показать всё меню

РЕРИХ – СВЕТОЧ МИРА

Человечеству трудно, человечество ждёт спасения. Кто-то ждёт помощи извне, чудесным образом. Кто-то надеется только на собственные силы. Кто-то знает, что помощь высшая требуется непременно, и она есть, но необходимо приложить огромные усилия во всём своём напряжении. Последние уже действуют, но их мало. Они – светочи, служители Света, так как думают об Общем Благе. Нелегко приходится этим служителям, ибо несут они обновление жизни.

Новое всегда с превеликим трудом пробивает себе путь. Именно потому так много у Светочей врагов. Враги же действуют хитро и изобретательно. Не всегда люди, даже более или менее подготовленные, распознают ловко расставленные капканы и сети, не говоря уже о простом обывателе.

Научились враги улучшения жизни прятаться под разными масками-личинами, говорить «правильные» слова, выступать от имени самых уважаемых организаций и учреждений, иметь внешне благопристойный вид. Самое же поразительное в том, что тактика врагов совершенствования жизни заключается в обвинении служителей Света в тех деяниях, которыми только они сами и занимаются. Их задача сеять смуту, ложь и клевету. У них свое правило: «Клевещите, клевещите, всегда что-нибудь, да останется»(1). Это и есть испытания. Через них прошли все служители Света.

Можем ли мы назвать пример беззаветного служения людям, когда заранее уже будет известно и яростное сопротивление врагов и перенапряжение сил при этом, и множество лишений, и тем не менее это будет пример проявления подвига бесстрашия и самопожертвования, принесённого во имя Общего Блага? Санкт-Петербург по праву может гордиться такими Светочами, жившими и творившими в нём. Некоторые из них прямые его уроженцы.

Одним из самых ярких Светочей рубежа XIX-XX веков является Николай Константинович Рерих. О нём написано уже сотни статей, очерков, научных трудов. С его биографией можно познакомиться по многим источникам, но «Держава Рериха», по словам Л. Андреева, по-прежнему требует всё более полного и углублённого изучения. Велик и многообразен его вклад в эволюцию человечества. А этот критерий наиважнейший. Собственно по нему и должна даваться общая оценка творцу.

К сожалению, человечество не всегда ещё готово объективно и непредвзято оценивать ближайших по времени подвижников. Очень часто на объективную оценку накладывают отпечаток политические соображения и сиюминутные пристрастия. Возможно, вопрос должен быть задан и более прямо. Что же конкретно сделал, создал или сотворил Н.К.Рерих, чтобы мы с гордостью сказали бы: «Мы жители города, в котором жил Н. К. Рерих!»? Писателей и поэтов: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского – в России, да и, пожалуй, во многих странах мира знает каждый грамотный человек. Также некоторых художников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. К. Айвазовского – в России назовут почти все. Имя Рериха знакомо далеко не всем, хотя, возможно, большинству. С его художественным творчеством знакомы далеко не все, слышавшие имя творца. Подавляющая часть людей, которым известна его живопись, представляет Рериха только в образе художника.

Оценка его творчества также разнообразна. Нет статистики по этому вопросу, но у многих, видевших его картины, преобладает восхищение. Безусловно, есть и те, кто остался равнодушным. Немало и тех, кто не воспринял его живописи должным образом, а потому ничего положительного не может сказать по этому поводу, но у них есть желание понять и принять творчество художника в будущем. Имеются и такие «ценители», которые приходят в неистовство при соприкосновении с его работами.

Н. К. Рерих – это огромный мир мыслей. Мир, наполненный красотой, масштабы которой уходят далеко за пределы человеческого воображения. Каждая его картина насыщена Светом незримым, исходящим от Огня, который как Магнит даёт развитие тому, кто сознательно подходит к восприятию его образов. Именно сознательное соприкосновение с творчеством целительно. Целительность эта не пустой звук или фраза. Она проистекает, во-первых – от силы воздействия привнесённых и запечатлённых мощных энергий творчества на картинах, во-вторых – от особого сочетания цвета, воздействие которого особо благостно для человека, и формы, которые вместе создают, при направленности четкой мысли, необходимую композицию. Объединяющим началом в построении композиции является мысль.

Именно Н. К. Рерих одним из первых провозгласил наступление эпохи мысли. «Творческая мысль была тем аккумулятором высоких энергий, которые питают все соки жизни. Высокие энергии творчества являются тем великим жизнедателем, вечно искомым людьми» (2) . «Мысль как тончайшая энергия является основою Тонкого Мира, и добрая мысль есть крепчайшая творческая сила. Там всё творится мыслью, и мыслью же разрушается. И земные мысли имеют такое же назначение, потому что можно себе представить, как важно посылать в пространство мысли созидательные и прекрасные» (3).

