показать всё меню

Неожиданная встреча в метро

Еду в метро в театр, смотрю – в середине вагона сидят двое мужчин с птицами. Птицы большие, сидят на поводке, на перчатке, сидят спокойно и как-то величественно. Стала пробираться к ним поближе, хочу их рассмотреть – ведь не каждый день встречаешь таких пассажиров. Подошла, рассмотрела – это сокол и ушастая сова – красоты необыкновенной обе птицы. Захотелось узнать о них хоть чуть-чуть и, конечно сфотографировать. Спросила разрешения – в вагоне нельзя, ответили, но осталась надежда, что на станции разрешат. На выходе из вагона узнала, что соколу восемь лет, а живут они в неволе до 15 лет. Его вёз потомственный сокольник солидного возраста и вместе с ним молодой человек с ушастой красавицей совушкой, которой шесть лет. Они успели рассказать, что соколов существует до 500 видов, а сов до 800 видов. Оба хозяина птиц, почувствовав к себе такое внимание, с радостью и охотно делились знаниями о птицах и разрешили сделать снимок. В сердце поселилась радость от причастности к единству мира и красоты.

Этот огонёк радости вернул меня к дневниковым записям Н. К. Рериха, сделанных им во время Центрально-азиатской экспедиции, где он упоминает о традиции соколиной охоты в Китае, идущей из древних времён (книга «Сердце Азии») и оставшейся в этом народе в виде спорта (книга «Алтай – Гималаи», гл. VIII Такла-Макан – Карашар, 9 февраля 1926 г.), и о встрече с киргизами, напоминавшей картину из XII и XV века (гл. IX, Карашар – Джунгария. 26 апреля 1926 г.), и к его упоминанию о здоровом сокольстве, «которое может благотворно заполнять досуги» (ст. «Монсальват» сб. «Нерушимое») . Почему благотворно? Вероятно потому, что качества сокола – стремительность, зоркость, ясность взгляда – так важны для любого благого дела. При дрессировке сокола требуются любовь, терпение, равновесие, и развиваются тем самым лучшие качества самого хозяина птицы, и всё вознаграждается тесным общением с прирученной дикой птицей, постоянным восхищением красотой её полёта и мастерством охоты. Можно чему-то научиться и у самой птицы: «Подобно соколу, – пишет Н. К. Рерих, – устреми взгляд вдаль».Такой взор откроет «глубины небес», позволит увидеть и понять Красоту. «Подобно сокольскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: “Всегда готов”, – отмечает также Н. К. Рерих в статье «Монсальват».

Таисия Пугачёва
16 мая 2012 г., фото автора

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментарии

Альберт Ксеньевский (27.06.2012 12:47)


Сокольство как спорт, предназначенный для развития целого набора качеств, берёт своё начало от охоты. Но охота соколиная была предназначена не только для для добычи пропитания, но и для подготовки воинов для особо искусных сражений.

Спорт или досуг, который подразумевается под сокольством по сути отличен от того представления, которое вкладывается в само понятие спорт. Современный спорт развивает в основном тело физическое и только в некоторых его видах, таких как шахматы или шашки, – умственные способности, интеллект. Сокольство же развивает все человеческие основы – тело, душу и дух. Тот, кто управляет соколом, должен был не только хорошо ориентироваться на природе с самой разнообразной и непредсказуемой местностью со всеразличной флорой и фауной, но и осуществлять длительные передвижения, уметь ориентироваться на местности. Это требовало не только предварительной физической тренировки, но именно само сокольство давало ту физическую закалку и тренировку, о которой мечтают многие участники искусственных видов спорта. Далее отметим и душевную тренировку, которая была связана с необходимостью войти в единство с соколом на протяжении многих лет. Сокол, птица чувственная и чуткая, требовал особенного настроя и, главное, равновесия, что не позволяло сокольничему входить в душевную расслабленность и тем более распущенность. И, наконец, многовековой опыт управления соколом показал, что он послушен энергетическому воздействию человека, но в первую очередь его мысли. И это главное в сокольстве. Человек, овладевший искусством управления соколом через свои мысли, не только таким образом дисциплинировал свои мысли и мышление, но приобретал способность передавать мысли на расстояние. Так Сокольничий становится вестником Новой эпохи – эпохи мысли, сокольство помогало ему в мысли и мышлении, но и само сокольство входило таким образом в будущее как интереснейшее упражнение для развития многих положительных качеств и мысли.


Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.