ему принадлежат тонкие наблюдения и размышления, дающие представления о видах, жанрах, стилях живописи, особый взгляд на приемы, которыми пользовались известные и выдающиеся художники. Это сыграло большую роль в развитии искусства. Сообщение посвящено выдающемуся дарованию Святослава Николаевича Рериха как искусствоведа.
Краткая аудио версия:
_____________________________________________________
Моя задача привлечь ваше внимание к мыслям Святослава Рериха о художниках, изложенным в его книге «Искусство и жизнь». Святослав Рерих сам был художником и потому особенно ценны его мысли в сфере искусствоведения. Наши размышления над текстами автора книги помогают воспринимать разделы искусства и, в частности, живописи в различных гранях проявления, расширяют сознание, способствуют совершенствованию.
Ценность записей Святослава Рериха ещё и в том, что он жил в особом потоке знаний и действий старших Рерихов, в потоке Учения Живой Этики, правильном основополагающем понимании Культуры. Святослав Рерих родился, как и его родители, Николай и Елена Рерихи в нашем городе, Санкт-Петербурге, и это ещё раз подчёркивает непреходящее значение нашего города в истории не только России, но и всей планеты Земля.
Обращаясь к мыслям Святослава Рериха, возьмём в начале познавания нашей темы его взгляд на искусство. Он писал: «Служение искусству подобно служению Богу. Находят свое воплощение высшие человеческие побуждения, когда художник поклоняется высочайшей сфере духовной глубины, самому сердцу нашей проявленной Вселенной».
Искусство это не только живопись. Искусство как общее понятие объединяет все виды художественного творчества: и живопись, литературу, скульптуру, музыку и множество других видов, которые с ходом исторического развития нарастают в своих проявлениях с появлением современных технологий.
Существует понятие значения искусства и как высокой степени мастерства в любой сфере деятельности, проявленного через творческую деятельность.
И если под искусством понимать стремление к высшей степени мастерства, а творчество как следование идеям Божественной Мысли, то это и будет служением Богу, Вечному, Несказуемому, Непознаваемому, Невидимому. Святослав Рерих как выдающийся художник, написавший строки, поклонялся высочайшей сфере духовной глубины.
Сказанное находит своё подтверждение в следующих мыслях Святослава Рериха: «Это молитва веры, осознание своего единства со всем сущим. Проникновение нашего «я» в тайны творения. Когда художник настраивается и вибрирует в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайним просторам Вселенной».
Если рассматривать молитву как сердечное приношение, то и деятельность художника можно рассматривать как молитву. Святослав Рерих делает для нас столь возвышенный акцент, раскрывая для нас значение именно художника в Мироздании.
Еще одна мысль Святослава Рериха:
«С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь проводниками этих высших сил. Раскрывать их, давать их истолкование – в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли».
«С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь проводниками этих высших сил. Раскрывать их, давать их истолкование – в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли».
Автор книги «Искусство и жизнь» продолжая раскрывать для нас значение художника и тему служения, говорит о великих художниках, признанных во всём мире, являющих самую высокую ценность и в ответ получающих почитание окружающих. Есть представление об образе великого художника в общепринятом мировом восприятии и рериховский взгляд на это понятие по внесению вклада в эволюцию человечества, хорошо, когда они совпадают.
Великие художники являются и истинными творцами, которые по мнению Святослава своими творениями приближают к истине и являются проводниками Высших Сил. Среди великих художников следует прежде всего назвать Николая Рериха, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта ….
Великий художник-провидец прозревает духовным внутренним зрением, видит многообразие видоизменяющихся форм и содержания. Он смотрит превышним взглядом творца, стремящегося к Высшему Миру. Он стремится ведать Лик как проявление Божественного в Высшем Мире. Называя кого-либо великим художником, великим писателем или великим композитором подчёркиваем масштаб, величие и пользу для человечества.
Следующая мысль Святослава Рериха:
«Влияние, которое великие художники могут оказывать на последующие поколения в известном смысле можно сравнить с влиянием великих духовных вождей и реформаторов».
