Перед нами произведение Н.К. Рериха (1874-1947 гг.) «Сергий строитель».
Картина Н. К. Рериха «Сергий строитель» посвящена великому святому Земли Русской – Сергию Радонежскому (1314-1392 гг.). Произведение создано в 1924 г., холст, темпера, оригинал – в Музее имени Н. К. Рериха в Москве.
В статье «Пир-Панджал» в путевых дневниках, которые вошли в сборник «Алтай-Гималаи» (1925 г.), Н. К. Рерих комментирует это произведение, которое входит в серию «Знамёна Востока», словами: «"Сергий строитель" – самосильно работает». Строить миры пришёл Святой Сергий, провести духовную составляющую в земной план, в земные построения.
Серия «Знамёна Востока» посвящена деятелям Нового Мира, Учителям, Вождям.
В этом произведении Н. К. Рериха мы видим инока, уверенно работающего топором, Святой Сергий в зимнем лесу в особом состоянии труда. Труд с любовью ко всему окружающему миру. Казалось бы, зима, мороз, но его согревает внутренний огонь.
С любовью к Святому выполнено это произведение Н. К. Рерихом. Простое, проникновенное, оно имеет, как и все работы Рериха, глубокий символический смысл.
Картина в бело-голубых тонах – небесных и чистых. Картина наполнена цветом, созвучным ясности и нравственной чистоте Сергия. Нравственная чистота, характерная для Его данного воплощения на Земле, чистота незапятнанная – для более полного проявления духа здесь.
В статье «По лицу Земли» 1935 года в сборнике «Нерушимое» Н. К. Рерих пишет, что «Такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения». Труд в Учении Сергия играл огромную роль. Сколько раз приходилось Святому Сергию начинать всё сначала. Вся его жизнь – это огромное испытание, которое преодолевалось в величайшей жертве для Руси, Родины, всего человечества, Мироздания. Это говорит о крепости человеческого духа.
Возможно, Он вновь закладывает основы общинножития, начиная с малого, со своей малой келейки и по созвучию к огню его сердца притянутся и будущие ученики и будущие последователи, которые основали в дальнейшем большое количество монастырей-общинножитий, ставших культурными и духовными центрами того времени.
На картине в зимнем наряде – прекрасная русская природа. Исследователи сообщают, что Н. К. Рерих изображает подмосковное место под названием «Маковец». Место с возвышенностями недалеко от речки Кончуры, недалеко от Радонежа. И на картине Н. К. Рериха мы видим речку вдали, вьющуюся между холмами. Впоследствии на этом месте и возникнет Троицкий Собор, как основа Троице-Сергиевой Лавры. Живописны склоны высоких холмов этого особого местечка, кажется, что они переходят в таинственные горы духа человеческого.
Н. К. Рерих иногда видоизменял вид местности, изменял размеры воспроизводимых строений. У него присутствовало наслоение тонкого плана в произведениях – как было или как должно быть… Н. К. Рерих устремлялся к высотам во все годы своего творчества, даже в изображении равнины, находил способы выражения к возвышению.
На картине мы видим около Сергия стволы деревьев, устремлённых ввысь к Небесам. Природа в единстве с человеком, всё в гармонии своих составных частей. Н. К. Рерих собрал в своей композиции всё воедино, чтобы показать, как прекрасен мир, труд, общение человека с природой и природы с человеком – общение Великого Строителя Земли Русской. В левом углу изображён медведь, наблюдающий за трудом человека, дружелюбный медведь. Медведь очень гармонично вписан, он как часть природы. Рерих показывает совместное проживание человека и животного царства. Особое состояние добра и любви, исходящее от Сергия не давало повода зверю свирепствовать, хотя зимою медведю и голодно. Старший брат делился с младшим всем, чем мог. Великие Учителя жили в общении с животным царством, с братьями меньшими.
Тёплым огоньком, почти светится срубленная Сергием часовенка. На возвышении она, на особом месте, выбранном Сергием, провидцем Земли Русской. Это особое в энергетическом плане место, созвучное Сергию. За часовенкой бегущие линии заснеженных холмов. Всё освещено зимними солнечными лучам, подчёркивающими простор для действий. Заснеженные ёлочки – немые верные свидетели труда Сергия. Вдали сине-голубой, заснеженный, такой же, как и горы, лес со своими препятствиями и испытаниями.
Н.К. Рерих создавал это произведение в суровые годы для страны – в период её восстановления и начала развития. Страна была измучена войнами, междоусобицами.
Н.К. Рерих в 1924 году в Индии свершает научные экспедиции по Сиккиму, Бутану. В сентябре уезжает из Даржилинга и в течение трёх месяцев посещает 12 городов в разных странах и континентах. Но мысли его о Родине.
В мечтах о новой жизни лучшие представители Руси, знающие провидцы призывали Великого Заступника Земли Русской, чтобы Он снова Дал надежду и Укрепил дух народа. Великий Сергий, Заступник Земли Русской, «Сергий строитель" – самосильно работает».
Елена Чеглакова, 2012 г.
О СВЯТОМ ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ
на сайте "Культуру в жизнь":
- Книга "Знамя Преподобного Сергия Радонежского", 1934 скачать>>>
- Аудиозаписи к 700-летию Сергия Радонежского
- МОСТ СЛАВЫ – размышление Елены Чеглаковой о картине Н.К. Рериха
- Образ Преподобного Сергия в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Данилова Т. Л.
О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":
- Рерих – Светоч мира Олег Чеглаков
- Посвящение Рериху Олег Чеглаков
- Ко Дню рождения Николая Константиновича Рериха
- Философия Рериха (ко Дню памяти Н.К.Рериха) Олег Чеглаков
- Философия Н. К. Рериха Олег Чеглаков (из кн. Обнажённость или загадочность)
- Николай Константинович Рерих Татьяна Данилова
- Способность видеть Жанна Каитова
- Посвящение Н. К. Рериху в разделе Рериховский клуб
- Памятник Н. К. Рериху