Только мысль, как самая тончайшая энергия, может объединять и наилучшим образом сочетать части Единого и Целого между собою и с самим Целым. Тот, кто входит в поток мыслей, устремленных к Целому, непременно приходит в гармонию и равновесие, то есть к целому уже и в самом себе. Происходит процесс целения. Мысли Н. К. Рериха, все, без исключения, устремлены к Высшему и лучшему и являются своего рода непрестанной молитвой Земли Небу.

Очень многие люди, мучимые множеством болезней, ищут исцеления. Им, несчастным и больным, часто дают ту «соломинку», вместе с которой они и идут ко дну. Как же до сих пор не понять людям простую истину, что целительной силой обладает только тот, кто привносит красоту, и образ жизни которого соответствует этой красоте, ведущей к совершенствованию! Существует еще одно непременное условие: эта красота должна быть воспринята сознательно. Мысли при соприкосновении с ней должны быть не о собственном спасении, а о спасении других, себе подобных, дальних и ближних. «Пусть будет Миру хорошо!» – любил повторять Н. К. Рерих.

Каждая его картина насыщена целительной силой, является источником оздоровления. В них заключена и этика. Эта этика живая, так как по мысли Н. К. Рериха она отражает ту нравственность, которая является следствием исполнения законов. Причем законов не условных, написанных в угоду кому-либо или чему-либо, а вечных и нерушимых, присутствующих во всем космосе.

В первую очередь, это – Любовь, ибо она в действительности является не только чувством, но и качеством, и законом. Любовью скреплён и сложен весь Космос, иначе он пришел бы в полное несоответствие и хаос. Любовью дышит и вся видимая и невидимая природа. А потому и человек, как венец этой природы, должен жить по закону любви. Но ему необходимо и учиться любить. Потому каждый начинает постигать эту любовь с ближнего, затем распространяя её на более отдалённых друзей и родственников, а далее, через любовь к своему народу, должен и способен полюбить и всё человечество. Человек, не способный полюбить свой народ, не способен полюбить и всё человечество. Нельзя верить человеку, лишённому патриотизма, когда он говорит, что он обожает какой-то другой народ.

Необходимо мыслить об улучшении жизни своего народа. Для этого важно прокладывать путь в будущее. Но для этого следует знать прошлое. «Не знающий прошлого не может думать о будущем»(4).

Н.К. Рерих пишет целую сюиту, пронизанную любовью к славному прошлому России и истокам Древней Руси. Во всей красе встаёт перед нами великое прошлое русского народа. «Ладьи строят», «Город строят», «Волокут волоком», «Ярослав Мудрый», «Александр Невский», «Святой Сергий», «Три радости», «Илья Муромец» и многие другие работы Н. К. Рериха выражают сокровенную любовь его к русскому народу.

Приобретённая любовь к России и русскому народу расширяется и распространяется и приводит к пониманию и других народов. Именно отсюда проявляется утонченное восприятие и норвежской фантастической музыки Эдварда Грига и загадочной Финляндии, выраженной Рерихом таинственным образом: «Сказка севера глубока и пленительна», и Италии, с её южной красотой, и американского народа (в чём его упрекали квасные «патриоты») и, конечно, Востока. Среди всего Востока Н. К. Рерих особенно принял всем сердцем Индию, духовную Родину многих народов Европы и Азии и даже Африки (о чём многие, возможно, и не предполагают).

Н. К. Рерих написал более 7000 картин, эскизов, рисунков, в которых воспел красоту мира в проявлении данной жизни. Во всех них присутствует тот незримый мир, который и является источником Прекрасного. Этот мир неслучайно называется Высшим, Горним. К нему должен человек стремиться в своем восхождении и совершенствовании. Именно поэтому Н. К. Рерих для напоминания и восхищения привлекательностью духовным восхождением так многообразно и убедительно отобразил самые высокие горы на земле: Тибет и Гималаи. «Певец гор» – под таким именем вошёл Н.К.Рерих в историю искусства.

Стремиться вверх – означает совершенствоваться. Само по себе совершенствование заключается в приобретении и накоплении положительных качеств: любви, доброжелательства, мудрости, радости, бесстрашия, мужества, равновесия, и изжития отрицательных качеств: ненависти, злобы, невежества, уныния, страха, малодушия, раздражения, гнева. Любовь, красота и знание – в этой триаде заключён смысл жизни: «Сознание красоты спасет мир», – утверждал Н.К. Рерих.

Написав картины, зовущие к жизненной этике, Н.К. Рерих отразил те же мысли и в своём литературно-философском творчестве. Его более чем 2000 статей были опубликованы в различных собраниях: «Нерушимое», «Врата в будущее», «Твердыня Пламенная», «Держава Света», «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Листы дневника» и других. Каждая его мысль в литературно-философском наследии – это гимн красоте и культуре. «Культура есть почитание Света». «Культура есть оружие Света». «Культура есть спасение». (5)

Не случайно Н. К. Рерих принимает самое активное участие в деле сохранения и защиты культурных ценностей. Именно его идеи легли в основу Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Рериха, подписанного 21 страной 15 апреля 1935 года. Возможно, немногие знают, что уникальность и особое значение Пакта заключается в том, что он действует не только в случае вооружённого конфликта, но и в мирное время.