«Влияние, которое великие художники могут оказывать на последующие поколения в известном смысле можно сравнить с влиянием великих духовных вождей и реформаторов».
По мысли художника, великие художники-провидцы улавливают образцы форм. Преломление и трансформация форм ведёт к их преобразованию и переносу на полотно или другие основополагающие материалы.
Каждый великий художник является истинным художником, но не каждый истинный художник является великим.
Каждый великий художник является истинным художником, но не каждый истинный художник является великим.
Истинный художник не обязательно великий, но приближает к истине, явленной из Божественного Мира. Такой художник может быть признанным, выдающимся художником. Степень звучания огня в творчестве различна по накоплению и проявлению.
Истинный художник также утончён. Он улавливает и предвидит исполнение причинно-следственных связей. Истинный художник предчувствует действие в результате причинно-следственных связей, а потому является подобным пророку. Вот мысль Святослава Рериха об истинных художниках:
«Истинный художник является также и пророком в силу своей отзывчивости на определенные, более высокие вибрации, которые он способен почувствовать и тем предугадать эволюционные течения» .
«Истинный художник является также и пророком в силу своей отзывчивости на определенные, более высокие вибрации, которые он способен почувствовать и тем предугадать эволюционные течения» .
Как иллюстрация ряд известных нам произведений.
Картины Н.К. Рериха:
«Армагеддон» - Великая решающая битва Сил Света и тьмы.
«Святогор», олицетворяющий великое будущее.
«Ковка меча»1941г. - предвидение победы
Картины Н.К. Рериха:
«Армагеддон» - Великая решающая битва Сил Света и тьмы.
«Святогор», олицетворяющий великое будущее.
«Ковка меча»1941г. - предвидение победы
В продолжении мысли об истинных художниках Святослав Рерих высвечивает основные проблемы этих творцов, которые суть в провозглашении и утверждении красоты:
«Привносить красоту в нашу жизнь, раскрывать элемент красоты в том виде, в каком он существует или проявляется в нашей эпохе, – вот основные проблемы, с которыми сталкиваются все истинные художники, и так было во все века».
«Привносить красоту в нашу жизнь, раскрывать элемент красоты в том виде, в каком он существует или проявляется в нашей эпохе, – вот основные проблемы, с которыми сталкиваются все истинные художники, и так было во все века».
Красота, пророчество, творчество для Святослава Рериха являются взаимосвязанными величинами и об этом следующая его мысль:
«Раскрытие, отражение жизни вне сферы красоты – это очень ограниченный подход. Ведь именно пророческое видение, проекция духа художника становится для человечества тем ориентиром, который стоит на страже его эволюции определенного периода. Художник видит и выявляет для нас те великие прототипы красоты, которые оформились в мире субъективного, в мире идей. Красота, как и любая гармония, оказывает удивительное влияние на нас». (кн.2 стр.52)
«Раскрытие, отражение жизни вне сферы красоты – это очень ограниченный подход. Ведь именно пророческое видение, проекция духа художника становится для человечества тем ориентиром, который стоит на страже его эволюции определенного периода. Художник видит и выявляет для нас те великие прототипы красоты, которые оформились в мире субъективного, в мире идей. Красота, как и любая гармония, оказывает удивительное влияние на нас». (кн.2 стр.52)
Тем самым Святослав Рерих указывает, что проекция духа художника производится через сердце и тогда он увидит глазами сердца, и очувствует сущее, сердцем.
«Таинственное влияние красоты на формирование человеческого характера признавалось только самыми передовыми умами нашей эпохи, точно также было и в прошлом». Так писал Святослав Рерих о взаимосвязи красоты и характера.
При этом отметим, что характер - это частичное выявление духа, а красота, несущая Божественный Свет, формирует сознание, и этим даёт возможность проявлению и накоплению качеств в кристалле духа человека.
Святослав Рерих многократно подчёркивает для нас значение красоты у великих, истинных и значительных творцов, стремящихся показать её в своём творчестве. Он отмечает: «Да просто невозможно перечислить все бесчисленные способы воздействия красоты на нашу жизнь. Незаметно входит она в наши сердца и воспламеняет новые, неведомые прежде огни».
