Перед нами репродукция с произведения Н. К. Рериха "Святой Франциск". Произведение создано в 1932 году, это холст, темпера, оригинал находится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, США.
Картина посвящена Франциску Ассизскому, ставшему символом святости среди европейских народов, признанному наиболее ярким святым христианского мира, особо почитаемому в католическом мире. Жизненный путь земного воплощения Франциска Ассизского продолжался 44 года, с 1182 по 1226 гг. в Италии.
На переднем плане произведения Н.К. Рериха мы видим изображение Св. Франциска в полный рост в монашеском одеянии, на скале, в состоянии внутреннего созерцания благословляющего птиц. Нимб над головой святого, достигшего Высокого духовного достижения, говорит о высоком состоянии светимости духа. Все сочетания цветов этой прекрасно составленной композиции подчёркивают особое состояние Св. Франциска.
В "Листах дневника" Н.К. Рериха том 3 в статье "Булгаков" от 24 июня 1946 г. читаем: «Св. Сергий левое крыло диптиха - для цветного стекла. Правое крыло – "Франциск" – в Брюгге"
Находим в письме у С. Н. Рериха к П. Ф. Беликову от 26 апреля 1965 г." Я лично всегда любил эту картину Николая Константиновича и считаю её крупным произведением. "Св. Франциск" – это парная картина к "Св. Сергию"... У меня в Бангалоре небольшой этюд. У меня также этюд к "Св. Сергию". Три картины писал вместе Николай Константинович:1)"Мадонна Орифламма", 2)"Св. Сергий" и 3)"Св. Франциск". Это была прекрасная сюита".
Для этого диптиха были избраны образы Святых, предназначенных всему человечеству.
Мы рассматриваем часть диптиха, посвящённую Св. Франциску. Мы видим образ значительный по своему духовному наполнению.
Св. Франциск на рубеже ХII-XIII веков основал братство миноритов (меньших братьев или братцев), составил "Древнейший Устав" – клятву по отношению к вопросам духовности, возлагающий обет бедности, предусматривающий сдержанность, дисциплину; обет целомудрия, предусматривающий самообладание; обет послушания с контролем мыслей и чувств. После преобразования братства в Орден Францисканцев, он уже насчитывал тысячи приверженцев своих идей. Франциск проповедовал также в Испании, Франции и по возвращении уходит от руководства орденом, так как орден превратился в образование со смягчённым уставом и притом дух стяжательства глубоко проник в орден.
Последние годы из своих 44 лет, Св. Франциск провёл в молитве на горе Альверно (Апеннины), где явился по преданию ему ангел. Именно тогда проявились стигматы на руках и ногах. Возможно в последние годы жизни Св. Франциск и запечатлён Н.К. Рерихом, так как на руках и ногах отмечены стигматы – огненные знаки, появляющиеся при высоких и сильных огненных явлениях.
На картине Н. К. Рериха "Св. Франциск" мы видим лицо Святого и всю фигуру в состоянии молитвенного сосредоточения, в момент внутреннего созерцания, одеяние очень гармонично на нём, босиком (обет бедности). Потоки света от Франциска подчёркивают его святость.
Нимб золотистого цвета показывает особого насыщения волны свечения. Он как бы соединяет Землю и Небо. Нимб золотистый касается небесного насыщенного цвета по концентрации огня как бы переходящего в тайну, а серые облака проходят как бы очищение от загрязнённых мыслей человечества, касаясь высокого духа.
В руке Франциск держит белого голубя. Белый цвет – символ святости, символ чистоты. Уютно чувствует голубь в руке Святого. Левая рука Франциска в знаке, благословляющем гнездо птиц.
В сб. "Держава Света" за два года до написания этой картины Н. К. Рерих отмечает: "Когда я буду писать Св. Франциска пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц", "образом Св. Франциска я восхищался при моём паломничестве по святыням Италии", "самый бессмертный и светоносный в существе своего духа Св. Франциск....притягательный для взрослых так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно он мог беседовать и обратить волка ко благу. На его руке птицы чувствовали безопасность". Великие подвижники обладали особым сердечным языком общим для царств природы, понятным и птицам, и зверям.
Мы обращаемся к статье Н. К. Рериха "Любовь Непобедимая", где необыкновенные строки по значимости о Св. Франциске создают его образ в рукописи.
"В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своем высшем духовозношении. Он приближался к Вышнему.
В необычной мощи сознания. Он сливался с Господом.
Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая единственно может привести к действительной любви.
Для Него любовь была не отвлеченность, но насущное питание Его духа.
И ещё одно замечательное качество освящает нам Облик Святого Франциска. Он никогда не осуждал.
Если некоторые Его действия были объяснены последователями как возмущение против несовершенных нравов Его современников, то и эти действия были так утончены и так были полны благостными знаками, что само возмущение возносилось на тех же самых крыльях всепобеждающей любви.
Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему — в неустанном действии и в неосуждении.
В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же так легко достигается..."
В рассматриваемом произведении Н. К. Рериха мы видим образ Св. Франциска и за ним две горы с вершинами, все расположены на одной линии, сам Франциск как бы первый в ряду. В нем чувствуется мощь духа и утончённость. Горы как символ столпов Учителей Твердыни, подчёркивающие связь с Братством истинным. И сине-голубые бархатные оттенки гор, ствола дерева, как бы осенённые небесным звучанием, усиливают особое состояние значимости композиции. И сами формы горы с заострёнными вершинами напоминают вид шлемов.
За Франциском строения неприступной обители, строения без крестов, напоминающие Обитель Братства. Возможно, это и есть Обитель Братства в Шамбале, и этим подчёркивается особое значение Франциска. Труден путь Великих Учителей.
У Н. К. Рериха в статье "Любовь непобедимая" находим строки: "Перуджино, Джотто, Зурбаран, Коста, Мурильо, Скиавоне, Рибера, Флиппино, Липпи, Ганс Фриз, Маргаритоне, Сассетта, Тадео Гадди, Виварини, Моретто да Брешиа, Чимабуэ... Кто же мог собрать и духовно объединить этих разнообразных и даже противоположных Мастеров? Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования".
Святой Францизск – Великий Учитель!
Елена Чеглакова. Декабрь 2014 г.