показать всё меню

Размышления по картине «Мадонна Орифламма» и гимну-воззванию «Владычица Знамени Мира» Н. К. Рериха

Картина Н. К. Рериха «Мадонна Орифламма» создана на холсте темперой в 1932 году. Оригинал находится в Музее Николая Рериха в Нью Йорке. По поводу этого произведения Н. К. Рерих сообщает в письме 13 февраля 1932 года из Индии барону М. А. Таубе – юристу, председателю Французского комитета Пакта Рериха, по отцовской линии двоюродному брату: «Посылаю Вам ещё снимок Св. Владычицы Знамени – Мадонны Орифламмы. К сожалению, без фильтра отношение красок не удалось, и Вы можете судить об общем расположении картины. Лиловое одеяние Богоматери тоже не вышло как следует».

В письме мадам де Во Фалипо – председателю Европейского центра Рериха в Париже и Французского рериховского общества Н. К. Рерих сообщает: «Вы уже знаете о том, что 29 мая (1932 г.) мною спешно послано 18 картин, с «Мадонной Орифламмой» во главе, в г. Брюгге».
В письме барону Таубе 14 июня 1932 года Н. К. Рерих пишет: «Среди посланных 18-ти картин имеется группа, так сказать, католическая, а затем группа, принадлежащая нашей экспедиции в Центральную Азию и Тибет». А в письме от 9 июня: «Впрочем, мадам де Во писала нам, что «Мадонна» будет председательствовать на выставке». Выставка проходила в Бельгийском городе Брюгге на Второй международной конференции в августе 1932 года.

Мадонна (итал.) – Богоматерь, Дева Мария, Богородица. Мадонна – Высокое женское начало. Мы видим на репродукции величественный облик Высокого женского начала, как символ Божественного проявления по своему существу в проявленном, видимом и невидимом мире. Золотистый нимб – свидетельство высокой духовности, подтверждает это. Нимб (лат.) – облако свечения вокруг головы – символ святости божественной. В этом произведении мы видим один из аспектов Матери Мира в необходимом для человечества проявлении в данное время.

Художник, творец, проникающий в Высокие сферы Бытия, каким был Н.К. Рерих, передаёт нам свои тонко воспринимаемые впечатления. И мы, принимая этот дар творца, испытываем радость.

Мадонна в прекрасном лиловом одеянии, Лиловый цвет – это тонкая градация фиолетового цвета, отражающего высокие сферы Бытия. В руках Мадонны Знамя Мира со знаком Мира, знаком триединства. Н. К. Рерих подчёркивает, что Знамя Дано именно от Великих Учителей, Владеющих Высшими лучами из Мира Беспредельного. Знамя Великого Учителя – это образ, идея только эволюционного плана. Главное понять этот эволюционный план, и не смешивать идеи высокие с низкими, тёмными, которые быстро примешиваются к идеям высоким и уже не от лица Истины ведут к искажёнию действия.

В 1932 году Н. К. Рерих написал гимн-воззвание, молитву-обращение Мадонне Орифламме «Владычица червонно-пламенная! Владычица Знамени Мира!», то есть владеющая Знаменем Мира. (читать гимн-воззвание)

Картина называется «Мадонна Орифламма». Орифламма – французское слово. Н. К. Рерих по-новому раскрывает значение слова через своё живописное произведение. Ори – от латинского aurum – золото. Фламма от латинского – пламя. Речь идёт о золоте как символе высшей духовности, как символе излучений Божественного Солнца, Божественного Источника особой чистоты высших энергий. Речь идёт о золоте высшей пробы – червонном золоте с красноватым оттенком, дающим пламя. Пламя чистого Огня. Червонное золото, дающее сияние, переходящее в пламя. Пламенеющий чистый огонь средоточия сердец человеческих планеты в самой устремлённой части его созвучен с Иерархией Великих Учителей.

На Знамени на белом фоне (а белый фон мы воспринимаем как символ высшего синтеза) в круге три соединённые амарантовые Сферы, как символ Вечности, Единства – так указывает Н. К. Рерих в статье «Знамя Мира», написанной в марте 1930 года в Нью Йорке. Знамя Мира – отличительный флаг Пакта охраны культурных ценностей. Амарант (греч.) – неумирающий. Цвет знака Знамени Мира можно охарактеризовать и как пурпурный (лат. – ярко красный с фиолетовым отливом) с внутренним свечением. Пурпурный цвет – цвет мужества. Знак Знамени Мира – как символ единства прошлого, настоящего, будущего в круге Вечности. Он же – символ единства науки, искусства, религии в круге Культуры, выражающей синтез.

Символ Знамени Мира проводится через женское начало в период перехода в Новую Эпоху, которая началась в 1936 году с определёнными космическими изменениями. Великие всё предвидят и дают Знания. Именно Высокое женское начало – утончённое и оттого возвышающее всё вокруг, может быть проводником знака сохранения Сокровищ, то есть Высших духовных и вечных сокровищ. Сокровища находятся в Высшей Обители, в ларце Матери Мира. Они предназначены для человечества, в том числе Земли. Надо только уметь пользоваться Сокровищами и хранить их.

