ДОРОГОЙ АПОКАЛИПСИСА
О безответных вопросах Иова к некому внешнему господину
Начала читать книгу "Старец Силуан" – об известном афонском подвижнике Силуане, скончавшемся в 1938г, и обратила внимание на типичный конфликт внутри его сознания - конфликт в духе Иова. Много дней в новоначальный период его подвижничества Старца Силуана обступали искушающие его помыслы, сомнения, которые были так сильны, что материализовывались в виде физических духов. Он буквально чувствовал себя поверженным, изнемогающим в адском пламени. И отчаянно молил Бога помочь ему.
Но помощи от Бога – не приходило.
И однажды силы Силуана иссякли, как иссякают они у любого, даже самого сильного человека, ибо ад никому собственными усилиями победить невозможно.
Когда же силы оставили Силуана, он сел в изнеможении на табурет и горько и отчаянно константировал сам себе, что до Бога домолиться, достучаться невозможно.
То есть он опытно РАЗОЧАРОВАЛСЯ В БОГЕ КАК В КАКОЙ-ТО ВНЕШНЕЙ, ВНЕ ЕГО ПРЕБЫВАЮЩЕЙ СИЛЕ.
И тогда он вдруг увидел физическим зреним Христа и почувствовал тихое и удивительное сияние внутри себя. Это продолжалось считанные секунды, но ад отступил и с такой силой не подступал больше никогда. А Старец Силуан опытно убедился в том, что ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС.
И такая метаморфоза происходила почти со всеми действительно ищущими Бога и Истину людьми, когда Бог рождался внутри них – только когда они осознавали свое полное бессилие в попытках склонить к себе Бога, полностью исчерпав ложные представления своего ума (рацио), представляющими Бога как некого внешнего господина, который делает за человека его дела, руководит его свободой, мыслями, чувствами и даже – руководит мучающими того бесами, насылая на него страдания. А Истина – и сопутствующий ей внутренний переворот – заключается в том, что "НЕ БОГ И НЕ САТАНА ОТВЕЧАЮТ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВСЕЛЕННОЙ", а "Я САМ ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЁ" – за то добро и то зло, которое от меня исходит. Это и есть ГЛУБОЧАЙШЕЕ СМИРЕНИЕ - отвечать за всё и НЕ СМИРЯТЬСЯ НИ С КАКИМИ ФОРМАМИ ЗЛА ни внутри себя, ни снаружи, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ИСХОДЯТ ОТ САМОГО БОГА (на самом деле – якобы Бога, то есть нашими ложными представлениями о природе Бога, так как подлинный Бог злу непричастен).
"ЛЮБОЕ ЗЛО, даже рядящееся в одежды религиозной праведности – НЕ ОТ БОГА", – вот что надо твёрдо усвоить, чтобы не страдать от мучительной раздвоенности и неспособности к действию и смелой мысли, смелому чувству. Тогда не будут опускаться руки в борьбе, так как станет понятно, что борешься не с ветряными мельницами, что борьба (ненасильственная), которая ПРОТИВ ЗЛА ЗА ДОБРО – имеет смысл, что Свобода – реальность.
НО ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ ПЕРЕЖИВЕТ ЭТОГО ОПЫТНО, он не поймёт этих мало чем наполненных для него слов, а просто поверить другому на́ слово ему трудно.
Те, кто поверил Христу на́ слово, пошли за Ним сразу.
А всем остальным пришлось претерпевать горчайшие муки, идя за Ним же, но трудной окольной дорогой, через тупик, погружение в собственный ад и внутренний апокалипсис.
Нас с детства учат тому, что за всё, что ни происходит, отвечает кто-то другой – Бог, родители, учителя, президент, сатана. А наш удел - простое послушание.
Наш же удел - не пассивность, а активная борьба за Мир во всем Мире.
Авторитарное мышление, которое просачивается в наше сознание с самых пеленок, подтачивает и искажает формирование личности. А таким мышлением заражены не только государства тиранического типа, но и демократические – вся планета в целом.
Из одной притчи:
"На улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: «Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?»
Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: «Я кое-что предпринял. Я создал тебя».
- Статьи и эссе Натальи Гвелесиани в разделе Литературоведение:
- статья Четвёртое измерение Марины Цветаевой
- эссе Умеем ли мы любить... Цветаеву?
- Не оправдывая, но понимая (об отношении М. Цветаевой к дочери Ирине)
- Поэт святитель Игнатий Брянчанинов
- ЗАЧЕМ НАМ ВСЁ СИЕ, ЕСЛИ МЫ ЛЮБВИ НЕ ИМЕЕМ? Новый Завет о природе Любви
статья в разделе Этика Единой религии