«Она постоянно пребывает в нас, формируя наши мысли и поведение. Поиски красоты – это поиски эволюционных течений и сил. Утверждая себя в гармонии с этими течениями, человек становится действенной, позитивной силой в жизни».
Напомним, что гармония есть правильное и наилучшее сочетание частей с целым и между собою.
О взаимосвязи гармонии и красоты Святослав Рерих писал:
«Красота во всех ее проявлениях, как символ воплощенной гармонии, вливает в нас эти вибрации, побуждающие откликаться на высшие вибрации, на более возвышенные комбинации».
«Красота во всех ее проявлениях, как символ воплощенной гармонии, вливает в нас эти вибрации, побуждающие откликаться на высшие вибрации, на более возвышенные комбинации».
«Красота, подобно свету, рассеивает безобразные мысли; волны гармонии, которые она в нас пробуждает, даже если мы этого не осознаем, оказывают успокаивающее и положительное воздействие. Красота возрождает нашу душу; человек, стремящийся к высшей жизни, стремится к гармонии, к прекрасному».
Святослав Рерих отмечает, что художник привносит радость. Он имеет озарение разной степени выявления, и полнота испытания радости и возможности её передачи будут у мастера-художника. Святослав Рерих так раскрывает эту мысль:
«Замечательной общей характеристикой великих святых и мудрецов была та внутренняя радость, которую они испытывали. Эта радость рождается из счастья, а счастье рождается из осознания, внутреннего озарения, что это счастье истины и высшего причастия. Радость творческого усилия, та радость, которая волнует душу мастера-художника, когда он ощущает в ней первое движение великого произведения искусства. Когда огни гения освещают невидимые до того образы и гармонии звуков и цвета. Когда пред зачарованным взором души принимает свои таинственные очертания новое творение и вливает свою собственную, новую жизнь в наш собственный, внемлющий мир. Радость истины, озарения и творчества – это радость всех великих достижений и особенно достижения самореализации, развития своих творческих возможностей, потому что из всех достижений – это – самое величайшее».
Перейдём от обобщённой характеристики истинных и великих художников к оценке творчества самых великих художников по мнению Святослава Рериха:
«Великие художники оказывают глубочайшее влияние на нашу жизнь. Они направляют наше восприятие и вкусы, они пробуждают наше скрытое видение, они обогащают нашу внутреннюю жизнь. Только подумаешь о тех миллионах, на которые оказал влияние Леонардо да Винчи, и поймешь его слова о том, что достойный человек подобен Богу и заслуживает почитания не меньшего, чем любые священные статуи и образы».
«Великие художники оказывают глубочайшее влияние на нашу жизнь. Они направляют наше восприятие и вкусы, они пробуждают наше скрытое видение, они обогащают нашу внутреннюю жизнь. Только подумаешь о тех миллионах, на которые оказал влияние Леонардо да Винчи, и поймешь его слова о том, что достойный человек подобен Богу и заслуживает почитания не меньшего, чем любые священные статуи и образы».
Автопортрет Леонардо, картина «Мона Лиза»
В одной из радиопередач и в статье, посвящённой произведению Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Святослав Рерих отмечает о Леонардо да Винчи как о гении Ренессанса, одном из величайших художников, но и великом скульпторе, музыканте, архитекторе, исследователе естествознания и талантливом изобретателе. Родился Леонардо в 1452г, умер в 1519 голу. Автор отмечает, что Леонардо один из светочей того блистательного периода европейской истории 15 -16 веков, которые дали миру величайших художников. Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело. По мысли Святослава Рериха «они одни из некоторых достойных упоминания. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи».
«Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо и со своими загадочными взглядом, улыбкой оставалась до последнего вздоха с творцом на этом плане бытия. И мы знаем о наследии Леонардо, оставленном человечеству в виде 7000 страниц, покрытых его записями, чертежами, рисунками. В книге Святослава Рериха «Искусство и жизнь» есть прекрасные строки, посвящённые раскрытию особенностей творчества Леонардо да Винчи.