Н.К. Рерих одним из первых во весь голос заявил о великом значении Культуры. Свет, который несут красота и Культура, приводит в неистовство и в исступление всех служителей тьмы. Именно поэтому у Н.К.Рериха так много врагов и недоброжелателей – им нестерпим Свет! Хотя прикрываться Светом – их излюбленный приём. Особенно они любят маску христианства, определяющего современное человеческое мышление и сознание. Прикрываются нередко самым именем Христа и этим вводят в заблуждение неопытные и небдительные сознания. Оружие их – клевета. Однако каждый непредубежденный сторонник Света и Добра легко сможет разоблачить их клевету. Это долг каждого взыскующего Свет. Задача не так уж и сложна. Взять, скажем, труды оклеветанного Светоча, например, того же Н. К. Рериха, и сравнить с измышлениями «правдолюбца», скажем, особо плодовитого дьякона А. Кураева. Не сомневайтесь, друзья, и будьте уверены, что вы обязательно найдёте передергивания, выхватывания фраз, использованных не по назначению, усечение фраз до изменения их смысла и даже отсутствия тех или иных мыслей в цитатах, которые он, дьякон, приводит в виде «доказательств». Возможно, в такой момент захочется обрушить гнев на клеветника или даже на Православную церковь, от имени которой пишет «радетель», но необходимо подумать, как поступил бы в этом случае Н. К. Рерих. Он призывал любить врагов наших – они не дают нам пребывать в благодушии, а заставляют нас быть внимательными: они о нас говорят и, тем самым, распространяют наши идеи, а если занимаются умышленным замалчиванием, дают нам время хорошо обдумать наши мысли. Что же касается церкви, то сущность её высоко ценил сам Н. К. Рерих, почитая её лучших подвижников и отдавая должное Святым отцам, особенно превознося Учение самого Христа и книги «Добротолюбия». А вся нечисть, грязь, прилипшая к Православию и выступающая от его имени, рано или поздно будет разоблачена, и произойдет очищение от неё, как от обычной грязи, прилипшей к некогда чистому сосуду. Н. К. Рерих так велик, что к нему не пристанет никакая грязь. В то же время его противники непременно уже находятся на пути разложения. Поэтому их стоит только пожалеть.

Само соприкосновение с творчеством Н. К. Рериха даёт ощущение безграничного познавания и радости, и это явление несёт также Свет.

Да, Н. К. Рерих несёт нам Свет Огня, и мы ему обязаны воздать должное – любовь и признательность. Уже принято решение увековечить память о замечательном мыслителе, художнике, учёном и педагоге, путешественнике и общественном деятеле Николае Константиновиче Рерихе установкой ему памятника на Большом проспекте Васильевского острова, в саду «Василеостровец». Памятник будет сооружаться на народные средства, поэтому каждый, кто хочет и может выразить ему любовь и уважение, может внести свой посильный вклад. Кто-то внесёт свои с трудом заработанные деньги, но тем самым и выразит силу и мощь любви; кто-то найдёт более состоятельных друзей, способных оказать посильную финансовую помощь; кто-то поддержит морально, кто-то даст необходимый совет. Всё будет ценно в этом великом деле. Пусть будет Свет!

Олег Чеглаков, 2000 г.

Из кн. Обнажённость или загадочность, СПб, 2009

Послесловие:
23 октября 2010 года памятник Н. К. Рериху был установлен
в саду Василеостровец. 9 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие памятника.
Установлен памятник дерзновением – дерзновением скульптора В.В.Зайко, создавшим образ Н. К. Рериха в скульптуре; заслуженного художника РФ, профессора И. Г. Уралова, поддержавшего идею с самого начала; архитектора Ю. Ф. Кожина; мастера П. И. Гиля и его мастерской; общества «Знамя Культуры», которое взялось за реализацию этой идеи; Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» и Ю. Ю. Жорно, которые эту идею воплотили в жизнь. И несомненно, что дерзновенные мысли самых разных людей, верящих в возможность установки памятника Н.К.Рериху, помогли свершиться этому культурному действу. ( Из истории создания памятника Н.К.Рериху
читать )

Литература:
1. Н. К. Рерих. Клевета // Твердыня Пламенная. - Рига: «Виеда», 1991. - С. 119
2. Н. К. Рерих. Остров слёз // Твердыня Пламенная. - Рига: «Виеда», 1991. - С. 125.
3. Н. К. Рерих. Туда и оттуда // Листы дневника. Т. 2. - М: МЦР, 1995. - С. 323
4. Н. К. Рерих. Старые годы // Листы дневника. Т. 2. - М: МЦР, 1995. - С. 9
5. Н. К. Рерих. Культура – почитание света // Твердыня Пламенная. - Рига: «Виеда», 1991. - С.63

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Комментировать

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.