показать всё меню

Размышления по картине Н. К. Рериха "Святой Сергий Радонежский"

Перед нами произведение Н. К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» созданное в 1932 г., это холст, темпера. В 1931 г. был создан эскиз по этой теме, несколько отличающийся по наполнению.

На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.

30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает А. Хейдоку, одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар» (сб. «Листы Дневника», т.3). Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.

Святой Сергий – всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена. Всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, объединению. Он был духовным объединителем Руси. Святой Сергий – великий провидец земли русской, видел великое будущее страны.

Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.

Н. Рерих в статье «Битва» 24 августа 1944 года сообщает: «Одна оборона бессильна, значит приходилось наступать и действовать. … Напутствие Сергия Дмитрию Донскому: «Если испытали все мирные средства – тогда сразись и победишь».

Татаро-монгольская Орда ко времени битвы находилась в состоянии разложения и уже не давала возможности развития народам. Орда была к этому времени уже олицетворением зла, а Русь, поднимаемая Св. Сергием, – как олицетворение Света. Сергий был неумолимым врагом княжеских междоусобиц, препятствующих собиранию народных сил. Сергий был духовным вдохновителем Куликовской битвы.

Мы видим на картине Н. К. Рериха высокую статную фигуру Святого Сергия крепости неимоверной – олицетворение силы и мощи. Всё в нём ладно, гармонично. Одежды подчёркивают достоинство и благородство. Нимб святого – знак высокого духовного посвящения. Облик широкий, сияющий, мощный. Волевые черты лица чёткие, прямые. Черты лица как бы высечены, твёрдости непоколебимой. Лик старца мудрого – величественный. Всё говорит о высоком внутреннем состоянии, о высокой концентрации энергии водителя Земли Русской.

Святой Сергий держит в руках прекрасный храм – прообраз храма для духа человеческого и напутствует войска. Храм как сердце Родины, которая нуждается в защите. Храм покоится на пелене (которая закрывает священные предметы между службами), или на плате – как символе женского начала, со знаком триединности – символе знака Великого Учителя.

Святой Сергий напутствует войска своей сердечной молитвой. Храм и знак триединства, ткань с кантом голубого, небесного цвета встречается на иконах 17 века, посвящённых Сергию. Всё это тоже подчёркивает его высокое положение, силу и мощь. Всем этим Н. К. Рерих усиливает значение Сергия.

Мы видим в верхней части Всевидящее Око, оно встречается на ранних русских иконах. Проникновенное Всевидящее Око. Одну из таких икон разбирает в своём произведении Павел Флоренский.

Всевидящее Око – как глаз Архитектора вселенной из Тайны, несказуемой, непознаваемой, Высшей, неземной Тайны. Непознаваемой – потому выделено сгущением цвета. Может быть, это взгляд всей Иерархии системы Учителей.

Небо синевы необыкновенной, высокой концентрации Помощь Небесная.
Вокруг всё осияно духовным светом Сергия – это символизируется жёлтым, и даже идёт процесс очищения грязно-серых потоков облаков, окутывающих землю мыслями, не подобающими человечеству: раздражения, невежества, злобы.

Светло-жёлтый цвет как бы подчёркивает тон нимба Сергия и насыщенный цвет нимба Христа Спасителя. Икона Христа Спасителя рядом с Сергием, показывает преемственность и усиление действий.

От Сергия исходит благодать, концентрация Праны высокой.

Холм жизнеутверждающего цвета – не серый, не чёрный. У подножия за Сергием – шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской под красными знамёнами, цвета творчества, так необходимого человечеству в мире и согласии. Строй, ритм идущих тоже дают ощущение концентрации силы и мощи.

Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой Лавры, основанной Отцом Сергием. Видим Собор и звонницу за мощными стенами. Чудесно и гармонично сочетаются краски: синие, розовые, жёлтые, зелёные, голубые. Вместе они созвучат давая ощущение радости, чистоты и святости. Очертания строений как бы повторяют очертания двух волн гор – синей волны, голубой волны. Горы – как символ Небесной Обители Света, отражённой в земном, и как символ восхождения духа к этой обители в борении, устремлении, и прообраз на Земле. Это как бы обереги земные, небесные проводимые Сергием и через Христа Спасителя.

В год создания этого произведения Н. К. Рерих в Индийском городе Наггаре, в долине Кулу, занимается научной работой в институте «Урусвати», организует экспедиции местного масштаба, работает по продвижению Пакта Рериха и ежедневно несколько часов проводит за мольбертом.

Н.К. Рерих через всю жизнь проносит любовь к Святому Сергию.

Елена Чеглакова

Статьи Н. К. Рериха
 

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.