На картине мы видим слегка склонённую голову Мадонны к человечеству. На краях полотна Знамени Мира отблески зеленоватого оттенка, а возможно это изумрудный (зелёный с внутренним свечением). Такого же оттенка цвета и Ларец и Пьедестал Мадонны. Время, как и репродукция меняет соотношение цветов. Мы знаем, что зелёный цвет символ Земли, планеты Земля. Каждый новый годовой цикл планеты начинается с зелёного цвета весны. Идёт зарождение нового из прошлого огненным соединением с новым Божественным потоком. И этим идёт обновление формы и содержания на планете. И только вечно-зелёные растения напоминают о постоянстве этого процесса.

Вернёмся к обращению Н. К. Рериха:

«Владычица червонно-пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь
Знамя поднять, знак созиданья народам?«

Это Знамя Н. К. Рерих называет Знаком созидания, данный народам, то есть Знаком, который должен продвинуть народы к созиданию, творению. И именно Владычица Знамени Мира, Мадонна Орифламма придёт помочь народам.

«Бурно море и губительны вихри»,– Рерих говорит о море пространства жизни с губительными вихревыми потоками

Далее у Н. К. Рериха:«но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о Священном Хранении Духа».

Если Мадонна поднимет Знамя, Она этим наполнит сердце людское памятованием сознания о священном Хранении Духа. Не может быть человек бездуховным, ибо человек есть дух. Необходимо священное хранение духа. Хранить дух надо человеку в себе. И именно сердце – средоточие проявления для духа.

«Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак», – обращается Н. К. Рерих. Действительно, есть Сроки Космические, и Высшие знают, что нельзя отложить именно этот Знак. Впереди Новая Эпоха, новые энергии, эпоха космических изменений. Планета Земля в тесной связи со всем Мирозданием. Человечество должно принять этот Знак в своё сознание.

Далее, в обращении к Мадонне:

«Ведь Ты знаешь,
сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты
все поношения самого лучшего, самого нужного людям».

И мы понимаем: разрушения накоплений великих даже неосознанными действиями унижают землю, так как планета Земля по совокупности имеет много достижений.

Далее у Н. К. Рериха: «Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь». Действительно человечество как стадо идущих в указанном направлении не осознаёт опасности всех этих разрушений и поношений. И Николай Константинович подчёркивает, что именно Мадонна – Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимет и этим поможет действовать правильно.

«И ветры нагорные всюду Приказ понесут Твой:
сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра».

Н. К. Рерих говорит о ветрах нагорных, о ветрах поверх всех высот земных, которые Приказ Мадонны понесут: соединить Миры всего Мироздания, сохранить, строить, складывать Светлое завтра. Знамя призывает к этому объединению в круге своём как символе, устремляющем в будущее, к совершенству через проявление Культуры, устремляет к Высшему, целому, Единому.

Н. К. Рерих отмечает: «Твой пламень Червонный тьму разгоняет», – настолько сильно горение Огня Высшего, что тьму разгоняет.

«Дыханье Твоё исцеляет все раны, и Рука, твоя разве не строит,
легко прикасаясь к созидательным камням творенья?»

Рука – Луч Учителя Высочайшего, легко прикасаясь, уже строит этим, соединяет.

«Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной», – мы понимаем, что мощь – это сконцентрированная сила из Беспредельного Источника.

Далее у Н. К. Рериха:

«Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе
разрушение и уничтоженье прекрасных начал. Ты
не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения
и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь
народам Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ!»

И мы понимаем, что этот Знак, данный через Рериха, – действительно «Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утвержденья и Света».

На репродукции мы видим: чёткие, ясные линии лица Мадонны. Тонкие дуги бровей, линия носа, немного миндалевидной формы глаза. Всё говорит о красоте, гармонии. Опущены веки – так сильна энергия глаз. Мадонна щадит человечество, сострадает ему. Овал лица, и подбородка мягко, но чётко очерчены и говорят о доброте и в то же время о твёрдости духа. Такой овал лица – символ женственности. Женщина должна быть добра и в то же время тверда духом. Головной убор полон символики. Отметим Знак триединости и треугольник под чертой – символ Братства. Прекрасное лиловое одеяние имеет более тёмную кайму, которая как бы уходит в свиток материи, на котором сидит Мадонна. Свиток – ткань с лиловыми бликами, ткань из «пряжи Матери Мира». Мы отмечаем более тёмную кайму у шеи Мадонны, и эта более тёмная кайма одеяния как бы говорит о тайне для человечества, о Несказуемом в Мироздании, в Иерархии Учителей. Мадонна – в Обители Света. За спиной Матери Мира – растительный орнамент, символ жизни. Это Мир Высший, Мир Огненный, особый Мир. И видны просторы небесного голубого пространства, глубины Беспредельной с золотистым цветом духовности Божественного Солнца. Сказочные города, строения за Мадонной готовы к проявлению. Они свидетельствуют о красоте и гармонии. Города – как связь прошлого с будущим.

Елена Чеглакова

Статьи Н. К. Рериха
 

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":

Размышления по картинам Н. К. Рериха:

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.