Еду в метро в театр, смотрю – в середине вагона сидят двое мужчин с птицами. Птицы большие, сидят на поводке, на перчатке, сидят спокойно и как-то величественно. Стала пробираться к ним поближе, хочу их рассмотреть – ведь не каждый день встречаешь таких пассажиров. Подошла, рассмотрела – это сокол и ушастая сова – красоты необыкновенной обе птицы. Захотелось узнать о них хоть чуть-чуть и, конечно сфотографировать. Спросила разрешения – в вагоне нельзя, ответили, но осталась надежда, что на станции разрешат. На выходе из вагона узнала, что соколу восемь лет, а живут они в неволе до 15 лет. Его вёз потомственный сокольник солидного возраста и вместе с ним молодой человек с ушастой красавицей совушкой, которой шесть лет. Они успели рассказать, что соколов существует до 500 видов, а сов до 800 видов. Оба хозяина птиц, почувствовав к себе такое внимание, с радостью и охотно делились знаниями о птицах и разрешили сделать снимок. В сердце поселилась радость от причастности к единству мира и красоты.
Этот огонёк радости вернул меня к дневниковым записям Н. К. Рериха, сделанных им во время Центрально-азиатской экспедиции, где он упоминает о традиции соколиной охоты в Китае, идущей из древних времён (книга «Сердце Азии») и оставшейся в этом народе в виде спорта (книга «Алтай – Гималаи», гл. VIII Такла-Макан – Карашар, 9 февраля 1926 г.), и о встрече с киргизами, напоминавшей картину из XII и XV века (гл. IX, Карашар – Джунгария. 26 апреля 1926 г.), и к его упоминанию о здоровом сокольстве, «которое может благотворно заполнять досуги» (ст. «Монсальват» сб. «Нерушимое») . Почему благотворно? Вероятно потому, что качества сокола – стремительность, зоркость, ясность взгляда – так важны для любого благого дела. При дрессировке сокола требуются любовь, терпение, равновесие, и развиваются тем самым лучшие качества самого хозяина птицы, и всё вознаграждается тесным общением с прирученной дикой птицей, постоянным восхищением красотой её полёта и мастерством охоты. Можно чему-то научиться и у самой птицы: «Подобно соколу, – пишет Н. К. Рерих, – устреми взгляд вдаль».Такой взор откроет «глубины небес», позволит увидеть и понять Красоту. «Подобно сокольскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: “Всегда готов”, – отмечает также Н. К. Рерих в статье «Монсальват».
Таисия Пугачёва
16 мая 2012 г., фото автора
Комментарии
Сокольство как спорт, предназначенный для развития целого набора качеств, берёт своё начало от охоты. Но охота соколиная была предназначена не только для для добычи пропитания, но и для подготовки воинов для особо искусных сражений.
Спорт или досуг, который подразумевается под сокольством по сути отличен от того представления, которое вкладывается в само понятие спорт. Современный спорт развивает в основном тело физическое и только в некоторых его видах, таких как шахматы или шашки, – умственные способности, интеллект. Сокольство же развивает все человеческие основы – тело, душу и дух. Тот, кто управляет соколом, должен был не только хорошо ориентироваться на природе с самой разнообразной и непредсказуемой местностью со всеразличной флорой и фауной, но и осуществлять длительные передвижения, уметь ориентироваться на местности. Это требовало не только предварительной физической тренировки, но именно само сокольство давало ту физическую закалку и тренировку, о которой мечтают многие участники искусственных видов спорта. Далее отметим и душевную тренировку, которая была связана с необходимостью войти в единство с соколом на протяжении многих лет. Сокол, птица чувственная и чуткая, требовал особенного настроя и, главное, равновесия, что не позволяло сокольничему входить в душевную расслабленность и тем более распущенность. И, наконец, многовековой опыт управления соколом показал, что он послушен энергетическому воздействию человека, но в первую очередь его мысли. И это главное в сокольстве. Человек, овладевший искусством управления соколом через свои мысли, не только таким образом дисциплинировал свои мысли и мышление, но приобретал способность передавать мысли на расстояние. Так Сокольничий становится вестником Новой эпохи – эпохи мысли, сокольство помогало ему в мысли и мышлении, но и само сокольство входило таким образом в будущее как интереснейшее упражнение для развития многих положительных качеств и мысли.